Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАРКЕ́ЛИУС СВЕН

Авторы: Н. И. Фролова

МАРКЕ́ЛИУС (Markelius; наст. фам. – Йон­сон, Jonsson) Свен (Свен Гот­фрид) (25.10.1889, Сток­гольм – 27.2.1972, там же), швед. ар­хи­тек­тор. В 1910–15 учил­ся в Ко­ро­лев­ском тех­но­ло­гич. ин-те и в АХ в Сток­голь­ме, за­тем ра­бо­тал в мас­тер­ских Э. Лал­лер­стед­та и др. ар­хи­тек­то­ров. В 1920 от­крыл собств. ар­хит. бю­ро в Сток­голь­ме. В 1925 вы­иг­рал кон­курс на про­ект кон­церт­но­го за­ла в Хель­синг­бор­ге, но в даль­ней­шем за­ме­нил свой ва­ри­ант в рус­ле «скан­ди­нав­ско­го клас­си­циз­ма» на про­ект в сти­ле функ­цио­на­лиз­ма, ко­то­рый и был реа­ли­зо­ван (1930–32). Один из ос­но­ва­те­лей Ме­ж­ду­нар. кон­грес­са совр. ар­хи­тек­ту­ры (CIAM, 1928); уча­ст­во­вал в соз­да­нии ком­плек­са Сток­гольм­ской вы­став­ки 1930, опуб­ли­ко­вал ма­ни­фест швед. функ­цио­на­ли­стов «Ac­cep­tera» (1931, совм. с Э. Г. Ас­п­лун­дом и др.). Сре­ди по­стро­ек М. кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. в Сток­голь­ме: зда­ние Сту­денч. сою­за Ко­ро­лев­ско­го тех­но­ло­гич. ин-та (совм. с У. Оре­ном, 1928–30), ан­гар аэ­ро­пор­та в Фри­хам­не­не (1929), мно­го­квар­тир­ный дом на ул. Йон-Эрик­сонс­га­тан (1934–36, схе­ма со­еди­не­ния жи­лья с объ­ек­та­ми со­ци­аль­ной ин­фра­струк­ту­ры раз­ра­бо­та­на М. совм. с А. Мюр­даль), штаб-квар­ти­ра Ас­со­циа­ции сток­гольм­ских строи­те­лей (1935); так­же па­виль­он Шве­ции (1939) на Все­мир­ной вы­став­ке 1939–40 в Нью-Йор­ке, ряд ча­ст­ных вилл в Шве­ции.

С. Маркелиус. Высотное здание на площади Хёторгет в Стокгольме. 1962.

На по­сту ди­рек­то­ра по гра­до­строи­тель­ст­ву Сток­голь­ма (1944–54) М. спро­ек­ти­ро­вал се­рию но­вых рай­онов на ок­раи­нах го­ро­да, в т. ч. Вел­лин­гбю (1950–1956), в пла­не ко­то­ро­го от­ра­же­ны пе­рера­бо­тан­ные идеи Ле Кор­бю­зье, и за­ни­мал­ся раз­ра­бот­кой но­во­го ген­пла­на сто­ли­цы (1952). Реа­ли­зо­вал в этот пе­ри­од и про­ек­ты отд. по­стро­ек: собств. до­ма в Ке­вин­ге близ Сток­голь­ма (1945), раз­ви­ваю­ще­го те­му впи­сан­но­го в ок­ру­жаю­щий ланд­шафт жи­ли­ща, На­род­ных до­мов в Лин­чё­пин­ге (1948–54) и Сток­голь­ме (1956–60), в ко­то­рых со­еди­не­ны прин­ци­пы функ­цио­на­лиз­ма и нац. швед. тра­ди­ция, од­но­го из 5 вы­сот­ных зда­ний в ин­тер­на­цио­наль­ном сти­ле на пл. Хё­тор­гет в Сток­голь­ме (1962). За­ни­мал­ся так­же ди­зай­ном ин­терь­е­ров (в т. ч. за­ла за­се­да­ний Эко­но­мич. и Со­ци­аль­но­го со­ве­та ООН в штаб-квар­ти­ре ООН в Нью-Йор­ке, 1953) и ме­бе­ли.

Соч.: Vallingby och den aktuella stock­holms­planeringen // ̊Arsbok. Stockh., 1955; Accep­te­ra (co-auth.) // Modern Swedish design: three founding texts. N. Y., 2008.

Лит.: Ray S. S. Markelius. Roma, 1989; Rud­berg E. S. Markelius, arkitekt. Stockh., 1989; Capobianco L. S. Markelius: architettura e città. Napoli, 2006.

Вернуться к началу