Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РОГИ́НСКИЙ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Авторы: К. В. Дудаков-Кашуро

РОГИ́НСКИЙ Михаил Александрович (14.8.1931, Москва  5.7.2004, Париж), российский живописец, график, автор объектов. Учился в МХИ (1946–50), на театрально-декорационном отделении Московского областного художественного училища памяти 1905 года (1950–51). В 1954–60 художник-постановщик драматических театров в Молотовске (ныне Северодвинск Архангельской области), Лысьве (Пермская область), Пскове, Златоусте. На формирование художественного языка Р. повлияли представители американского социального реализма (М. Сойер, Б. Шан) и Э. Хоппер (их работы Р. увидел на Американской национальной выставке в Москве в 1959), неопластицизм П. Мондриана, а также экспонировавшиеся на выставке «Красный грузовик» в квартире Р. в 1962 абстрактные работы Б. З. Турецкого и реди-мейд М. И. Чернышова. Первыми самостоятельными работами Р. стали упрощённые изображения жилых домов, заборов, трамваев и пр. («Продовольственный магазин», 1962, собрание Лавров-Сальнав, Париж), пейзажи окраин («Покровское-Стрешнево», 1964, ГТГ), сценки повседневной городской жизни. С 1964 участвовал в выставках художников-нонконформистов. Р. ввёл в изображение слова и цифры, уподобляя картину информационному стенду (по железнодорожной или противопожарной безопасности) или киноафише. С 1963 Р. обращался к наглядному изображению советского быта в многочисленных натюрмортах, а точнее «портретах вещей» («Чайник», сер. 1960-х гг., собрание В. А. Дудакова). В ряде случаев образ вещи создавался присутствием вещи как таковой («Дверь», 1965; «Стенка с розеткой», 1965, обе – в ГТГ), что отчасти сближало художественный метод Р. с приёмами поп-арта и «новых реалистов». Взятые в своей конкретности и монументальности детали предметной среды (примус, чайник, коробка спичек, хлеб, штаны, кафельная плитка) приобретают символическую обобщённость («Примус», 1965, собрание Г. Брандса, Швейцария) и ставят вопрос о границах новой изобразительной реальности в советских условиях  коммунальных и эстетических, обыгрывая вместе с тем коммунальную повседневность в ключе модернистской абстракции («Пол. Метлахская плитка», 1965, ГТГ). Обозначенный Р. жанр «документализма» повлиял на развитие соц-арта и московского концептуализма (см. Концептуальное искусство). В 1968 Р. вернулся к традиционной живописи, работал в небольшом формате преимущественно темперой на оргалите по левкасу, увлёкся русским искусством 18 – начала 19 вв., старыми мастерами. В 1978 эмигрировал во Францию, жил в Париже. В 1978–81 создал цикл полуабстрактных монохромных работ «Квартира» (бумага, акрил), изображающих полки, этажерки и т.д., а также писал пейзажи Парижа и Москвы (серия «Воспоминания о Москве»). В 1-й пол. 1980-х гг. создал несколько серий на темы французской повседневности: «Призрак путешествия», «Пенсионеры», «Париж – Нью-Йорк», «SNСF (Французские национальные железные дороги)», «Люди с пузырями» (обыгрывается приём изображения в комиксах разговоров между персонажами) и др. Писал малярной краской на клеёнке, мешковине, упаковочном картоне, создавал диптихи, большие коллажи, имитирующие стенки, двери и т.д., а также серию абстрактных рельефов на дереве (1988). В 1991–93 работал над серией «Доски почёта», в которой изображения лиц на фотопортретах лишены индивидуальности, подобно многочисленным почти монохромным жанровым сценам позднего периода («Московский цикл», середина 1990-х – начало 2000-х гг.).

Преподавал в Московской городской детской художественной школе №1 (1963–69), в Заочном народном университете при Центральном доме народного творчества им. Н. К. Крупской в Москве (педагог-консультант; 1969–76).

Лит.: Михаил Рогинский. «Пешеходная зона». Живопись. (Кат.). М., 2003; Михаил Рогинский. Живопись 1996–2003 из частных собраний. (Кат.). СПб., 2008; О Михаиле Рогинском. Дураки едят пироги. М., 2009; Бобринская Е.А. Чужие? Неофициальное искусство: мифы, стратегии, концепции. М., 2012; Михаил Рогинский. По ту сторону «Красной двери». (Кат.). М., 2014.

Вернуться к началу