Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФОРТУ́НИ

Авторы: А. В. Гусева
М. Фортуни. «Одалиска». 1861. Национальный музей искусств Каталонии (Барселона).

ФОРТУ́НИ, Фор­ту­ни Мар­саль (Fortuny Marsal), Фор­ту­ни-и-Кар­бо (Fortuny у Car­bó) Ма­риа­но (Ма­ри­ан) (11.6.1838, Ре­ус – 21.11.1874, Рим), ка­та­лон­ский и исп. жи­во­пи­сец и гра­фик. Учил­ся в Шко­ле изящ­ных ис­кусств в Бар­се­ло­не (1853–1857). Пен­сио­нер в Ри­ме (1858). Ра­бо­ты ран­не­го пе­рио­да на ре­лиг. и ис­то­рич. сю­же­ты на­пи­са­ны в хо­лод­ной ака­де­мич. ма­не­ре (ак­ва­рель «Св. Па­вел и аре­о­паг», 1850-е гг.). С на­ча­ла ис­па­но-ма­рок. вой­ны (1859–60) от­прав­лен в Ма­рок­ко для за­ри­сов­ки ба­таль­ных сцен; ра­бо­тая в рус­ле ро­ман­тич. ори­ен­та­лиз­ма, ото­шёл от ака­де­мич. ма­не­ры, в жи­во­пи­си поя­ви­лись эс­киз­ность и на­сы­щен­ный цвет («Ода­ли­ска», 1861; «Бит­ва при Те­туа­не», 1862–64). С 1862 Ф. об­ра­ща­ет­ся к тех­ни­ке офор­та. С 1860-х гг. ра­бо­та­ет под влия­ни­ем Ф. Гойи и Э. Мейс­со­нье. Ис­то­рич. по­лот­на в ду­хе ро­ман­тиз­ма от­ли­ча­ют кра­соч­ность и лёг­кость жи­вопи­си при тща­тель­ной про­ра­бот­ке де­та­лей («Кол­лек­цио­нер гра­вюр», 1866; «Ис­пан­ская свадь­ба», 1870, все – Нац. му­зей ис­кусств Ка­та­ло­нии, Бар­се­ло­на). В 1870-е гг. под влия­ни­ем итал. груп­пы Мак­кь­яй­о­ли об­ра­тил­ся к реа­ли­стич. ма­не­ре («Об­на­жён­ный ста­рик на солн­це», 1871, Пра­до, Мад­рид).

Лит.: Donate M., Mendoza C., Quilez F. For­tuny. Barcelona, 2003.

Вернуться к началу