Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КВА́СОВЫ

Авторы: И. Е. Путятин

КВА́СОВЫ, рос. ар­хи­тек­то­ры, бра­тья. Ан­д­рей Ва­силь­е­вич (ок. 1718, С.-Пе­тер­бург – по­сле 1777, Ук­раи­на ?), с 1734 учил­ся в Кан­це­ля­рии от строе­ний у М. Г. Зем­цо­ва в С.-Пе­тер­бур­ге. Стро­ил Боль­шой дво­рец (1743–51; пе­ре­стро­ен Б. Ф. Рас­трел­ли; в му­зее двор­ца на­хо­дит­ся пер­во­на­чаль­ная мо­дель) и па­виль­о­ны в Цар­ском Се­ле (пе­ре­строе­ны). Ав­тор пе­терб. двор­ца канц­ле­ра А. П. Бес­ту­же­ва-Рю­ми­на (1745; с 1763 зда­ние Сена­та; впо­след­ст­вии пе­ре­страи­ва­лось). Со­з­дал двор­цо­во-пар­ко­вый ан­самбль усадь­бы А. Г. Ра­зу­мов­ско­го в Гос­ти­ли­цах (Ле­нингр. обл.), от ко­то­ро­го со­хра­ни­лись Тро­иц­кая ц. (1764), со­че­таю­щая в сво­ём об­ли­ке эле­мен­ты ели­за­ве­тин­ско­го ба­рок­ко и ор­дер­ные фор­мы клас­си­циз­ма; час­тич­но так­же хо­зяйств. по­строй­ки.

Андрей В. Квасов. Троицкая церковьв усадьбе А. Г. Разумовского в Гостилицах (Ломоносовский район Ленинградской области). 1764.

Анд. В. Ква­сов был сре­ди ар­хи­тек­то­ров, пе­ре­нёс­ших в ар­хи­тек­ту­ру Кие­ва и Ле­во­бе­реж­ной Ук­раи­ны прин­ци­пы сто­лич­но­го сти­ля ба­рок­ко. За­ни­мал­ся раз­ра­бот­кой про­из-ва кир­пи­ча и круп­ных ке­ра­мич. бло­ков для ор­дер­ных де­та­лей (кар­ни­зов, ка­пи­те­лей, триг­ли­фов, зам­ко­вых кам­ней и др.). В 1748 был на­прав­лен в Ко­зе­лец для строи­тель­ст­ва двор­ца Ра­зу­мов­ских и со­бо­ра Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы (1751–63). Со­бор­ный ком­плекс с ог­ра­дой и 6-ярус­ной ко­ло­коль­ней (строи­тель­ст­во на­ча­то в 1766; два верх­них де­рев. яру­са сго­ре­ли в сер. 19 в.) был за­ду­ман как мав­зо­лей се­мьи Ра­зу­мов­ских. Со­бор – вы­даю­щий­ся па­мят­ник цер­ков­но­го зод­че­ст­ва сер. 18 в. – увен­чан ши­ро­ким 5-гла­ви­ем, воз­не­сён­ным на 4-столп­ном осн. объ­ё­ме, из ко­то­ро­го кре­сто­об­раз­но вы­сту­па­ют по­лу­круг­лые ап­си­ды, за­вер­шён­ные фрон­то­на­ми кри­во­ли­ней­ных очер­та­ний. Це­ло­ст­ное внут­рен­нее про­стран­ст­во пред­вос­хи­ща­ет ком­по­зиц. ре­ше­ния рус. клас­си­циз­ма. На фо­не бело­го ин­терь­е­ра (от­дел­ка по про­ек­ту И. Г. Гри­го­ро­ви­ча-Бар­ско­го), ук­ра­шен­но­го ба­роч­ной леп­ни­ной, вы­де­лял­ся ико­но­стас (жи­во­пись Г. А. Сте­цен­ко) с по­зо­ло­чен­ной резь­бой и ви­ты­ми ко­лон­на­ми на ин­тен­сив­ном си­нем фо­не (рес­тав­ри­ро­ван в 1990-е гг.). Мас­штаб­ное зда­ние Ма­ло­рос­сий­ской кол­ле­гии в Глу­хо­ве (1766–74, ра­зо­бра­но в 19 в.) бы­ло ре­ше­но в фор­мах двор­цо­вой ар­хи­тек­ту­ры бо­лее клас­си­ци­зи­ро­ван­но­го ха­рак­те­ра.

Алек­сей Ва­силь­е­вич [начало 1730-х гг., С.-Пе­тер­бург – 9(20).2.1772, там же], с 1747 учил­ся у стар­ше­го бра­та Ан­д­рея, с сер. 1748 – в Кан­це­ля­рии от строе­ний, а с 1758 – у А. Вис­та (в Пра­ви­тель­ст­вую­щем Се­на­те). В 1763–72 гл. арх. Ко­мис­сии о строе­нии С.-Пе­тер­бур­га и Мо­ск­вы, за­ни­мал­ся во­про­са­ми пла­ни­ров­ки и за­строй­ки цен­тра С.-Пе­тер­бур­га от Ад­ми­рал­тей­ст­ва до Мой­ки (оп­ре­де­лил фор­му, вы­со­ту и но­вый ха­рак­тер за­строй­ки центр. квар­та­лов трёх­лу­чия, ши­ри­ну Нев­ско­го просп.), спро­ек­ти­ро­вал ду­го­об­раз­ную гра­ни­цу Двор­цо­вой пл. (её фор­ма со­хра­не­на К. Рос­си при соз­да­нии Гл. шта­ба). Для всех до­мов бы­ли раз­ра­бо­та­ны об­раз­цо­вые про­ек­ты. В дек. 1763 Ко­мис­си­ей был объ­яв­лен пер­вый в Рос­сии ар­хит. кон­курс на но­вый план сто­ли­цы; Ал. В. Ква­сов уча­ст­во­вал в со­став­ле­нии ус­ло­вий кон­кур­са. План С.-Пе­тер­бур­га, со­став­лен­ный под его ру­ко­вод­ст­вом (ут­вер­ждён в 1769), за­ло­жил пер­спек­тив­ные ос­но­вы раз­ви­тия го­ро­да до сер. 19 в. В 1762–69 раз­ра­бо­тал про­ект ре­гу­ли­ро­ва­ния бе­ре­гов р. Фон­тан­ка (вы­прям­ле­ние бе­ре­го­вых ли­ний, воз­ве­де­ние гра­нит­ных мос­тов) и сис­те­му пред­мос­тных пло­ща­дей на пе­ре­се­че­нии р. Фон­тан­ка с Го­ро­хо­вой ул. и Мо­с­ков­ским просп. (осу­ще­ст­в­лён в 1780–89). С 1768 ру­ко­во­дил со­став­ле­ни­ем фик­са­ци­он­но­го ак­со­но­мет­рич. пла­на С.-Пе­тер­бур­га, в ко­то­ром от­ра­жён его но­вый под­ход к за­строй­ке го­ро­да «сплош­ной фа­са­дой». Ав­тор про­ек­тов об­раз­цо­вых до­мов для про­вин­ции, ген­пла­нов Тве­ри (1763–1768), Бе­ло­го (1768), Тих­ви­на, Ка­за­ни, Ас­т­ра­ха­ни, Харь­ко­ва и др. го­ро­дов. По его про­ек­там по­стро­ен ряд до­мов на Нев­ском просп., Боль­шой Мор­ской ул. (в т. ч. собств. дом, 1766; не сохр.) и др.

Лит.: Гор­но­ста­ев Ф. Ф. Строи­тель­ст­во гра­фов Ра­зу­мов­ских в Чер­ни­гов­щи­не. М., 1911; Оже­гов С. С. Ти­по­вое и по­втор­ное строи­тель­ст­во в Рос­сии в XVIII–XIX вв. 2-е изд. М., 1987; Го­го­ли­цы­на Ю. М., Го­го­ли­цы­на Т. М. Па­мят­ни­ки ар­хи­тек­ту­ры Ле­нин­град­ской об­лас­ти. Л., 1987; Пе­тер­бург и дру­гие но­вые рос­сий­ские го­ро­да XVIII – пер­вой по­ло­ви­ны XIX вв. / Под ред. Н. Ф. Гу­ля­ниц­ко­го. М., 1995; Ба­рыш­ни­ко­ва Е. Ю. Алек­сей Ква­сов // Зод­чие Санкт-Пе­тер­бур­га. XVIII век. СПб., 1997; Му­ра­шо­ва Н. В. Сто дво­рян­ских уса­деб Санкт-Пе­тер­бург­ской гу­бер­нии. СПб., 2005; Свод па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры и мо­ну­мен­таль­но­го ис­кус­ст­ва Рос­сии. Твер­ская об­ласть. М., 2006. Ч. 2.

Вернуться к началу