ИТЕЛЬМЕ́НЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИТЕЛЬМЕ́НЫ (самоназвание итэнмəн, мн.ч. итэнмə’н, букв. – житель), народ в России. Живут в осн. в сёлах Ковран (составляют здесь большинство населения), Тигиль и Усть-Хайрюзово Тигильского р-на Камчатского края. Численность 3,2 тыс. чел. (2010, перепись), из них в Камчатском крае 2,4 тыс. чел. (в т.ч. 0,8 тыс. чел. – в Тигильском р-не), в Магаданской обл. – 0,6 тыс. чел.; ок. 1 тыс. чел. живут в городах. Говорят в осн. на русском яз., ок. 80 чел. владеют ительменским языком. Сочетают традиц. верования с элементами православия.
По археологич. исследованиям, историч. территория И. заселялась начиная с 15 тыс. лет назад несколькими волнами миграций с материковой Сибири, Чукотки, Дальнего Востока и о-вов севера тихоокеанского бассейна. Древние связи обусловили сходство ительменской культуры с эскимосско-алеутской (форма лампы-жирника, лабретки, приспособления для добычи огня, приёмы обработки кости, плетёные и берестяные головные уборы) и курильско-айнской (керамика с внутренними ушками, некоторые формы гарпунов и наконечников стрел). У юж. И. длительные связи с айнами отразились в использовании отравленных гарпунов в промысле кита, морской травы – в плетении и вязании, сходстве старинного коробчатого мечевидного смычкового инструмента типа лютни и др. Связи с коряками прослеживаются в языке сев. И., распространении общих сюжетов фольклора о вóроне Кутхе и др. (вороний цикл характерен также для эскимосско-алеутских и ряда индейских народов). С появлением на Камчатке постоянных русских поселений в нач. 18 в. стала формироваться группа ительмено-русских метисов (камчадалов). В первых описаниях и ранних исследованиях И. [в 18 – нач. 19 вв. – участников 2-й Камчатской экспедиции Г. В.Стеллера (Штеллера), С. П. Крашенинникова и А. П. Горланова, экспедиции Ж. Ф. Лаперуза Ж. Б. Лессепса, В. М. Головнина; в нач. 20 в. – В. Л. Комарова, В. И. Иохельсона и др.] они также наз. камчадалами (некоторые исследователи признают этот термин также старинным ительменским самоназв.), назв. «И.» не употреблялось до 1927.
Численность И. к кон. 17 в. оценивается от 10 до 25 тыс. чел. По С. П. Крашенинникову, делились на территориально-диалектные группы: чюпагжу, или бурин (р. Камчатка), суаачу-ай (р. Авача), кыхчерен, или кшиагжи (реки Большая и Жупанова), кулес и лингурин (зап. побережье Камчатки к северу от р. Немтик). К 1747 И. были поголовно крещены (в это время они насчитывали 8 тыс. чел.), в 1751–53 в Тигиле была построена церковь. В результате восстаний (крупнейшее в 1731) и эпидемий их численность продолжала падать и к 1822 составляла ок. 1700 чел. (в 35 селениях). По переписи 1926, в 9 поселениях на зап. побережье с наименее ассимилированным населением жили ок. 900 чел. С 1927 они стали называться И., затем были созданы туземные советы, обсуждался вопрос о создании ительменского нац. района. В 1930-е гг. начались массовые миграции русских на зап. берег Камчатки. И. были вытеснены из рыболовного промысла, заняты в осн. в огородничестве и животноводстве в рамках рыболовецких колхозов (затем – совхоза; приватизирован в 1992). В кон. 1950-х – 1960-е гг. были закрыты 6 из 9 ительменских поселений. В 1989 в Ковране создан Совет возрождения ительменской культуры «Тхсаном» («Рассвет»), в 1998 образована территория традиц. природопользования И., объединяющая традиц. угодья бывших 9 ительменских сёл (упразднена в 2001).
Осн. традиц. занятия – рыболовство (в осн. лососёвые) и собирательство, на побережье также мор. зверобойный промысел, сбор птичьих яиц, моллюсков, крабов, мор. растений. Рыбу коптили, вялили, сушили, варили в дерев. корытах с помощью раскалённых камней и др. Рыбу и икру смешивали с ягодами, травами, черемшой, сушёными и толчёными волокнами стебля кипрея. Получали муку из клубней сараны (дикой лилии), добывавшихся из мышиных складов (для этого имелись спец. орудия). Сушёная рыба и икра с нерпичьим жиром служили пищей охотникам на промысле. На нерпичьи шкуры выменивали у коряков мясо и шкуры домашних оленей. Охотились также на медведя, горного барана, оленя, птицу; с приходом русских распространилась пушная охота. При заготовке травы для изготовления циновок, корзин, коробов, сумок, накидок пользовались серпом из лопатки медведя. С появлением русских стало насаждаться огородничество (картофель, репа), начали разводить крупный рогатый скот и лошадей, которые использовались для верховой езды и под вьюк. До сер. 19 в. бытовал камчатский тип нарт (двухдугокопыльные) в собачьей упряжке (косая грудная упряжь), садились на нарты боком с правой стороны, собаки запрягались цугом. В 18–19 вв. распространились нарты восточносибирского типа (сохранялись до сер. 20 в.). До нач. 19 в. использовали ступательные лыжи чукотско-корякского типа; сохраняются скользящие прямые лыжи амуросахалинского типа, иногда подбитые нерпичьей шкурой; длинные долблёные лодки-баты (ранее для мор. охоты – с наращёнными бортами); для перевозки грузов скрепляют неск. батов дерев. настилом.
Верхняя мужская и женская одежда в осн. сходна с корякской: кухлянка (гагаглю – от корякского кагавле) с капюшоном (иногда с хвостом сзади, нагрудником и опушкой из белого собачьего меха); зимой поверх неё надевали длинную двойную меховую камлею (позднее камлея – матерчатая промысловая одежда). Своеобразны женские комбинезон (хоньба) из ровдуги или шкуры мор. зверя и «парик» (плетёная шапка) из травы; у мужчин – кожаная набедренная повязка с мешочком спереди, ровдужные рубахи и штаны, берестяные или травяные шапки конич. формы или со срезанным верхом и козырьком, сапоги из шкур мор. зверя или рыбьей кожи; в дождь надевали накидку из травы. С 18 в. распространяется покупная одежда. Ныне ровдужные кухлянки как праздничная одежда есть почти в каждой семье.
Зимние поселения («острожки») насчитывали от 20 до 100 жителей и состояли из 1–2 (в единичных случаях до 9) зимних полуземлянок («юрта») для больших семей (кналос) и нескольких летних свайных построек («балаган») для малых семей. Конич. кровля утеплялась дёрном, зимой – снегом. Входом служило верхнее светодымовое отверстие, в которое спускались по столбу с зарубками. Вдоль стен устраивали нары; в углу стоял столб с антропоморфной головой (Ажушак). С мая по октябрь жили в балаганах в летних поселениях («летниках»). К кон. 18 в. распространились избы рус. типа.
Общество И. было нестратифицировано, родовая структура отсутствовала. Жители «острожка» контролировали промысловую территорию; совершали набеги с целью добывания женщин. Русскими был введён институт старост («тойонов»). Существовали полигиния и полиандрия, левират, отработки за невесту (до нескольких лет), обычай подшучивания. Система терминов родства линейного типа. Сиблинги классифицировались по относительному возрасту и относительному полу (последнее редко для народов Сибири, характерно для циркумтихоокеанских народов – эскимосов, чукчей, айнов, корейцев и др.).
Ительменские мифология, мировоззрение и обряды известны по изложениям С. П. Крашенинникова и Г. В. Стеллера; в 19–20 вв. были записаны сказки на ительменском языке. Гл. герой мифов и сказок – демиург, культурный герой, прародитель и трикстер антропоморфизиров. ворон (Кутха), действующий совместно с женой (она же сестра – Илькхум, Миты, Хутлыжич): они создали землю, расселили своих потомков по Камчатке и т. д. Хозяин подземного мира (Гаеч) рассказал И. о загробной жизни и деяниях Кутхи. В «ином мире» живут великаны – духи вулканов (гамулы), которые ловят китов и топят печи (вулканы) китовыми костями. Хозяин моря Митг имеет вид получеловека с рыбьим хвостом, хозяин животных – Пилячуч (Пихлач, Билюкай), маленький человечек на крошечных нартах. Был распространён шаманизм; шаманить (без бубна и особого костюма) мог каждый: гаданием и лечением занимались в осн. женщины, выполнением др. обрядов (охотничьи и др. ритуалы) распоряжались мужчины. Применяли галлюциногены. Существовал обычай добровольного ухода из жизни. Развиты культы кита, касатки (их изображения из травы, набитые рыбой, делают на празднике Алхалалай, затем их разрывают и рыбу съедают), волка, медведя (известны обряды по случаю окончания охоты на медведя – см. Медвежий праздник). На осеннем празднике ежегодно устанавливали антропоморфный столб – изображение хранителя жилища Хантая. В 1987 фольклорный ансамбль жителей с. Ковран «Эльвель» поставил по этому описанию представление Алхалалай (согласно Крашенинникову – постоянный возглас участников обряда), и с тех пор оно проводится как общий праздник ежегодно в сентябре на спец. площадке на берегу реки: обрядовые песни и танцы под бубен, изображающие пляску гамулов, ход рыбы, брачные танцы нерп; гримасничанье (способ отогнать злых духов). Обряд заканчивается прохождением всех участников через кольцо из берёзовых ветвей (очищение) и установлением хантая. Праздник продолжается походом на священную гору Эльвель, с которой связана легенда о спасении И. от потопа.
Сказки (амнэл, эмнэл), рассказы и легенды (ланом, к’лахчих) могут исполняться с речитативными или песенными вставками; заговоры (к’оловм, к’элвэм) пелись на ритуальные напевы кмали чинэх. Для И. характерна традиция индивидуального творчества: импровизация песен и наигрышей (напр., приветственные песни в честь гостя), а также «дарение» песни (ок. 1740 Г. В. Стеллер записал песню-импровизацию «на подполковника Мерлина, маеора Павлуцкого и студента Крашенинникова»). Основа песенной традиции – сольные песни широкого диапазона с импровизиров. текстами (у разных групп И. называются ходила-ходила, ходилахт, хайутэлйа), существуют также песни с устойчивыми лирич. текстами. Характерно звукоподражательное пение (гл. обр. имитации голосов птиц). Разнообразные танцы (в т. ч. изображающие животных) исполняются в сопровождении пения, звукоподражаний (в основе – т. н. горлохрипение на вдох и выдох – хэхмыкэлс, хэмхэкузэн) и инструментальных наигрышей. Традиц. муз. инструменты (сохранились частично): аэрофоны из стебля травы (в т. ч. охотничий манок), птичьего пера и др., гуделки (ритуальные и бытовые); пластинчатый варган, трещотки, бубен (близок корякскому); хордофоны – 2-струнный щипковый типа лютни и смычковые (5- и 4-струнный). В устной культуре И. значит. роль сыграли традиции коряков и эвенов; элементы, заимствованные из фольклора рус. поселенцев (частушки, хороводные, плясовые песни и др.), органично сочетаются с архаич. местными традициями. Известные нар. исполнители – В. И. Пономарёва, В. В. Притчин, Б. А. Жирков, Л. А. Сысоев, Т. Зуева.
Развиты мозаика из меха, плетение из травы, бисероплетение (геометрич. мотивы; на подвесках к одежде из меха и бисера – розетки), резьба по дереву и кости, в т. ч. мелкая пластика – пряжки, брелки, пуговицы (зоо- и антропоморфные мотивы), детали «вязки» для собачьей упряжи (мотивы близки к эскимосско-алеутской и айнской резьбе по кости).