Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АТЛА́СОВ ВЛАДИ́МИР ВЛАДИ́МИРОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. И. Никитин

АТЛА́СОВ ВЛАДИ́МИР ВЛАДИ́МИРОВИЧ (Владимир Владимирович Отласов) [1661/1662 – 1(12).2.1711, Нижнекамчатский острог, ныне не существует], русский землепроходец, казачий голова (1701). Уроженец «Усолья» – Соли-Камской (ныне Соликамск) или Соли-Вычегодской (ныне Сольвычегодск). С 1682 г. казак якутского гарнизона. До 1689 г. в качестве сборщика ясака и «годовальщика» служил в зимовьях и острогах на юге и востоке Якутского уезда – на реках Учур, Тугир, Уда, Тата. В 1689 г. после жалобы якутов на злоупотребления при ясачном сборе был бит кнутом и сослан в Анадырский острог. Там из-за конфликта с начальством тоже был наказан – «нещадно» бит батогами. Вернувшись в 1694 г. с «ясачной казной» в Якутск, сумел заинтересовать нового воеводу князя И. М. Гагарина планами по «проведыванию» земель на Камчатке, некоторые районы которой уже посещались небольшими русскими отрядами. Произведён из рядовых казаков сразу в пятидесятники, а в августе 1695 г. назначен «приказчиком» (управителем) Анадырского острога. Заняв крупную сумму денег, снарядил за свой счёт экспедицию, став, в свою очередь, кредитором многих её участников.

В декабре 1696 г. на Камчатку из Анадырского острога вместе с Атласовым отправились 60 казаков (служилых и добровольцев из промысловиков) и 60 ясачных юкагиров. Ещё несколько человек во главе с казаком Лукой Морозко присоединились к ним позднее, нагнав в пути. Шли «нартами» на оленях, управляемых юкагирами, и через две с половиной недели преодолели Корякское нагорье. Там встретили первых «неясачных иноземцев» (более 300 оседлых коряков), которых удалось привести в российское подданство мирным путём. Собранный с них ясак Атласов отправил в сопровождении нескольких казаков в Якутск. Через две недели Атласов также «без боя» подчинил жителей обнаруженного на морском побережье острожка коряков-олюторов.

Ободрённое успехами «войско» разделилось на две группы. Одна пошла во главе с Морозко вдоль восточного побережья полуострова, другая под предводительством Атласова – вдоль западного. Распыление сил привело к печальным последствиям. После первого серьёзного столкновения с аборигенами (кочевыми коряками) участвовавшие в походе юкагиры напали на группу Атласова, убив 6 и ранив 15 чел., включая руководителя экспедиции. Казаки «сели в осаде», но их выручила группа Морозко, извещённая об измене одним из верных юкагиров. Вновь объединившееся войско, состоящее теперь из 55 русских и 30 юкагиров, двинулось вверх по р. Тигиль и взяло ясак с коряков двух находившихся в её долине острожков. В верховьях реки казаки оставили оленей на попечении юкагиров, а сами отправились на приток Камчатки р. Еловка и возле их слияния обнаружили поселения ранее неизвестного народа – ительменов, которых стали называть «камчадальцами» или «камчадалами». Те были рады пришельцам, т. к. надеялись с их помощью «смирить» враждебно настроенных соседей с низовьев реки.

Поставив зимовье, Атласов выяснил обстановку в земле ительменов. Оказалось, что они живут в каменном веке, «державства великого над собой не имеют», постоянно воюют друг с другом и для защиты от взаимных нападений только на р. Камчатка построили ок. 160 острожков. Сделав лодки, казаки вместе с новоявленными союзниками отплыли вниз по реке и через 3 дня «погромили» всех их врагов. Под впечатлением произошедшего ительмены долины Камчатки согласились давать русским ясак, но просили об отсрочке, потому что ранее его никому не платили и соболей для этого не промышляли. Атласов построил ещё одно зимовье, выросшее впоследствии в Верхнекамчатский острог, а 13(23).7.1697 недалеко от устья Еловки поставил большой крест, символизировавший присоединение «новой землицы» к России.

Осенью 1697 г. и зимой 1698 г. казаки занимались главным образом пушным промыслом, а весной приступили к сбору ясака, силой оружия «смиряя» тех, кто отказывался выполнять прошлогодний договор об отсрочке платежей. Вскоре юкагиры, оставленные ими на Тигиле, сообщили, что местные коряки «воровски» отогнали у них всех оленей. Нагнав похитителей, русские «поставили с ними бой», который, по описанию Атласова, носил крайне ожесточённый характер: «бились день и ночь, и… коряк ста с полтора убили… а иные коряки разбежались по лесам». Продвигаясь по морскому побережью далее на юг, казаки громили «непослушников»-коряков, «ласкою и приветом» брали за символические «подарки» ясак с встречавшихся по пути ительменов, а на самой оконечности п-ова Камчатка «наехали» на 6 острожков смешанного айнско-ительменского населения. Взяв приступом один из них, Атласов убедился, что в ясак у этих «курильских мужиков» взять нечего и повернул назад, остановившись на зимовку на р. Ича. Там казаки заявили, что у них «пороху и свинцу не осталось», и потребовали возвращения домой. В марте 1699 г. Атласов был вынужден двинуться в обратный путь, оставив для ясачного сбора 15 казаков в Верхнекамчатском острожке и 20 – в зимовье на р. Еловка. Самого Атласова в пути, кроме юкагиров, сопровождали 17 казаков, но двоих из них он скоро потерял из-за очередного конфликта с юкагирами. В июле 1699 г. экспедиция вернулась в Анадырский острог сильно поредевшей, но с богатой «ясачной казной» и ценнейшими сведениями о Камчатке. Они произвели сильное впечатление как в Якутске, так и в Москве, куда Атласов прибыл в феврале 1701 г., а скоро стали известны и в Западной Европе. За свои «службы» Атласов был щедро награждён деньгами и дорогими тканями, получил высокий чин казачьего головы.

В Москве в Сибирском приказе Атласову было поручено возглавить новый поход на Камчатку с отрядом в 100 чел. Их Атласову предстояло набрать самому в сибирских городах из родственников служилых людей. Организация новой экспедиции шла в целом успешно до тех пор, пока собранный отряд по отплытии из Енисейска в Якутск не разграбил встретившееся на Ангаре купеческое судно с дорогими «китайскими товарами». Делу был дан законный ход, и летом 1702 г. Атласов оказался в тюрьме. Своего оправдания он добился в Москве лишь в 1706 г., после чего сразу же опять был направлен на Камчатку в должности приказчика с отрядом в 170 чел., которых он вновь должен был набрать по пути следования в сибирских городах. В июле 1707 г. Атласов с собранными силами добрался до места новой службы и принял управление над Нижнекамчатским и Верхнекамчатским острогами. Обстановка на Камчатке была крайне сложной из-за восстаний аборигенов и своеволий служилых людей. Попытки Атласова навести порядок в своём «присуде» и укрепить в гарнизонах дисциплину провалились. В декабре 1707 г. он был отрешён от власти взбунтовавшимися казаками. Убит казаками в своём доме в Нижнекамчатском остроге при не вполне ясных обстоятельствах.

Имя Атласова ныне носят один из Курильских островов, вулкан и посёлок на Камчатке, мыс на о. Сахалин, улица в Москве и др.

Ист.:
Оглоблин Н. Н. Две «скаски» Владимира Атласова об открытии Камчатки // Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете. – Москва : Университетская типография, 1891. – Кн. 3.

Лит.:
Оглоблин Н. Н. Новые данные о Владимире Атласове // Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете. – Москва : Университетская типография, 1888. – Кн. 1.
Белов М. И. Новые данные о службах Владимира Атласова и первых походах русских на Камчатку // Летопись Севера.  Москва : Мысль, 1957. – Т. 2. 
Огрызко И. И. Владимир Атласов // Ученые записки Ленинградского педагогического института. – Ленинград : Учпедгиз, Ленинградское отделение, 1957. – Т. 132.
Полевой Б. П. Новое о Владимире Атласове // Дальний Восток. – 1976. – № 4.
Леонтьева Г. А. Якутский казак Владимир Атласов – первопроходец земли Камчатки. – Москва : Маркетинг, 1997. 

Вернуться к началу