Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАЛЬДЕ́С ЛЕА́ЛЬ

Авторы: А. М. Муратов
Х. де Вальдес Леаль. «In ictu oculi» («Во мгновение ока»; другое название – «Иероглифы смерти»). 1672. Церковь госпиталя Ла-Каридад (Севилья).

ВАЛЬДЕ́С ЛЕА́ЛЬ (de Valdés Leal) Ху­ан де (4.5.1622, Се­ви­лья – 15.10.1690, там же), исп. жи­во­пи­сец. Пред­ста­ви­тель т. н. се­виль­ской шко­лы в иск-ве исп. ба­рок­ко. Учил­ся в Кор­до­ве у А. Кас­ти­льо, ра­бо­тал там же и в Се­ви­лье, где стал одним из ос­но­ва­те­лей АХ (1660, вме­сте с Б. Э. Му­ри­льо) и её пре­зи­ден­том (1663–66). В твор­че­ст­ве В. Л., пи­сав­шего для мо­на­сты­рей, церк­вей и ду­хов­ных кол­ле­гий цик­лы кар­тин («Ис­то­рия св. Кла­ры», 1650–53; «Жизнь св. Иг­на­тия», 1674–76, и др.), ал­тар­ные об­ра­зы («Воз­не­се­ние Ма­рии», 1655, Лувр, Па­риж; «Не­по­роч­ное за­ча­тие», 1661, Нац. га­ле­рея, Лон­дон), яр­кое вы­ра­же­ние по­лу­чи­ли на­строе­ния Контр­ре­фор­ма­ции. Что­бы со всей на­гляд­но­стью по­ка­зать брен­ность пло­ти и тще­ту зем­ных уси­лий, В. Л. ис­поль­зо­вал ил­лю­зио­ни­стич. эф­фек­ты ка­ра­вад­жиз­ма, ма­каб­ри­че­скую на­ту­ра­ли­стич­ность де­та­лей, дра­ма­тизм мер­цаю­щей све­то­те­ни, ин­тен­сив­ность ко­ло­ри­та. Его из­люб­лен­ный жанр – ал­ле­го­рия на те­му ва­ни­тас с изо­бра­же­ни­ем ске­ле­тов, по­лу­раз­ло­жив­ших­ся тру­пов, об­ла­чён­ных в одея­ния выс­ших ие­рар­хов церк­ви [«Ко­нец зем­ной сла­вы» («Finis gloriae mundi»), 1672–74, «Во мгно­ве­ние ока» («In ictu oculi»), 1672; обе – цер­ковь гос­пи­таля Ла-Ка­ри­дад (Ми­ло­сер­дия), Се­ви­лья]. Пи­сал так­же сце­ны ис­тя­за­ний му­че­ни­ков и др. ре­лиг. сю­же­ты («Св. Ан­д­рей», 1647, мон. Св. Фран­ци­ска, Кор­до­ва), порт­ре­ты.

Лит.: Valdivieso E. Juan de Valdés Leal. Se­villa, 1988; idem. Valdés Leal. Museo Prado. [Cat.]. Madrid, [1991]; Martinez Miura E. El pintor Valdés Leal. San Sebastian, [1996].

Вернуться к началу