КА́РСТЕНС АСМУС ЯКОБ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КА́РСТЕНС (Carstens) Асмус Якоб (10.5.1754, Санкт-Юрген, близ Шлезвига, Дания, ныне в черте г. Шлезвиг, Германия – 2 или 25.5.1798, Рим), дат. и нем. живописец, график и скульптор. Учился в копенгагенской АХ (1776–83) у Н. А. Абильгора, испытал влияние И. И. Винкельмана. В 1783 вместе с братом, живописцем Фридрихом Кристианом Карстенсом (1762–98), посетил Сев. Италию (Милан и Мантую), где изучал росписи Леонардо да Винчи и Джулио Романо. В 1780-е гг. занимался рисунком (автопортрет, до 1784, Кунстхалле, Гамбург), выполнял эскизы на лит. сюжеты, писал историч., мифологич. и аллегорич. картины. С 1788 работал в Берлине, с 1789 создавал также скульптуры (модель памятника Фридриху II, 1791) и настенные росписи (в домах королевы Фредерики Луизы и др.); в эти годы складывается, постепенно освобождаясь от влияния рококо, его «большой стиль».
С 1790 К. преподавал рисунок в берлинской АХ, в 1792 командирован в Рим для изучения монументальной живописи; остался там до конца жизни. В рим. период выполнял картоны и эскизы в графич. техниках и темпере, отказавшись от масляной техники; уподобленная рельефу фронтальная композиция, идеализация подчёркнуто объёмной формы выдают влияние иск-ва Микеланджело («Ночь и её дети Сон и Смерть», 1795; «Гомер читает свои поэмы грекам», 1796, оба – Худож. собрание, Веймар). К. оказал значит. влияние на развитие классицизма в творчестве художников, работавших в Риме, прежде всего скульптора Б. Торвальдсена, живописца Й. Коха (награвировавшего 24 композиции из цикла «Аргонавты» по рисункам К.) и др. назарейцев, а также на представителей нем. неоидеализма.