ПИЗАНЕ́ЛЛО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПИЗАНЕ́ЛЛО (Pisanello; наст. имя и фам. Антонио ди Пуччо ди Черрето, di Puccio di Cerreto) [ок. 1395, Пиза или Верона – октябрь(?) 1455], итал. живописец, график, медальер. Вероятно, вырос и учился в Вероне, сформировался под влиянием сев.-итал. мастеров интернациональной готики Альтикьеро и Стефано да Верона («Мадонна с куропатками», ок. 1420, музей Кастельвеккьо, Верона; роспись стены надгробия Н. Брендзони, 1426–28, ц. Сан-Фермо-Маджоре, Верона). В период ок. 1415–22 сотрудничал с Джентиле да Фабриано, совм. с которым участвовал в создании росписей в Зале Большого Совета во Дворце дожей в Венеции (не сохр.). После смерти Джентиле (1427), который завещал П. свои рабочие инструменты, П. закончил начатые им росписи в ц. Сан-Джованни-ин-Латерано в Риме (1431–32, не сохр.). Пребывание в Риме и предполагаемое путешествие в Тоскану обогатило стиль П. ренессансными чертами, о чём свидетельствуют созданные в 1430-е гг. портрет имп. Сигизмунда I Люксембурга (Худож.-историч. музей, Вена) и «Мужской портрет» (Палаццо Россо, Генуя). Во фреске «Св. Георгий и принцесса» (1436–38, капелла Пеллегрини в ц. Сант-Анастазия, Верона) широко использованы натурные штудии, сохранившиеся в составе т. н. Кодекса Валларди (Лувр, Париж). Декоративность живописи сочетается с непосредственными натурными наблюдениями в картинах «Видение св. Евстафия» (ок. 1438 – 1442) и «Явление Мадонны св. Антонию Аббату и св. Георгию» (ок. 1435 – 1441, обе – Нац. галерея, Лондон). Работая при дворе Лионелло д’Эсте в Ферраре (1432, 1438, 1441–48), П. стал родоначальником медальерного искусства в Италии. Гуманистич. представления о человеке особенно полно раскрылись в портретах «Принцесса из дома д’Эсте» (ок. 1435–1440, Лувр, Париж) и Лионелло д’Эсте (1441, Академия Каррара, Бергамо; создан в состязании с Я. Беллини). С 1422 регулярно выполнял заказы при дворе герцогов Гонзага в Мантуе (1424–26, 1439, 1440-е гг.). В очень плохом состоянии дошли незаконченные росписи, изображающие воен. и рыцарские сцены в Палаццо Дукале в Мантуе (ок. 1447), тем не менее являющиеся самым масштабным из сохранившихся произведений П. Работал также в Милане, Павии (росписи в замке Висконти, не сохр.), при дворе короля Альфонса V Арагонского в Неаполе (1448–1449). В наследии П. важное место занимают рисунки. П. был преим. мастером натурной штудии, которая у него становится предварит. этапом работы над живописным произведением.
Творчество П. знаменует собой переход от интернациональной готики к Возрождению в иск-ве Сев. Италии. К традиции интернациональной готики восходят пристальный интерес к деталям, любовь к изображению птиц и зверей, самоценная выразительность линии, отсутствие интереса к проблемам перспективы и пространства. В то же время его иск-во отмечено элементами нового худож. видения – интересом к человеку. П. был одним из самых знаменитых мастеров своего времени; гуманист Гварино да Верона посвятил П. поэму, превознося его как художника, овладевшего искусством подражать природе.