ЛО́УРЕНС ЛОРЕНС ТОМАС
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛО́УРЕНС, Лоренс (Lawrence) Томас (13.4.1769, Бристоль – 7.1.1830, Лондон), англ. живописец, чл. (1794) и президент (1820) Королевской АХ. Худож. талант Л. проявился рано (уже в 10 лет он был известен своими карандашными рисунками). В 1780 семья поселилась в Бате, где Л. брал уроки у Т. Баркера, изучал произведения Рафаэля, Микеланджело, А. Ван Дейка и П. П. Рубенса; вскоре прославился пастельными портретами представителей модного общества, приезжавших на воды. После переезда в Лондон в 1787 недолго посещал классы Королевской АХ. В Лондоне Л. обратился к масляной живописи, первые же заказы принесли ему успех; портрет королевы Шарлотты (1789, Нац. галерея, Лондон) утвердил его как портретиста высшей аристократии. В 1792, после смерти Дж. Рейнолдса, Л. становится гл. живописцем короля. Л. стремился продолжить традиции Рейнолдса (в т. ч. в области парадного портрета), но его работы лишены глубины характеристик последнего; некоторая поверхностность в трактовке образов искупалась изяществом рисунка и линии, блеском колористич. решений, умением придать модели живость (портреты актрисы Э. Фаррен, 1790, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; Дж. Ангерстайна с супругой, 1792, Лувр, Париж, и др.). Особой непосредственностью отмечены живописные наброски Л., а также изображения молодых женщин и детей.
Обратившись к тематич. живописи, Л. создал картину «Гомер, читающий свои поэмы» (1790, галерея Тейт, Лондон) и большую композицию «Сатана, созывающий свои легионы» (по мотивам поэзии Дж. Мильтона; 1797, Королевская АХ, Лондон) в духе И. Г. Фюсли, окрашенную мрачным романтич. чувством. После 1800 стиль Л. становится несколько строже, колорит приглушённее [портреты актёра Дж. Ф. Кембла в роли Гамлета (1801), актрисы Сары Сиддонс (1804, оба в галерее Тейт), У. Питта (1807), герцога Веллингтона (1815; оба – Королевское собрание в Виндзорском замке), принца-регента, будущего короля Англии Георга IV (1816, Ватиканские музеи; 1822, собрание Уоллес, Лондон) и др.].
В 1815 Л. возведён в рыцарское достоинство; в 1818 послан в Европу писать портреты гос. деятелей и военачальников, причастных к низвержению Наполеона I (в т. ч. австр. имп. Франца I, папы Пия VII, оба 1819; франц. короля Карла X, 1825; б. ч. – в галерее Ватерлоо в Виндзорском замке). Два года, проведённые на континенте, сделали его первым англ. живописцем, получившим мировое признание. Им восхищался и даже пытался подражать Э. Делакруа. Влияние Л. достигло России через творчество Дж. Доу. Будучи последним крупным мастером, завершившим традицию англ. портрета 17–18 вв., Л. многими чертами своего иск-ва уже связан с европ. романтизмом. Несмотря на налёт сентиментальности, присущей поздним его произведениям, в последние годы Л. было создано неск. портретов, отмеченных живописной утончённостью [графини Блессингтон, 1821–22, собрание Уоллес; Ч. У. Лэмбтона («Мальчик в красном»), 1825, собрание лорда Лэмбтона, Великобритания, и др.]. Собрал значит. коллекцию рисунков старых европ. мастеров.