ЛИ́МБУ́РГ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИ́МБУ́РГ (Limbourg), франц. живописцы-миниатюристы, братья: Поль (Полекен) (? – сент. или окт. 1416), Эрман (? – сент. или окт. 1416) и Жан (Жанекен) (? – до 9.3.1416). Родились в Неймегене в семье резчика по дереву Арнольда ван Лимбурга; по матери – племянники придворного художника герцогов Бургундских Жана Малуэля (ок. 1365 – 1415 или 1419). Ок. 1399–1400 учились ювелирному делу в Париже. С 1402 работали при дворе герцога Бургундского Филиппа Храброго, после смерти герцога – у его брата Жана, герцога Беррийского. Возможно, бр. Л. умерли при эпидемии чумы или погибли во время войны.
К числу произведений бр. Л. относятся иллюстрации «Морализованной Библии» (1402–04, Нац. б-ка, Париж), сцена «Герцог Беррийский, отправляющийся в путешествие» в «Малом часослове» («Petites Heures»; Нац. б-ка, Париж), ряд миниатюр в «Прекраснейшем часослове Богоматери герцога Беррийского» («Très Belles Heures…»; ок. 1405–09, там же), в «Прекрасном часослове герцога Беррийского» («Belles Heures…»; 1409, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), а также одна миниатюра в сб-ке лат. анекдотов Валерия Максима (Ватиканская б-ка). Их главное произведение – «Роскошный (Великолепный) часослов герцога Беррийского» («Très Riches Heures…»; Музей Конде, Шантийи): из 129 миниатюр рукописи бр. Л. принадлежат 65 (созданы между 1412 и 1416). Этот известнейший памятник позднеготич. иск-ва объединяет в себе черты франц. готич. миниатюры с её изысканной декоративностью и новые худож. приёмы, предвосхищающие иск-во нидерл. мастеров 15 в. (Я. ван Эйка, Робера Кампена, Рогира ван дер Вейдена) – т. н. арс нова. Наиболее новаторскими являются 12 миниатюр цикла «Времена года», изображающие характерные для разных месяцев года сельские и городские занятия. Новый подход к изображению окружающего мира проявляется в подробной передаче природы, деталей костюмов, архитектуры. На многих миниатюрах можно видеть реальные постройки Парижа (Сент-Шапель, Лувр, Консьержери) и замков герцога Беррийского (Лузиньян, Дурдан, Этамп, Сомюр). В передаче пространства на смену готич. плоскостности, орнаментальным фонам и уходящим вверх пространственным планам приходят глубокие пейзажные построения; впервые появляется изображение световоздушной среды, источника света и теней, отбрасываемых предметами; человеческие фигуры приобретают вес и объём.
Несмотря на попытки учёных определить вклад каждого из бр. Л. в совместную работу, выделение их индивидуальных почерков не представляется возможным ввиду отсутствия произведений, выполненных каждым из братьев по отдельности.