Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАХРИЕ́-ДЖАМИ́

Авторы: П. С. Павлинов
Христос. Фрагмент деисуса. Мозаика на восточной стене внутреннего нартекса церкви Кахрие-джами. Ок. 1315–21. Фото П. С. Павлинова
Церковь монастыря Христа Спасителя в Хоре (Кахрие-джами) в Стамбуле. 11– нач. 16 вв.

КАХРИЕ́-ДЖАМИ́, па­мят­ник ви­зант. ар­хи­тек­ту­ры в Стам­бу­ле (Кон­стан­ти­но­по­ле). Цер­ковь рас­по­ло­же­на близ Ад­риа­но­поль­ских во­рот гор. стен. Один из луч­ших при­ме­ров зод­че­ст­ва «Па­лео­ло­гов­ско­го ре­нес­сан­са» в его сто­лич­ном ва­ри­ан­те. Цер­ковь (ка­фо­ли­кон) мон. Хри­ста Спа­си­те­ля в Хо­ре с кре­сто­об­раз­ным в пла­не центр. про­стран­ст­вом (на­осом), пе­ре­кры­тым боль­шим ку­по­лом, по­строе­на в 1077–81 (пред­по­ло­жи­тель­но, на фун­да­мен­тах хра­мов нач. 5–9 вв.). В нач. 12 в. пе­ре­строе­ны центр. ап­си­да и пе­ре­кры­тые не­боль­ши­ми ку­по­ла­ми бо­ко­вые ап­си­ды; к нач. 14 в. пе­ре­стро­ен внутр. нар­текс с дву­мя ку­по­ла­ми и при­строе­ны дру­гие ок­ру­жаю­щие на­ос про­ст­ран­ст­ва – внеш­ний нар­текс, сев. по­ме­ще­ние и юж. па­рек­ле­сий (при­твор) с ку­по­лом, за­ду­ман­ный как усы­паль­ни­ца (гроб­ни­цы до нач. 15 в. раз­ме­ща­ли и во внеш­нем нар­тек­се). За­каз­чик стро­ит. и ху­дож. ра­бот – ве­ли­кий ло­го­фет Фео­дор Ме­то­хит (изо­бра­жён ко­ле­но­пре­кло­нён­но, под­но­ся­щим мо­дель церк­ви Хри­сту над вхо­дом в на­ос). Мо­заи­ки и рос­пи­си ис­пол­не­ны ок. 1315–21. Мо­заи­ки рас­по­ло­же­ны в на­осе (изо­бра­же­ния Хри­ста и Бо­го­ма­те­ри с мла­ден­цем на вост. пи­ля­ст­рах, «Ус­пе­ние» на зап. сте­не; по бо­кам вхо­да в на­ос – апо­сто­лы Пётр и Па­вел), во внутр. и внеш­нем нар­тек­сах [б. ч. со­хра­нив­ших­ся мо­за­ик – цик­лы со сце­на­ми из жиз­ни Ма­рии, дет­ст­ва Хри­ста и его чу­дес; на вост. сте­не внутр. нар­тек­са – деи­сус с Хри­стом, Бо­го­ма­те­рью, Исаа­ком Ком­ни­ном и Ма­ри­ей Па­лео­ло­ги­ной (мо­на­хи­ней Ме­ла­ни­ей)], в ку­по­лах, лю­не­тах и на ар­ках (изо­бра­же­ния Хри­ста, Бо­го­ма­те­ри, пат­ри­ар­хов, вет­хо­за­вет­ных ца­рей, про­ро­ков и свя­тых). Вос­соз­да­ние ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей и глу­бо­кой оду­хо­тво­рён­но­сти пер­со­на­жей со­че­та­ет­ся в мо­заи­ках К.-д. со стрем­ле­ни­ем к пе­ре­да­че про­стран­ст­ва (под влия­ни­ем эл­ли­ни­стич. об­раз­цов по­яв­ля­ет­ся объ­ём­ное изо­бра­же­ние слож­ных ар­хит. ланд­шаф­тов). Кон­тра­ст­ное со­че­та­ние кра­сок до­пол­ня­ет­ся тон­ким ком­по­зиц. рит­мом, ди­на­мич­ные по­строе­ния – ши­ро­ким ис­поль­зо­ва­ни­ем кон­тра­по­стов, рез­кие склад­ки раз­ве­ваю­щих­ся одея­ний – мяг­ко­стью ли­ков. Об­щая гам­ма свет­лая и бо­га­тая от­тен­ка­ми. Ос­ве­щён­ные по­верх­но­сти ар­хи­тек­ту­ры вы­ло­же­ны бе­лой и жёл­той смаль­той, сим­во­ли­зи­рую­щей свет. Ряд ком­по­зи­ций бо­го­ро­дич­но­го цик­ла К.-д. по­вли­ял на мас­те­ров рос­пи­сей ц. Бо­го­ро­ди­цы в мон. Ка­ле­нич в Сер­бии (ок. 1413). Мо­заи­ки К.-д. близ­ки мо­заи­кам па­рек­ле­сия ц. Бо­го­ма­те­ри Пам­ма­ка­ри­сты (Фе­тие-джа­ми) в Стам­бу­ле (ок. 1310) и ц. Свя­тых Апо­сто­лов в Фес­са­ло­ни­ках (ок. 1310–14), ми­ниа­тю­рам вос­хо­дя­щих к эл­ли­ни­стич. об­раз­цам ру­ко­пи­сей. В юж. при­тво­ре – уни­каль­ный ан­самбль фре­сок (ок. 1320) с мно­го­фи­гур­ны­ми ком­по­зи­ция­ми. В кон­хе ап­си­ды – «Со­ше­ст­вие во ад»; в вост. час­ти сво­да – «Страш­ный суд»; в ку­по­ле и при­ле­гаю­щих про­стран­ст­вах – Бо­го­ма­терь с Хри­стом, гим­но­гра­фы и вет­хо­за­вет­ные про­об­ра­зы Ма­рии; в ниж­нем ре­ги­ст­ре – свя­тые в рост. В на­осе и внутр. нар­тек­се со­хра­ни­лись мра­мор­ные де­ко­ра­ции, по­лы, в ок­нах ап­си­ды – оста­тки ви­тра­жей. Во внеш­нем нар­тек­се – ка­пи­те­ли с изо­бра­же­ни­ем ан­ге­лов (воз­мож­но, 11 в.). Ок. 1510 К.-д. пре­вра­ще­на в ме­четь (при­стро­ен ми­на­рет и пе­ре­стро­ен ку­пол). Рес­тав­ри­ро­ва­на под рук. П. Ан­дер­ву­да в 1948–58. С 1948 му­зей. В чис­ле др. па­мят­ни­ков Стам­бу­ла К.-д. вклю­че­на в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Лит.: Кон­да­ков Н. П. Мо­заи­ки ме­че­ти Ках­рие-Джа­ми­си в Кон­стан­ти­но­по­ле. Од., 1881; Leval A. Catalogue explicatif des principales mo­zaїques, peintures et sculptures existant а̀ Kahrie-Djami à Constantinople. İ st., 1886; Шмит Ф. И. Ках­риэ-Джа­ми // Из­вес­тия Рус­ско­го ар­хео­ло­ги­че­ско­го ин­сти­ту­та в Кон­стан­ти­но­по­ле. Со­фия, 1906. Т. 11; Under­wood P. A. The Kariye Djami. L., 1967. Vol. 1–3; Gülersoy C. Kariye (Chora). İst., 1986; Ла­за­рев В. Н. Ис­то­рия ви­зан­тий­ской жи­во­пи­си. М., 1986; Ousterhout R. G. The archite­cture of the Kariye Camii in İstanbul. Wash., 1987; idem. The art of the Kariye Camii. L., 2002.

Вернуться к началу