ЗЕМЛЕПРОХО́ДЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 384-385

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. И. Магидович

ЗЕМЛЕПРОХО́ДЦЫ, рус. пу­те­ше­ст­вен­ни­ки и мо­ре­хо­ды, уча­ст­ни­ки по­хо­дов и пла­ва­ний, оз­на­ме­но­вав­ших круп­ные гео­гра­фич. от­кры­тия в Си­би­ри, на Даль­нем Вос­то­ке и в мо­рях Сев. Ле­до­ви­то­го и Ти­хо­го океа­нов, гл. обр. в 17 в. З. бы­ли б. ч. по­мо­ра­ми – вы­ход­ца­ми из По­мо­рья (вклю­чаю­ще­го бас­сей­ны рек Оне­га, Сев. Дви­на и Ме­зень). Све­де­ния об их жиз­ни до­воль­но скуд­ны. Мн. З. от­но­си­лись к со­сло­вию «слу­жи­лых лю­дей» (ка­за­ки и стрель­цы раз­ных чи­нов), а так­же к тор­го­во­му лю­ду (куп­цы и при­каз­чи­ки) и «про­мыш­лен­ни­кам», за­ни­мав­шим­ся про­мыс­ла­ми (ча­ще все­го – пуш­ным). Сре­ди З. бы­ли строи­те­ли, ко­ра­бе­лы, зем­ле­паш­цы, охот­ни­ки, ры­бо­ло­вы, вои­ны, мо­ря­ки, в осн. не­гра­мот­ные; встре­ча­лись «но­во­кре­щё­ные» (из та­тар) и во­ен­но­плен­ные ино­зем­цы (из Лит­вы). З. по­ки­да­ли род­ные мес­та: од­ни – в на­де­ж­де обо­га­тить­ся, дру­гие бе­жа­ли от на­ло­гов, тре­тьи меч­та­ли о сла­ве и вла­сти. З. дей­ст­во­ва­ли в чрез­вы­чай­но тя­жё­лых кли­ма­тич. ус­ло­ви­ях на ог­ром­ных про­сто­рах тай­ги и тун­д­ры, а так­же в труд­но­дос­туп­ных гор­ных рай­онах. По су­ше З. пе­ре­дви­га­лись не толь­ко пеш­ком, но и на лы­жах, олень­их нар­тах и вер­хо­вых ло­ша­дях. По ре­кам и мо­рям хо­ди­ли на стру­гах и бай­да­рах, до­ща­ни­ках и лод­ках, но гл. обр. – на ма­лых ко­чах. Не­ред­ко при­хо­ди­лось уча­ст­во­вать в столк­но­ве­ни­ях с ме­ст­ным на­се­ле­ни­ем. По­рой груп­пы ка­за­ков, по­слан­цев го­ро­дов – кон­ку­рен­тов по сбо­ру яса­ка всту­па­ли друг с дру­гом в стыч­ки и да­же в бои, при­во­дя­щие к ги­бе­ли лю­дей. Дея­тель­ность З. под­дер­жи­ва­лась и час­тич­но на­прав­ля­лась центр. вла­стью, а так­же си­бир­ски­ми долж­но­ст­ны­ми ли­ца­ми. В ре­зуль­та­те зна­чит. часть Зап. Си­би­ри до Ени­сея бы­ла в об­щих чер­тах ис­сле­до­ва­на и к нач. 17 в. при­сое­ди­не­на к Рус. гос-ву, что спо­соб­ст­во­ва­ло в даль­ней­шем не­бы­ва­лым по мас­шта­бам по­хо­дам на вос­ток, се­вер, се­ве­ро-вос­ток и юг Си­би­ри.

Походы и открытия на востоке Сибири

Осо­бен­но стре­ми­тель­но шло про­дви­же­ние З. к вос­то­ку от до­ли­ны р. Ени­сей. Пер­во­от­кры­ва­те­ля­ми Сред­не­си­бир­ско­го плос­ко­го­рья ста­ли вы­ход­цы с Ме­зе­ни – Сав­лук и Фи­лат: ок. 1605 они об­сле­до­ва­ли б. ч. те­че­ния рек Ниж­няя Тун­гу­ска и Ви­люй (ср. часть), где про­жи­ли до 1611 и дос­та­ви­ли пер­вые све­де­ния о р. Ле­на. П. Д. Пян­да в 1620–23 во гла­ве от­ря­да про­шёл поч­ти 8 тыс. км реч­ных пу­тей, в т. ч. 2400 км верх­ней и сред­ней Ле­ны, впер­вые ука­зал ме­сто­по­ло­же­ние При­лен­ско­го и Ан­гар­ско­го пла­то, от­крыл вер­хо­вья рек Ниж­няя Тун­гу­ска и Ан­га­ра. В 1623 По­здей Фир­сов об­на­ружил р. Под­ка­мен­ная Тун­гу­ска и про­сле­дил ок. 500 км её те­че­ния. Мар­тын Ва­силь­ев, ос­мот­рев­ший поч­ти 1500 км те­че­ния р. Ви­люй до устья и от­крыв­ший Цен­траль­ноя­кут­скую рав­ни­ну, в 1627–28 по­бы­вал на р. Ле­на. В 1630–35 В. Е. Бу­гор, И. А. Гал­кин и П. И. Бе­ке­тов то­же об­сле­до­ва­ли б. ч. бас­сей­на Ле­ны; Иван Па­де­рин в 1632 про­сле­дил её те­че­ние. В 1643–46 В. Д. По­яр­ков про­шёл поч­ти 8 тыс. км от Ле­ны до Аму­ра, от­крыв Амур­ско-Зей­скую и Зей­ско-Бу­ре­ин­скую рав­ни­ны, ре­ки Зея и Ус­су­ри. От устья Зеи По­яр­ков спус­тил­ся до устья Аму­ра, про­плыл вдоль юго-зап. бе­ре­га Охот­ско­го м. Его де­ло про­дол­жи­ли в 1649–1656 Е. П. Ха­ба­ров и Бе­ке­тов. Ха­ба­ров не был пер­во­от­кры­ва­те­лем, но его исследования способствовали присоединению При­аму­рья к Рос­сии; Бе­ке­тов же пе­ре­сёк всё За­бай­ка­лье и осу­ще­ст­вил пер­вое пла­ва­ние по Аму­ру. Гав­ри­ил Фро­лов в 1679 по­ло­жил на­ча­ло от­кры­тию хреб­тов Ту­ра­на и Бу­ре­ин­ско­го; И. М. Ми­ло­ва­нов в 1681–82 об­сле­до­вал Амур­ско-Зей­скую и Зей­ско-Бу­ре­ин­скую рав­ни­ны. В. В. Ат­ла­сов в 1697–99 про­дол­жил изу­че­ние Кам­чат­ки, прой­дя поч­ти всё зап. по­бе­ре­жье, от­крыв Сре­дин­ный хре­бет, вул­кан Клю­чев­ская Соп­ка, и при­сое­ди­нил Кам­чат­ку к Рос­сии, за что по­лу­чил в 1701 чин ка­зачь­е­го го­ло­вы.

Походы и открытия на севере и северо-востоке Сибири

Про­дви­га­ясь на се­вер и се­ве­ро-вос­ток, в са­мом на­ча­ле 17 в. бе­зы­мян­ные З. от­ме­ти­ли в Зап. Си­би­ри ме­сто­по­ло­же­ние Си­бир­ских Ува­лов и рек Пур и Таз, про­шли по ниж­не­му и среднему те­че­нию р. Ени­сей, а в кон. 1620-х – нач. 1630-х гг. бы­ла об­на­ру­же­на Се­ве­ро-Си­бир­ская низ­мен­ность, об­сле­до­ва­на по всей дли­не (900 км) сев. гра­ни­ца Сред­не­си­бир­ско­го плос­ко­го­рья, а так­же ре­ки По­пи­гай и Ха­тан­га (с при­то­ка­ми Хе­та и Ко­туй). З. уда­лось про­ник­нуть в глубь п-ова Тай­мыр, от­крыть оз. Тай­мыр, го­ры Быр­ран­га и впер­вые дос­тичь Кар­ско­го м. В 1633–35 Илья Пер­филь­ев про­шёл всё те­че­ние р. Яна и зап. часть Яно-Ин­ди­гир­ской низ­мен­но­сти. П. И. Бе­ке­тов в 1635 стал пер­во­про­ход­цем Олёк­мо-Чар­ско­го и Па­том­ско­го на­го­рий. Све­де­ния о дос­ти­же­ни­ях Ели­сея Бу­зы про­ти­во­ре­чи­вы: по од­ной вер­сии, в 1637–38 он об­на­ру­жил кряж Че­ка­нов­ско­го, по дру­гой – хре­бет Ку­лар и ре­ки Омо­лой и Чон­дон. В эти же го­ды По­сник Ива­нов-Гу­барь пер­вым пе­ре­ва­лил че­рез хреб­ты Вер­хо­ян­ский и Чер­ско­го, вый­дя на верх­нюю Ин­ди­гир­ку, а И. И. Реб­ров оты­скал устье Ин­ди­гир­ки, об­сле­до­вал ниж­нюю треть её те­че­ния и оп­ре­де­лил вост. гра­ни­цу Яно-Ин­ди­гир­ской низ­мен­но­сти. Ски­та­ния И. Р. Ера­сто­ва (Вель­ко­ва) в 1637–42 при­ве­ли к от­кры­тию Ян­ско­го и Ала­зей­ско­го плос­ко­го­рий, р. Ала­зея и Ко­лым­ской низ­мен­но­сти. А. З. Ма­ло­мол­ка в 1641 об­на­ру­жил Ста­но­вой хре­бет, Ал­дан­ское на­го­рье и про­сле­дил всё те­че­ние р. Ал­дан. В 1643 груп­па М. В. Ста­ду­хи­на, со­еди­нив­шись с ка­за­ка­ми Д. М. Зы­ря­на, спус­ти­лась на ко­чах по Ин­ди­гир­ке к Вос­точ­но-Си­бир­ско­му м. и дви­ну­лась даль­ше на вос­ток, об­на­ру­жив устье р. Ко­лы­ма, под­ня­лась по ней до сред­не­го те­че­ния, про­дол­жив об­сле­до­ва­ние Ко­лым­ской низ­мен­но­сти. В том же го­ду Лав­рен­тий Гри­горь­ев от­крыл Мом­ский хре­бет. Ва­си­лий Сы­чёв ле­том 1648 пер­вым спус­тил­ся к Ха­танг­ско­му зал. мо­ря Лап­те­вых. По­сле пер­во­го пе­ше­го пу­те­ше­ст­вия дли­ной ок. 200 км по льдам Вос­точ­но-Си­бир­ско­го м. Ти­мо­фей Бул­да­ков пре­одо­лел вост. часть Яно-Ин­ди­гир­ской низ­мен­но­сти (1649) и Ала­зей­ское плос­ко­го­рье (1649–51). В 1649–50 от­ряд С. И. Мо­то­ры пер­вым про­шёл на вос­ток от до­ли­ны р. Ко­лы­ма и пе­ре­сёк Ана­дыр­ское плос­ко­го­рье. А вес­ной то­го же го­да И. А. Ба­ра­нов об­сле­до­вал р. Омо­лон (при­ток Ко­лы­мы), пер­вым пе­ре­сёк Ко­лым­ское на­го­рье и дос­тиг Ги­жи­гин­ской гу­бы Охот­ско­го мо­ря.

Походы и открытия на юге Сибири

Ос­ваи­вая юж. рай­оны Си­би­ри, З. в на­ча­ле 17 в. про­шли сред­нее те­че­ние рек Ир­тыш и Обь и до­б­ра­лись до Са­ла­ир­ско­го кря­жа, Куз­нец­ко­го Ала­тау и его юж. про­дол­же­ния – Аба­кан­ско­го хреб­та. В 1632 Фё­дор Пу­щин дос­тиг верх­не­го те­че­ния р. Обь, а в 1633 Пётр Со­бан­ский про­ник в го­ры Ал­тая, про­сле­дил те­че­ние р. Бия и об­на­ру­жил Те­лец­кое оз.; по­сле его по­хо­да 1642–43 в Рос­сии ста­ли из­вест­ны ха­рак­тер те­че­ния и про­тя­жён­ность р. Обь. В 1638 З. поя­ви­лись в За­бай­калье: по Ви­ти­му ту­да про­ник Мак­сим Пер­филь­ев, пер­вым пе­ре­сёк­ший Ста­но­вое на­го­рье. В 1640 З. впер­вые столк­ну­лись на юге Си­би­ри с яв­ле­ни­ем мно­го­лет­ней мерз­ло­ты и мно­го­лет­не­мёрз­лых по­род, что ста­ло гео­гра­фич. от­кры­ти­ем. Осн. роль в об­сле­до­ва­нии Бай­ка­ла и При­бай­ка­лья сыг­ра­ли в 1643–1648 К. А. Ива­нов (по­ло­жив­ший на кар­ту оз. Бай­кал), Се­мён Ско­ро­ход и Иван По­ха­бов.

Плавания и открытия морей Северного Ледовитого и Тихого океанов

На­ча­ло от­кры­тию ази­ат. мо­рей Сев. Ле­до­ви­то­го и Ти­хо­го океа­нов по­ло­жи­ли бе­зы­мян­ные мо­ре­хо­ды-по­мо­ры, ко­то­рые об­на­ру­жи­ли в кон. 16 в. Об­скую и Та­зов­скую гу­бы Кар­ско­го м. Илья Пер­филь­ев и Иван Реб­ров в 1633–34 пер­вы­ми пла­ва­ли в м. Лап­те­вых, где от­кры­ли бух­ту Бу­ор-Хая, Оле­нёк­ский и Ян­ский за­ли­вы с усть­ями од­но­им. рек. В 1638 Реб­ров про­шёл на ко­чах 900 км вдоль арк­тич. по­бе­ре­жья Азии ме­ж­ду усть­ями рек Яна и Ин­ди­гир­ка че­рез про­лив (Дмит­рия Лап­те­ва) и, про­дви­га­ясь да­лее на вос­ток, стал пер­во­от­кры­ва­те­лем Вос­точ­но-Си­бир­ско­го м. Ещё вос­точ­нее в 1643 про­ник­ли И. Р. Ера­стов, Д. М. Зы­рян и М. В. Ста­ду­хин: им при­над­ле­жит честь пер­во­го про­хо­ж­де­ния 500 км арк­тич. по­бе­ре­жья Азии до устья р. Ко­лы­ма и од­но­им. за­ли­ва. А ещё на 300 км да­лее к вос­то­ку уда­лось про­дви­нуть­ся Исаю Иг­нать­е­ву: в 1646 он дос­тиг Ча­ун­ской гу­бы Вос­точ­но-Си­бир­ско­го м. Од­ним из выс­ших дос­ти­же­ний рус. мо­ре­хо­дов ста­ло ис­то­рич. пла­ва­ние Ф. А. По­по­ва и С. И. Деж­нё­ва. В 1648 они про­шли про­ли­вом Лон­га, пер­вы­ми обо­гну­ли мо­рем край­нюю сев.-вост. точ­ку Азии и до­ка­за­ли су­ще­ст­во­ва­ние про­хо­да (Бе­рин­го­ва прол.) из Сев. Ле­до­ви­то­го в Ти­хий ок. Они об­сле­до­ва­ли 1000 км сев. по­бе­ре­жья Чу­кот­ско­го п-ова и ока­за­лись пер­во­от­кры­ва­те­ля­ми Чу­кот­ско­го и Бе­рин­го­ва мо­рей. Во 2-й пол. 17 в. бе­зы­мян­ные мо­ре­хо­ды от­кры­ли Но­во­си­бир­ские о-ва.

З. сде­ла­ли пер­вый вклад в вы­яв­ле­ние ок­ра­ин­ных мо­рей Ти­хо­го ок. И. Ю. Мо­ск­ви­тин в 1639–40 про­шёл 1300 км зап. и юж. по­бе­ре­жий Охот­ско­го м., по­ло­жив на­ча­ло рус. мо­ре­ход­ст­ву на Ти­хом ок. Он об­на­ру­жил Уд­скую гу­бу, часть Шан­тар­ских о-вов, Са­ха­лин­ский зал., Амур­ский ли­ман и устье Аму­ра и стал пер­во­от­кры­ва­те­лем рус. Даль­не­го Вос­то­ка. Мо­ск­ви­тин дос­та­вил так­же пер­вые све­де­ния о сев.-зап. бе­ре­ге о. Са­ха­лин. Сев. по­бе­ре­жье Охот­ско­го м. об­сле­до­вал в 1648 Алек­сей Фи­лип­пов (500 км). В 1651–53 М. В. Ста­ду­хин про­шёл 1500 км на лы­жах и нар­тах от бас­сей­на р. Ана­дырь до устья р. Пен­жи­на, от­крыв Пен­жин­скую гу­бу и зал. Ше­ли­хо­ва Охот­ско­го м. По­ход И. А. На­ги­бы по Аму­ру в по­ис­ках Е. П. Ха­ба­ро­ва и его лю­дей в 1652 при­вёл к вы­ну­ж­ден­но­му пла­ва­нию вдоль юж. бе­ре­га Охот­ско­го м. и от­кры­тию Уль­бан­ско­го и Ту­гур­ско­го за­ли­вов. Бе­ре­гов Ка­ра­гин­ско­го зал. Бе­рин­го­ва м. на Кам­чат­ке пер­вым дос­тиг Иван Кам­ча­той в 1658–61. Вме­сте с Ф. А. Чу­ки­че­вым они ста­ли пер­во­от­кры­ва­те­ля­ми внутр. рай­онов п-ова Кам­чат­ка. Ок. 1500 км сев.-зап. бе­ре­га Ана­дыр­ско­го зал. Бе­рин­го­ва м. на Чу­кот­ке об­сле­до­вал в 1660–62 К. Ива­нов, от­крыв­ший там же зал. Кре­ста; в 1662–65 он вы­пол­нил пио­нер­ную съём­ку бас­сей­на р. Ана­дырь. И. М. Ру­бец, по­вто­рив­ший в 1662 пла­ва­ние По­по­ва–Деж­нё­ва, про­шёл 600 км вдоль зап. по­бе­ре­жья Ана­дыр­ско­го зал. и да­лее к югу – по­бе­ре­жье Бе­рин­го­ва м. вплоть до п-ова Кам­чат­ка. В 1698 В. В. Ат­ла­сов пер­вым из З. вы­шел к Ти­хо­му ок. и по­ло­жил на­ча­ло от­кры­тию Ку­риль­ских ост­ро­вов.

Роль землепроходцев в истории географических открытий

З. ста­ли пер­во­от­кры­ва­те­ля­ми Се­ве­ро-Си­бир­ской, Яно-Ин­ди­гир­ской, Ко­лым­ской и др. низ­мен­но­стей. И ес­ли ре­ки Обь, Ени­сей и Амур в той или иной сте­пе­ни бы­ли из­вест­ны из­дав­на, то Ле­на, Ин­ди­гир­ка, Ко­лы­ма и ряд ко­рот­ких рек сев. и сев.-вост. час­тей Си­би­ри ос­та­ва­лись не­из­вест­ны­ми до по­яв­ле­ния З., про­сле­див­ших их от ис­то­ков до усть­ев. К нач. 18 в. З. со­бра­ли пер­вые дан­ные о реч­ной се­ти и рель­е­фе поч­ти всей Си­би­ри и Даль­не­го Вос­то­ка. З. пер­вы­ми из ев­ро­пей­цев вы­шли к арк­тич. мо­рям Азии и мо­рям сев. час­ти Ти­хо­го ок., им ста­ло из­вест­но о про­хо­де ме­ж­ду Ази­ей и Сев. Аме­ри­кой, о Чу­кот­ском и Кам­чат­ском по­лу­ост­ро­вах, Ку­риль­ских о-вах и др. Арк­тич. мо­ре­хо­ды вы­яви­ли бе­ре­го­вую чер­ту Сев. Азии на зна­чит. про­тя­же­нии, про­шли поч­ти по всей трас­се Сев. мор­ско­го пу­ти и по­ло­жи­ли на­ча­ло от­кры­тию ост­ро­вов в ази­ат. сек­то­ре Арк­ти­ки. Дан­ные, со­б­ран­ные З., бо­лее сто­ле­тия ос­та­ва­лись един­ст­вен­ным ис­точ­ни­ком све­де­ний о Си­би­ри и Даль­нем Вос­то­ке. З. сыг­ра­ли ос­но­во­по­ла­гаю­щую роль в ос­вое­нии Си­би­ри, ста­нов­лении и раз­ви­тии там хле­бо­па­ше­ст­ва и борт­ни­че­ст­ва, де­ре­во- и ме­тал­ло­об­ра­ба­ты­ваю­щих про­из­водств, раз­ра­бот­ке по­лез­ных ис­ко­пае­мых.

Лит.: Ни­ки­тин Н. И. Рус­ские зем­ле­про­ход­цы в Си­би­ри. М., 1988; он же. Зем­ле­про­хо­дец С. Деж­нев и его вре­мя. М., 1999; Ко­лум­бы зем­ли рус­ской / Сост. К. В. Це­хан­ская. Ха­ба­ровск, 1989; Де­мин Л. М. С. Деж­нев. М., 1990; Ту­ра­ев В. А. И на той Улье ре­ке… Рус­ский зем­ле­про­хо­дец И. Ю. Мо­ск­ви­тин: прав­да, за­блу­ж­де­ния, до­гад­ки. Ха­ба­ровск, 1990; Ле­он­ть­е­ва Г. А. Зем­ле­про­хо­дец Е. П. Ха­ба­ров. М., 1991; Сверд­лов Л. М. Тай­мыр­ская за­гад­ка. М., 2001; Ска­лон В. Н. Рус­ские зем­ле­про­ход­цы XVII ве­ка в Си­би­ри. 2-е изд. Но­во­сиб., 2005.

Вернуться к началу