МАНУЭ́ЛЬ ДОЙЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАНУЭ́ЛЬ ДОЙЧ (Manuel Deutsch) Никлаус [1484, Берн (?) – 28.4.1530, там же], швейц. художник, писатель, политич. деятель. Представитель Северного Возрождения. Вероятно, обучался в витражной мастерской (витражи с его монограммой сохранились в церкви г. Кирхберг). Самостоятельно занялся живописью, испытав влияния гравюр А. Дюрера, произведений Х. Бургкмайра, Х. Бальдунга, У. Графа.
В качестве ландскнехта участвовал во франц. походах в Ломбардию в 1516 и 1522. Работал в Берне. Автор многочисл. рисунков (сохр. ок. 90, включая эскизы для витражей, ювелирных произведений и скульптуры), серии ксилографий «Девы разумные и неразумные» (1518), живописных произведений на досках и на холсте, монументальных росписей. Сохранилась книга набросков М. Д. (ок. 1517, Публичное худож. собрание, Базель), состоящая из тонких дерев. пластин, на которых серебр. штифтом нанесены многочисл. мотивы. Живописные работы М. Д. несут на себе следы влияний дунайской школы: «Пирам и Фисба» (1513–14), «Казнь Иоанна Крестителя» (ок. 1520), а также включают итальянизирующие мотивы («Суд Париса», 1517–18, все – Публичное худож. собрание, Базель). Гл. живописным произведением художника стала грандиозная роспись «Пляска смерти» на наружной стене францисканской церкви в Берне (1510-е гг., уничтожена в 1660, известна по копии А. Каува, 1649, Худож. музей, Берн): хоровод из 41 пары представителей разл. социальных слоёв и профессий в натуральную величину на фоне ренессансных аркад комментируют собств. стихи Мануэля Дойча.
После 1520 М. Д. посвящает себя политич. деятельности (активный участник Реформации, наместник Эрлаха в 1523–28) и литературному творчеству (автор антиклерикальных пьес и стихов), число создаваемых им худож. произведений уменьшается.