ЗЕМЛЕПРОХО́ДЦЫ
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗЕМЛЕПРОХО́ДЦЫ, рус. путешественники и мореходы, участники походов и плаваний, ознаменовавших крупные географич. открытия в Сибири, на Дальнем Востоке и в морях Сев. Ледовитого и Тихого океанов, гл. обр. в 17 в. З. были б. ч. поморами – выходцами из Поморья (включающего бассейны рек Онега, Сев. Двина и Мезень). Сведения об их жизни довольно скудны. Мн. З. относились к сословию «служилых людей» (казаки и стрельцы разных чинов), а также к торговому люду (купцы и приказчики) и «промышленникам», занимавшимся промыслами (чаще всего – пушным). Среди З. были строители, корабелы, землепашцы, охотники, рыболовы, воины, моряки, в осн. неграмотные; встречались «новокрещёные» (из татар) и военнопленные иноземцы (из Литвы). З. покидали родные места: одни – в надежде обогатиться, другие бежали от налогов, третьи мечтали о славе и власти. З. действовали в чрезвычайно тяжёлых климатич. условиях на огромных просторах тайги и тундры, а также в труднодоступных горных районах. По суше З. передвигались не только пешком, но и на лыжах, оленьих нартах и верховых лошадях. По рекам и морям ходили на стругах и байдарах, дощаниках и лодках, но гл. обр. – на малых кочах. Нередко приходилось участвовать в столкновениях с местным населением. Порой группы казаков, посланцев городов – конкурентов по сбору ясака вступали друг с другом в стычки и даже в бои, приводящие к гибели людей. Деятельность З. поддерживалась и частично направлялась центр. властью, а также сибирскими должностными лицами. В результате значит. часть Зап. Сибири до Енисея была в общих чертах исследована и к нач. 17 в. присоединена к Рус. гос-ву, что способствовало в дальнейшем небывалым по масштабам походам на восток, север, северо-восток и юг Сибири.
Походы и открытия на востоке Сибири
Особенно стремительно шло продвижение З. к востоку от долины р. Енисей. Первооткрывателями Среднесибирского плоскогорья стали выходцы с Мезени – Савлук и Филат: ок. 1605 они обследовали б. ч. течения рек Нижняя Тунгуска и Вилюй (ср. часть), где прожили до 1611 и доставили первые сведения о р. Лена. П. Д. Пянда в 1620–23 во главе отряда прошёл почти 8 тыс. км речных путей, в т. ч. 2400 км верхней и средней Лены, впервые указал местоположение Приленского и Ангарского плато, открыл верховья рек Нижняя Тунгуска и Ангара. В 1623 Поздей Фирсов обнаружил р. Подкаменная Тунгуска и проследил ок. 500 км её течения. Мартын Васильев, осмотревший почти 1500 км течения р. Вилюй до устья и открывший Центральноякутскую равнину, в 1627–28 побывал на р. Лена. В 1630–35 В. Е. Бугор, И. А. Галкин и П. И. Бекетов тоже обследовали б. ч. бассейна Лены; Иван Падерин в 1632 проследил её течение. В 1643–46 В. Д. Поярков прошёл почти 8 тыс. км от Лены до Амура, открыв Амурско-Зейскую и Зейско-Буреинскую равнины, реки Зея и Уссури. От устья Зеи Поярков спустился до устья Амура, проплыл вдоль юго-зап. берега Охотского м. Его дело продолжили в 1649–1656 Е. П. Хабаров и Бекетов. Хабаров не был первооткрывателем, но его исследования способствовали присоединению Приамурья к России; Бекетов же пересёк всё Забайкалье и осуществил первое плавание по Амуру. Гавриил Фролов в 1679 положил начало открытию хребтов Турана и Буреинского; И. М. Милованов в 1681–82 обследовал Амурско-Зейскую и Зейско-Буреинскую равнины. В. В. Атласов в 1697–99 продолжил изучение Камчатки, пройдя почти всё зап. побережье, открыв Срединный хребет, вулкан Ключевская Сопка, и присоединил Камчатку к России, за что получил в 1701 чин казачьего головы.
Походы и открытия на севере и северо-востоке Сибири
Продвигаясь на север и северо-восток, в самом начале 17 в. безымянные З. отметили в Зап. Сибири местоположение Сибирских Увалов и рек Пур и Таз, прошли по нижнему и среднему течению р. Енисей, а в кон. 1620-х – нач. 1630-х гг. была обнаружена Северо-Сибирская низменность, обследована по всей длине (900 км) сев. граница Среднесибирского плоскогорья, а также реки Попигай и Хатанга (с притоками Хета и Котуй). З. удалось проникнуть в глубь п-ова Таймыр, открыть оз. Таймыр, горы Бырранга и впервые достичь Карского м. В 1633–35 Илья Перфильев прошёл всё течение р. Яна и зап. часть Яно-Индигирской низменности. П. И. Бекетов в 1635 стал первопроходцем Олёкмо-Чарского и Патомского нагорий. Сведения о достижениях Елисея Бузы противоречивы: по одной версии, в 1637–38 он обнаружил кряж Чекановского, по другой – хребет Кулар и реки Омолой и Чондон. В эти же годы Посник Иванов-Губарь первым перевалил через хребты Верхоянский и Черского, выйдя на верхнюю Индигирку, а И. И. Ребров отыскал устье Индигирки, обследовал нижнюю треть её течения и определил вост. границу Яно-Индигирской низменности. Скитания И. Р. Ерастова (Велькова) в 1637–42 привели к открытию Янского и Алазейского плоскогорий, р. Алазея и Колымской низменности. А. З. Маломолка в 1641 обнаружил Становой хребет, Алданское нагорье и проследил всё течение р. Алдан. В 1643 группа М. В. Стадухина, соединившись с казаками Д. М. Зыряна, спустилась на кочах по Индигирке к Восточно-Сибирскому м. и двинулась дальше на восток, обнаружив устье р. Колыма, поднялась по ней до среднего течения, продолжив обследование Колымской низменности. В том же году Лаврентий Григорьев открыл Момский хребет. Василий Сычёв летом 1648 первым спустился к Хатангскому зал. моря Лаптевых. После первого пешего путешествия длиной ок. 200 км по льдам Восточно-Сибирского м. Тимофей Булдаков преодолел вост. часть Яно-Индигирской низменности (1649) и Алазейское плоскогорье (1649–51). В 1649–50 отряд С. И. Моторы первым прошёл на восток от долины р. Колыма и пересёк Анадырское плоскогорье. А весной того же года И. А. Баранов обследовал р. Омолон (приток Колымы), первым пересёк Колымское нагорье и достиг Гижигинской губы Охотского моря.
Походы и открытия на юге Сибири
Осваивая юж. районы Сибири, З. в начале 17 в. прошли среднее течение рек Иртыш и Обь и добрались до Салаирского кряжа, Кузнецкого Алатау и его юж. продолжения – Абаканского хребта. В 1632 Фёдор Пущин достиг верхнего течения р. Обь, а в 1633 Пётр Собанский проник в горы Алтая, проследил течение р. Бия и обнаружил Телецкое оз.; после его похода 1642–43 в России стали известны характер течения и протяжённость р. Обь. В 1638 З. появились в Забайкалье: по Витиму туда проник Максим Перфильев, первым пересёкший Становое нагорье. В 1640 З. впервые столкнулись на юге Сибири с явлением многолетней мерзлоты и многолетнемёрзлых пород, что стало географич. открытием. Осн. роль в обследовании Байкала и Прибайкалья сыграли в 1643–1648 К. А. Иванов (положивший на карту оз. Байкал), Семён Скороход и Иван Похабов.
Плавания и открытия морей Северного Ледовитого и Тихого океанов
Начало открытию азиат. морей Сев. Ледовитого и Тихого океанов положили безымянные мореходы-поморы, которые обнаружили в кон. 16 в. Обскую и Тазовскую губы Карского м. Илья Перфильев и Иван Ребров в 1633–34 первыми плавали в м. Лаптевых, где открыли бухту Буор-Хая, Оленёкский и Янский заливы с устьями одноим. рек. В 1638 Ребров прошёл на кочах 900 км вдоль арктич. побережья Азии между устьями рек Яна и Индигирка через пролив (Дмитрия Лаптева) и, продвигаясь далее на восток, стал первооткрывателем Восточно-Сибирского м. Ещё восточнее в 1643 проникли И. Р. Ерастов, Д. М. Зырян и М. В. Стадухин: им принадлежит честь первого прохождения 500 км арктич. побережья Азии до устья р. Колыма и одноим. залива. А ещё на 300 км далее к востоку удалось продвинуться Исаю Игнатьеву: в 1646 он достиг Чаунской губы Восточно-Сибирского м. Одним из высших достижений рус. мореходов стало историч. плавание Ф. А. Попова и С. И. Дежнёва. В 1648 они прошли проливом Лонга, первыми обогнули морем крайнюю сев.-вост. точку Азии и доказали существование прохода (Берингова прол.) из Сев. Ледовитого в Тихий ок. Они обследовали 1000 км сев. побережья Чукотского п-ова и оказались первооткрывателями Чукотского и Берингова морей. Во 2-й пол. 17 в. безымянные мореходы открыли Новосибирские о-ва.
З. сделали первый вклад в выявление окраинных морей Тихого ок. И. Ю. Москвитин в 1639–40 прошёл 1300 км зап. и юж. побережий Охотского м., положив начало рус. мореходству на Тихом ок. Он обнаружил Удскую губу, часть Шантарских о-вов, Сахалинский зал., Амурский лиман и устье Амура и стал первооткрывателем рус. Дальнего Востока. Москвитин доставил также первые сведения о сев.-зап. береге о. Сахалин. Сев. побережье Охотского м. обследовал в 1648 Алексей Филиппов (500 км). В 1651–53 М. В. Стадухин прошёл 1500 км на лыжах и нартах от бассейна р. Анадырь до устья р. Пенжина, открыв Пенжинскую губу и зал. Шелихова Охотского м. Поход И. А. Нагибы по Амуру в поисках Е. П. Хабарова и его людей в 1652 привёл к вынужденному плаванию вдоль юж. берега Охотского м. и открытию Ульбанского и Тугурского заливов. Берегов Карагинского зал. Берингова м. на Камчатке первым достиг Иван Камчатой в 1658–61. Вместе с Ф. А. Чукичевым они стали первооткрывателями внутр. районов п-ова Камчатка. Ок. 1500 км сев.-зап. берега Анадырского зал. Берингова м. на Чукотке обследовал в 1660–62 К. Иванов, открывший там же зал. Креста; в 1662–65 он выполнил пионерную съёмку бассейна р. Анадырь. И. М. Рубец, повторивший в 1662 плавание Попова–Дежнёва, прошёл 600 км вдоль зап. побережья Анадырского зал. и далее к югу – побережье Берингова м. вплоть до п-ова Камчатка. В 1698 В. В. Атласов первым из З. вышел к Тихому ок. и положил начало открытию Курильских островов.
Роль землепроходцев в истории географических открытий
З. стали первооткрывателями Северо-Сибирской, Яно-Индигирской, Колымской и др. низменностей. И если реки Обь, Енисей и Амур в той или иной степени были известны издавна, то Лена, Индигирка, Колыма и ряд коротких рек сев. и сев.-вост. частей Сибири оставались неизвестными до появления З., проследивших их от истоков до устьев. К нач. 18 в. З. собрали первые данные о речной сети и рельефе почти всей Сибири и Дальнего Востока. З. первыми из европейцев вышли к арктич. морям Азии и морям сев. части Тихого ок., им стало известно о проходе между Азией и Сев. Америкой, о Чукотском и Камчатском полуостровах, Курильских о-вах и др. Арктич. мореходы выявили береговую черту Сев. Азии на значит. протяжении, прошли почти по всей трассе Сев. морского пути и положили начало открытию островов в азиат. секторе Арктики. Данные, собранные З., более столетия оставались единственным источником сведений о Сибири и Дальнем Востоке. З. сыграли основополагающую роль в освоении Сибири, становлении и развитии там хлебопашества и бортничества, дерево- и металлообрабатывающих производств, разработке полезных ископаемых.