ДИНАМИ́ЧЕСКАЯ МЕТЕОРОЛО́ГИЯ
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИНАМИ́ЧЕСКАЯ МЕТЕОРОЛО́ГИЯ, раздел теоретич. метеорологии, занимающийся изучением атмосферных процессов в тропосфере и нижней стратосфере. Гл. задачи Д. м.: прогноз погоды, краткосрочный (на срок до 3 сут), среднесрочный (от 3 до 10 сут) и долгосрочный (на 1 мес и сезон); разработка методов прогнозирования метеорологич. характеристик (давления, темп-ры, скорости и направления ветра, облачности, осадков, видимости); предсказание опасных и неблагоприятных условий погоды; исследования аномалий совр. климата и климата прошлых геологич. эпох. Д. м. изучает системы крупномасштабных переносов воздуха над Землёй – общую циркуляцию атмосферы, взаимодействие атмосферы и океана, турбулентность в атмосфере и гидросфере, атмосферные волны и вихри разл. масштаба, атмосферные фронты и струйные течения, атмосферную конвекцию и др. Д. м. использует уравнения гидромеханики и термодинамики, гидродинамич. модели (глобальные, региональные и локальные), направлена на решение задач прогнозирования метеорологич. параметров автоматизир. методами.
Первые попытки теоретич. объяснения отд. особенностей атмосферной циркуляции были предприняты в 1-й пол. 18 в. англ. учёным Дж. Хэдли. В 1-й пол. 19 в. Г. Кориолис предложил теорию об относительном движении на вращающейся Земле, формировались гидромеханика и термодинамика, которые вскоре были применены Д. м. к объяснению отд. атмосферных процессов. Амер. учёный У. Феррель в результате исследований, начатых в 1856, построил первую теоретич. модель общей циркуляции атмосферы, основанную на уравнениях гидромеханики. В 1880-х гг. крупный вклад в развитие Д. м. внёс Г. Гельмгольц, предложивший теоретич. модель общей циркуляции поверхностей разрыва (атмосферные фронты). Норв. учёный В. Бьеркнес в 1904 сформулировал задачу прогноза погоды как решение уравнений атмосферной термогидродинамики. В нач. 20 в. австр. учёный М. Маргулес, В. Бьеркнес и др. построили теорию атмосферных фронтов. В 20 в. начинается новый этап развития Д. м. Важные результаты были получены в исследованиях рос. школы Д. м., основанной А. А. Фридманом. В 1914 Фридман совм. со швед. учёным Т. Гессельбергом впервые дал оценки порядков величин осн. метеорологич. характеристик (давления, темп-ры, влажности и др.) и их изменчивости, позволившие упростить уравнения, используемые в Д. м. В 1922 Фридман построил и детально проанализировал общее уравнение для определения вихря скорости, характеристики местного вращения среды около мгновенных осей в движущейся жидкости, которое впоследствии приобрело фундам. значение в теории прогноза погоды. Н. Е. Кочин в 1931 решил задачу о потере устойчивости поверхности раздела между двумя воздушными массами, связанной с образованием циклонов, в 1935 развил теорию общей циркуляции атмосферы, используя идею о планетарном пограничном слое. А. А. Дородницын теоретически решил задачу о влиянии горного хребта на воздушный поток, рассчитал суточный ход темп-ры. И. А. Кибель предложил метод прогноза на сутки поля давления и темп-ры, упростил систему уравнений гидротермодинамики, которую применил для прогноза погоды. В работе Е. Н. Блиновой были заложены основы гидродинамич. метода долгосрочных прогнозов. Один из узловых вопросов Д. м. – взаимосвязь полей давления и ветра в атмосфере – был исследован швед. учёным К. Г. А. Росби, рос. исследователями А. М. Обуховым, И. А. Кибелем и А. С. Мониным, что позволило в 1960-х гг. перейти к более точным методам прогноза погоды. Первые численные прогнозы давления были составлены в 1951 амер. учёным Дж. Чарни и др. Существенным шагом в теории прогноза явились работы рос. исследователей Г. И. Марчука, Н. И. Булеева и нем. учёного К. Хинкельмана, в которых впервые учитывалось влияние процессов на большой территории на изменение атмосферных условий в пункте прогноза. Появление в 1950-х гг. ЭВМ и бурное развитие вычислит. математики дали толчок интенсивному развитию мн. разделов Д. м. С 1970-х гг. до кон. 20 в. в разл. странах были созданы полушарные и глобальные математич. модели атмосферы, которые применяются как для прогнозов погоды, так и для моделирования общей циркуляции. В усовершенствованном виде они используются для моделирования изменений климата.