КВА́СОВЫ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КВА́СОВЫ, рос. архитекторы, братья. Андрей Васильевич (ок. 1718, С.-Петербург – после 1777, Украина ?), с 1734 учился в Канцелярии от строений у М. Г. Земцова в С.-Петербурге. Строил Большой дворец (1743–51; перестроен Б. Ф. Растрелли; в музее дворца находится первоначальная модель) и павильоны в Царском Селе (перестроены). Автор петерб. дворца канцлера А. П. Бестужева-Рюмина (1745; с 1763 здание Сената; впоследствии перестраивалось). Создал дворцово-парковый ансамбль усадьбы А. Г. Разумовского в Гостилицах (Ленингр. обл.), от которого сохранились Троицкая ц. (1764), сочетающая в своём облике элементы елизаветинского барокко и ордерные формы классицизма; частично также хозяйств. постройки.
Анд. В. Квасов был среди архитекторов, перенёсших в архитектуру Киева и Левобережной Украины принципы столичного стиля барокко. Занимался разработкой произ-ва кирпича и крупных керамич. блоков для ордерных деталей (карнизов, капителей, триглифов, замковых камней и др.). В 1748 был направлен в Козелец для строительства дворца Разумовских и собора Рождества Богородицы (1751–63). Соборный комплекс с оградой и 6-ярусной колокольней (строительство начато в 1766; два верхних дерев. яруса сгорели в сер. 19 в.) был задуман как мавзолей семьи Разумовских. Собор – выдающийся памятник церковного зодчества сер. 18 в. – увенчан широким 5-главием, вознесённым на 4-столпном осн. объёме, из которого крестообразно выступают полукруглые апсиды, завершённые фронтонами криволинейных очертаний. Целостное внутреннее пространство предвосхищает композиц. решения рус. классицизма. На фоне белого интерьера (отделка по проекту И. Г. Григоровича-Барского), украшенного барочной лепниной, выделялся иконостас (живопись Г. А. Стеценко) с позолоченной резьбой и витыми колоннами на интенсивном синем фоне (реставрирован в 1990-е гг.). Масштабное здание Малороссийской коллегии в Глухове (1766–74, разобрано в 19 в.) было решено в формах дворцовой архитектуры более классицизированного характера.
Алексей Васильевич [начало 1730-х гг., С.-Петербург – 9(20).2.1772, там же], с 1747 учился у старшего брата Андрея, с сер. 1748 – в Канцелярии от строений, а с 1758 – у А. Виста (в Правительствующем Сенате). В 1763–72 гл. арх. Комиссии о строении С.-Петербурга и Москвы, занимался вопросами планировки и застройки центра С.-Петербурга от Адмиралтейства до Мойки (определил форму, высоту и новый характер застройки центр. кварталов трёхлучия, ширину Невского просп.), спроектировал дугообразную границу Дворцовой пл. (её форма сохранена К. Росси при создании Гл. штаба). Для всех домов были разработаны образцовые проекты. В дек. 1763 Комиссией был объявлен первый в России архит. конкурс на новый план столицы; Ал. В. Квасов участвовал в составлении условий конкурса. План С.-Петербурга, составленный под его руководством (утверждён в 1769), заложил перспективные основы развития города до сер. 19 в. В 1762–69 разработал проект регулирования берегов р. Фонтанка (выпрямление береговых линий, возведение гранитных мостов) и систему предмостных площадей на пересечении р. Фонтанка с Гороховой ул. и Московским просп. (осуществлён в 1780–89). С 1768 руководил составлением фиксационного аксонометрич. плана С.-Петербурга, в котором отражён его новый подход к застройке города «сплошной фасадой». Автор проектов образцовых домов для провинции, генпланов Твери (1763–1768), Белого (1768), Тихвина, Казани, Астрахани, Харькова и др. городов. По его проектам построен ряд домов на Невском просп., Большой Морской ул. (в т. ч. собств. дом, 1766; не сохр.) и др.