Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАНУЭ́ЛЬ ДОЙЧ

МАНУЭ́ЛЬ ДОЙЧ (Manuel Deutsch) Ник­ла­ус [1484, Берн (?) – 28.4.1530, там же], швейц. ху­дож­ник, пи­са­тель, по­ли­тич. дея­тель. Пред­ста­ви­тель Се­вер­но­го Воз­ро­ж­де­ния. Ве­ро­ят­но, обу­чал­ся в вит­раж­ной мас­тер­ской (вит­ра­жи с его мо­но­грам­мой со­хра­ни­лись в церкви г. Кирх­берг). Са­мо­стоя­тель­но за­нял­ся жи­во­пи­сью, ис­пы­тав влия­ния гра­вюр А. Дю­ре­ра, про­из­ве­де­ний Х. Бур­гк­май­ра, Х. Баль­дун­га, У. Гра­фа.

В ка­че­ст­ве ланд­скнех­та уча­ст­во­вал во франц. по­хо­дах в Лом­бар­дию в 1516 и 1522. Ра­бо­тал в Бер­не. Ав­тор мно­го­числ. ри­сун­ков (сохр. ок. 90, вклю­чая эс­ки­зы для вит­ра­жей, юве­лир­ных про­из­ве­де­ний и скульп­ту­ры), се­рии кси­ло­гра­фий «Де­вы ра­зум­ные и не­ра­зум­ные» (1518), жи­во­пис­ных про­из­ве­де­ний на дос­ках и на хол­сте, мо­ну­мен­таль­ных рос­пи­сей. Со­хра­ни­лась кни­га на­бро­сков М. Д. (ок. 1517, Пуб­лич­ное ху­дож. со­б­ра­ние, Ба­зель), со­стоя­щая из тон­ких де­рев. пла­стин, на ко­то­рых се­ребр. штиф­том на­не­се­ны мно­го­числ. мо­ти­вы. Жи­во­пис­ные ра­бо­ты М. Д. не­сут на се­бе сле­ды влия­ний ду­най­ской шко­лы: «Пи­рам и Фис­ба» (1513–14), «Казнь Ио­ан­на Кре­сти­те­ля» (ок. 1520), а так­же вклю­ча­ют италь­я­ни­зи­рую­щие мо­ти­вы («Суд Па­ри­са», 1517–18, все – Пуб­лич­ное ху­дож. со­б­ра­ние, Ба­зель). Гл. жи­во­пис­ным про­из­ве­де­ни­ем ху­дож­ни­ка ста­ла гран­ди­оз­ная рос­пись «Пля­ска смер­ти» на на­руж­ной сте­не фран­ци­скан­ской церк­ви в Бер­не (1510-е гг., унич­то­же­на в 1660, из­вест­на по ко­пии А. Кау­ва, 1649, Ху­дож. му­зей, Берн): хо­ро­вод из 41 па­ры пред­ста­ви­те­лей разл. со­ци­аль­ных сло­ёв и про­фес­сий в на­ту­раль­ную ве­ли­чи­ну на фо­не ре­нес­санс­ных ар­кад ком­мен­ти­ру­ют собств. сти­хи Ма­ну­эля Дой­ча.

По­сле 1520 М. Д. по­свя­ща­ет се­бя по­ли­тич. дея­тель­но­сти (ак­тив­ный уча­ст­ник Ре­фор­ма­ции, на­ме­ст­ник Эр­ла­ха в 1523–28) и ли­те­ра­тур­но­му твор­че­ст­ву (ав­тор ан­ти­кле­ри­каль­ных пьес и сти­хов), чис­ло соз­да­вае­мых им ху­дож. про­из­ве­де­ний умень­ша­ет­ся.

Лит.: Stumm L. N. Manuel Deutsch von Bern als bildender Künstler. Bern, 1925; Beerli C. A. Le Peintre poète N. Manuel et l’évo­lu­tion sociale de son temps. Gen., 1953; N. Ma­nuel, der Ablasskrämer / Ed. P. Zinsli. Bern, 1960; N. Manuel Deutsch: Maler, Dichter, Staat­smann. Cat. Bern, 1979.

Вернуться к началу