Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОРО́КА ГРИГОРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Г. В. Сорока. «Рыбаки». 2-я пол. 1840-х гг. Русский музей (С.-Петербург).

СОРО́КА (Ва­силь­ев) Гри­го­рий Ва­силь­е­вич [15(27).11.1823, дер. По­кров­ское Выш­не­во­лоц­ко­го у. Твер­ской губ. – 10(22).4.1864, там же], рос. жи­во­пи­сец и гра­фик. До от­ме­ны кре­по­ст­но­го пра­ва в 1861 – кре­по­ст­ной по­ме­щи­ка Н. П. Ми­лю­ко­ва. В 1842–47 учил­ся у А. Г. Ве­не­циа­но­ва. Один из наи­бо­лее ода­рён­ных ве­не­циа­нов­цев, пи­сал пей­за­жи, жан­ро­вые сце­ны, ин­терь­е­ры, порт­ре­ты («Ка­би­нет до­ма в Ост­ров­ках, име­нии Н. П. Ми­лю­ко­ва», 1844; порт­рет Е. Н. Ми­лю­ко­вой, оба – 1840-е гг.; Ав­то­порт­рет, 1840-е – нач. 1850-х гг.; все – в ГРМ; ряд порт­ре­тов А. Г. Ве­не­циа­но­ва, 1840-е гг.). От­час­ти близ­кие би­дер­май­е­ру, кар­ти­ны С. пе­ре­да­ют тихую уми­ро­тво­рён­ность при­ро­ды, раз­ме­рен­ность бы­та по­ме­щичь­ей усадь­бы, со­зер­ца­тель­ную от­ре­шён­ность пер­со­на­жей. Его кар­ти­нам при­су­щи тон­кая со­гла­со­ван­ность то­нов зо­ло­ти­сто-ко­рич­не­вой гам­мы, замк­ну­тость и ста­тичность ком­по­зи­ции, осо­бое вни­ма­ние к ос­ве­ще­нию, лю­бо­ва­ние отд. де­та­ля­ми изо­бра­жае­мо­го. Пи­сал так­же об­ра­зá для церк­вей. По­кон­чил с со­бой.

Лит.: Алек­сее­ва Т. В. Г. В. Со­ро­ка. М., 1955; она же. Ху­дож­ни­ки шко­лы Ве­не­циа­но­ва. 2-е изд. М., 1982; Ми­хай­ло­ва К. В. Г. Со­ро­ка. Л., 1974; Обу­хов В. М. Г. Со­ро­ка. М., 1982; Ост­ров­ский Г. С. Г. Со­ро­ка. СПб., 1993.

Вернуться к началу