КУЗЬМИ́НКИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУЗЬМИ́НКИ, архитектурно-парковый ансамбль в Москве. Расположен в Кузьминском лесопарке, по обоим берегам р. Чурилиха (Пономарка). Впервые местность упоминается в 1623–24 как пустошь, на которой находилась уничтоженная в нач. 17 в. Кузьминская мельница, принадлежавшая подмосковному Николо-Угрешскому монастырю. В 1702 восстановленная мельница с Мельничным прудом (ныне Нижним Кузьминским), лесом и сенными покосами передана в «вечное владение» Г. Д. Строганову вместе с соседними пустошами. За имением закрепилось назв. «Мельница», или «Кузьминка» («Кузьминская», со временем трансформировалось в К.). Недалеко от мельницы к 1716 выстроен «помещиков двор» (дерев. усадьба).
Между 1716 и 1720 в К. сооружена дерев. церковь, освящённая в честь Влахернской иконы Божией Матери (икона ныне в ГТГ); от неё имение получило ещё одно назв. – Влахернское. При А. Г. Строганове в 1740-е гг. создан огромный пруд, ныне называемый Верхним Кузьминским. В 1757 имение перешло к роду Голицыных. В 1-й пол. 19 в. кн. С. М. Голицын реконструировал усадьбу и расширил её территорию; при нём стали популярными гулянья в К. на день Влахернской иконы Божией Матери; здесь существовал известный роговой оркестр.
В 1918 СНК передал К. Ин-ту эксперим. ветеринарии (до 2001); мн. здания перестроены, уничтожены парковая чугунная мебель и Чугунные ворота, частично вырублен парк, сгорели почти все дерев. объекты. Усадьба получила назв. пос. Старые Кузьминки. С 1960 в черте Москвы. С 1998 историко-рекреац. комплекс «Кузьминки–Люблино». Усадебные сооружения частично восстановлены или выстроены заново в 1990–2000-х гг.
Планировка усадьбы сложилась во 2-й пол. 18 в., когда было выделено пространство парадного двора с прямой подъездной аллеей (ныне Кузьминская ул.). Композиц. центром ансамбля стал Верхний Кузьминский пруд, по берегам которого в пейзажном парке располагались усадебные постройки. В 1750–70-х гг. арх. И. П. Жеребцов перестроил мельницу, господский дом и флигели, пристани, беседки, выстроил (возможно, по проекту арх. С. И. Чевакинского) каменную ц. в честь Влахернской иконы Божией Матери в стиле барокко (1759–62), отчасти перепланировал отд. элементы усадьбы. Под рук. садовника И. Д. Шрейдера (Шнейдера) в 1765 разбита регулярная часть парка, состоящая из 12 «прешпектов», расходящихся из одного центра, – «Звезда» («Двенадцатилучевой просек», или «Часы»). Арх. Р. Р. Казаковым создан ансамбль построек в стиле классицизма; предположительно по его проекту в 1784–85 реконструирована церковь (закрыта в 1929, восстановлена в 1992–1995). С 1783 к строительству привлечён И. В. Еготов, который в нач. 19 в. реконструировал гл. дом.
Д. И. Жилярди (см. Жилярди) в 1810–1830-х гг. выполнил осн. работы по восстановлению имения, пострадавшего во время Отеч. войны 1812. Он внёс ампирную чёткость в композицию центр. части ансамбля – создана гл. композиц. ось усадьбы, на Парадном дворе по сторонам господского дома в 1814–15 поставлены 2 симметричных флигеля с 6-колонными портиками (реконструированы вместе с господским домом в 1830–35 при участии А. О. Жилярди). Д. И. Жилярди сохранил свободное размещение вновь построенных парковых сооружений: Конного двора с Муз. павильоном (1819–23; его лоджия включена в арку, по сторонам которой в 1846 установлены 2 конные группы работы П. К. Клодта), Пропилей (садовый павильон-беседка, 1830, разобран в 1943–44), Кухни, или Егип. павильона (1813–15, Д. И. Жилярди, при возможном участии А. Н. Воронихина; см. илл. в ст. Египетский стиль), пристаней (Львиная пристань, 1830), комплекса служебного Красного двора и др.
Также сохранились обелиск у въезда в усадьбу (кон. 1830-х гг.), ограда Парадного двора и мостик, ведущий на этот двор (1811–12, арх. А. Н. Воронихин; 1815, И. Д. Жилярди), Померанцевая оранжерея (1811–15, строилась под надзором И. Д. Жилярди; вышка над центр. 8-гранным залом – 1836, А. О. Жилярди), ансамбль «Слободка» со зданием больницы и др. (1808–37, И. Д., Д. И. и А. О. Жилярди), Птичник (1805–06, И. В. Еготов), гроты (между 1811 и 1830), ансамбль «Садоводство» с руинами оранжереи (1821–23, Д. И. Жилярди), дерев. флигелем садовника (т. н. Серая дача, 1831, предположительно Д. И. Жилярди, перестроен в 1851 М. Д. Быковским). В Верхнем парке расположен Скотный двор в формах неоготики (1836–38, А. О. Жилярди; реконструирован в 1889). В 1840-е гг. по проекту Быковского в духе эклектизма построен Мельничный флигель (1843–44) с каменным мостом. Существующее на месте сгоревшего в 1916 господского дома здание сооружено в 1927 (арх. С. А. Торопов).
Достопримечательностью К. было обилие ныне не сохранившихся чугунных изделий, отлитых на заводах Голицыных в Пермской губ. (въездные Чугунные ворота, скамейки, висячие мосты, беседки и др.); также памятники (имп. Марии Фёдоровне, императорам Петру I и Николаю I).
На территории К. находятся Моск. лит. музей-центр К. Г. Паустовского (1987), Музей рус. усадебной культуры (1999, отдел Музея истории Москвы). В 2004 в К. установлен памятник 300-летию усадьбы.