КАХРИЕ́-ДЖАМИ́
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАХРИЕ́-ДЖАМИ́, памятник визант. архитектуры в Стамбуле (Константинополе). Церковь расположена близ Адрианопольских ворот гор. стен. Один из лучших примеров зодчества «Палеологовского ренессанса» в его столичном варианте. Церковь (кафоликон) мон. Христа Спасителя в Хоре с крестообразным в плане центр. пространством (наосом), перекрытым большим куполом, построена в 1077–81 (предположительно, на фундаментах храмов нач. 5–9 вв.). В нач. 12 в. перестроены центр. апсида и перекрытые небольшими куполами боковые апсиды; к нач. 14 в. перестроен внутр. нартекс с двумя куполами и пристроены другие окружающие наос пространства – внешний нартекс, сев. помещение и юж. пареклесий (притвор) с куполом, задуманный как усыпальница (гробницы до нач. 15 в. размещали и во внешнем нартексе). Заказчик строит. и худож. работ – великий логофет Феодор Метохит (изображён коленопреклонённо, подносящим модель церкви Христу над входом в наос). Мозаики и росписи исполнены ок. 1315–21. Мозаики расположены в наосе (изображения Христа и Богоматери с младенцем на вост. пилястрах, «Успение» на зап. стене; по бокам входа в наос – апостолы Пётр и Павел), во внутр. и внешнем нартексах [б. ч. сохранившихся мозаик – циклы со сценами из жизни Марии, детства Христа и его чудес; на вост. стене внутр. нартекса – деисус с Христом, Богоматерью, Исааком Комнином и Марией Палеологиной (монахиней Меланией)], в куполах, люнетах и на арках (изображения Христа, Богоматери, патриархов, ветхозаветных царей, пророков и святых). Воссоздание индивидуальных особенностей и глубокой одухотворённости персонажей сочетается в мозаиках К.-д. со стремлением к передаче пространства (под влиянием эллинистич. образцов появляется объёмное изображение сложных архит. ландшафтов). Контрастное сочетание красок дополняется тонким композиц. ритмом, динамичные построения – широким использованием контрапостов, резкие складки развевающихся одеяний – мягкостью ликов. Общая гамма светлая и богатая оттенками. Освещённые поверхности архитектуры выложены белой и жёлтой смальтой, символизирующей свет. Ряд композиций богородичного цикла К.-д. повлиял на мастеров росписей ц. Богородицы в мон. Каленич в Сербии (ок. 1413). Мозаики К.-д. близки мозаикам пареклесия ц. Богоматери Паммакаристы (Фетие-джами) в Стамбуле (ок. 1310) и ц. Святых Апостолов в Фессалониках (ок. 1310–14), миниатюрам восходящих к эллинистич. образцам рукописей. В юж. притворе – уникальный ансамбль фресок (ок. 1320) с многофигурными композициями. В конхе апсиды – «Сошествие во ад»; в вост. части свода – «Страшный суд»; в куполе и прилегающих пространствах – Богоматерь с Христом, гимнографы и ветхозаветные прообразы Марии; в нижнем регистре – святые в рост. В наосе и внутр. нартексе сохранились мраморные декорации, полы, в окнах апсиды – остатки витражей. Во внешнем нартексе – капители с изображением ангелов (возможно, 11 в.). Ок. 1510 К.-д. превращена в мечеть (пристроен минарет и перестроен купол). Реставрирована под рук. П. Андервуда в 1948–58. С 1948 музей. В числе др. памятников Стамбула К.-д. включена в список Всемирного наследия.