ИЕЗУИ́ТСКИЕ МИ́ССИИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИЕЗУИ́ТСКИЕ МИ́ССИИ, поселения на территориях бывших португ. и исп. колоний, а также государств, входивших в сферу миссионерской деятельности ордена иезуитов. Возникли с сер. 16 в. в Китае, Японии, Корее, Индии, Лат. Америке. Сохранившиеся планы И. м. (или т. н. редукций, исп. reducciones) и их руины в ряде стран Центр. и Юж. Америки (на территориях племён тупи, гуарани, чикитос и др., а также быв. Иезуитов государства 1610–1767) позволяют судить об их первоначальном виде. В каждой из И. м. проживало от 1 до 8 тыс. индейцев; все они строились по единому образцу, в расчёте на их полную экономич. и культурную самодостаточность. Наряду с евангелизацией миссионеры стремились к достижению всеобщей грамотности местного населения, приучали индейцев к ремёслам, музыке и пению (с особой торжественностью в И. м. отмечались все церковные праздники).
Редукции были обнесены высокой оградой с парадными гл. воротами и окружены рвами для защиты от нападений извне (в т. ч. колонизаторов-работорговцев). В центре находилась квадратная или прямоугольная площадь, обычно окружённая крытой галереей; посередине стояла большая скульптура святого покровителя миссии; гл. здание – роскошно убранная церковь в стиле барокко, выходившая фасадом на площадь. Рядом с церковью – дом отцов-иезуитов и коллехио (школа), зал собраний, позади них – склады и мастерские, госпиталь и тюрьма. Позади церкви находилось кладбище, за ним – сады и огороды. Вокруг площади располагались одинаковые одноэтажные жилые дома, разделённые на 6–7 секций. Каждая семья имела свою комнату (индейцев отучали от полигамии), одновременно их привычка жить всем племенем не нарушалась. За чертой посёлка находились полевые угодья. Унифицированность жилищ и образа жизни не раз вызывала упрёки в «казарменном духе» миссий.
Серьёзные строительные навыки, полученные при возведении храмов (их авторами были архитекторы-европейцы – Х. Б. Примоли, А. Бланки, Х. Б. Эхидиано и др.), позволяли индейцам впоследствии работать и вне И. м., что способствовало широкому распространению местных вариантов «иезуитского» барокко. Его отличит. чертой было обильное включение в оформление церковных зданий местных мотивов, как иконографич., так и орнаментальных. Церкви строились 3-нефные, реже 5-нефные. Каркас возводился из дерева, стены же и внутр. перегородки – из сырцового кирпича (позднее из камня), штукатурились и белились. Каменные порталы стали в кон. 17 – нач. 18 вв. гл. украшением зданий. В архит. декоре большого мастерства достигли и индейцы, которые, свободно следуя своей фантазии, интерпретировали европ. образцы; столь же богата была резьба алтарей (ретабло), со множеством арок, ниш, раковин. В круглой скульптуре из дерева или камня нар. начало особенно проявлялось в изображениях Христа, святых и чрезвычайно любимых индейцами ангелов. В И. м. индейцами печатались книги, учебники и гравюры.
И. м. повсеместно способствовали развитию культурных контактов между европейцами и др. народами. Так, в Индии, где иезуиты были приняты при дворе могольских императоров и имели миссию в Гоа, местные художники копировали гравюры из европ. книг; возводились церкви. В Японии итал. художник-иезуит Дж. Никколо открыл в Нагасаки академию Св. Луки, в которой обучал европ. живописи. Там зародился стиль нанбан («живопись южных варваров»), который затем распространился по всей стране. Благодаря контактам с Китаем, в Европе возник стиль шинуазри, началось произ-во фарфора.
После изгнания ордена иезуитов из Португалии и Испании (1760-е гг.) и его роспуска (1773) И. м. пришли в запустение, а частично и специально разрушались; существующие на их месте музеи (в странах Лат. Америки) сохраняют остатки того худож. богатства, которое миссии внесли на земли быв. европ. колоний. И. м. в Аргентине (Сан-Игнасио-Мини, Санта-Ана, Нуэстра-Сеньора-де-Лорето и Санта-Мария-ла-Майор), Боливии (Сан-Франсиско-Хавьер, Консепсьон, Сан-Мигель, Сан-Рафаэль, Сан-Хосе), Бразилии (Сан-Мигел-дас-Мисойнс) и Парагвае (Ла-Сантиссима-Тринидад-де-Парана и Хесус-де-Таваранге) включены в список Всемирного наследия.