ЛА́КЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛА́КЦЫ (самоназвание – лак; авар. – тумал, даргинское – вулугуни, лезгинское – яхулви; устар. – казикумухцы), народ в России. Живут в осн. в центр. части Нагорного Дагестана (Лакский и Кулинский районы, несколько сёл – на западе Акушинского, юго-западе Дахадаевского, севере Рутульского и востоке Чародинского районов), часть – на равнине (в осн. Новолакский район), Махачкале, Каспийске, Хасавюрте и др. городах. Численность 178,6 тыс. чел. (2010, перепись), из них в Дагестане – 161,3 тыс. чел., в Ставропольском крае – 2,6 тыс. чел., Кабардино-Балкарии – 1,5 тыс. чел., Москве – 2,2 тыс. чел. Живут также в Узбекистане (3,9 тыс. чел.), Туркмении (3,8 тыс. чел.), Таджикистане (1,8 тыс. чел.), Азербайджане (1,2 тыс. чел.) и др. Общая числ. 190 тыс. чел. (2010, оценка). Говорят на лакском языке. 94,2 % владеют рус. яз. Л. – мусульмане-сунниты.
Л. – коренные жители Дагестана. Входили в Казикумухское ханство (шамхальство). Село Кумух (Гумик) известно по араб. источникам с 1-го тыс. н. э. Присоединённое к России ханство было преобразовано в 1860 в Казикумухский окр. Дагестанской обл., с 1922 Лакский окр., с 1928 – кантон, с 1929 – район в составе Дагестанской АССР, поделённый в 1935 на Лакский и Кулинский районы. В 1944 часть Л. была переселена на равнину, на земли депортированных чеченцев.
Традиц. культура типична для дагестанских народов. Осн. занятия – отгонное скотоводство и пашенное земледелие на горных склонах и террасах (пшеница, рожь, ячмень, просо и бобовые; с кон. 19 в. – кукуруза и картофель, с нач. 20 в. – садовые и огородные культуры). Преобладало трёхполье, традиц. пахотное орудие – примитивный плуг (харас). Было развито отходничество. Традиц. ремёсла – сукноделие, изготовление войлока, паласов, металлич. посуды (сёла Кумух, Убра и др.), ювелирное дело (село Кумух), гончарство (см. Балхарская керамика), золотое и серебряное шитьё (сёла Кумух и Балхар), шорное (село Унчукатль) и сапожное (село Шовкра) дело, обработка камня (село Убра); село Кая славилось торговцами, село Кума – кондитерами, село Цовкра – акробатами и т. д. Особенность лакского жилища – обогреваемая глинобитная лежанка типа кана. Традиц. мужская одежда – штаны, туникообразная рубаха, бешмет (курту), черкеска (чуха); женская – туникообразная, подоткнутая с боков рубаха (гуха) и узкие штаны, с кон. 19 в. распространяются платья (бузма, гуха) – распашные отрезные в талии с прямой или расклёшенной юбкой, реже – с закрытым лифом (полуша) или со вставкой спереди; чухта – мешкообразная, на юге – с чепцом и мешочком, у вихлинцев – с чепцом, мешочком и длинным полотнищем из белой бязи (бакбаху). Верхняя одежда – войлочные бурка, туникообразный кафтан (кавалей).
Хлеб выпекался в печи типа тандыра. Традиц. напиток Л. – буза (дукра гян), в торжеств. случаях – медовая брага (мачча). На праздники готовили хинкал (арен гавккури) и вареники с начинкой из орехов и изюма. На Ноуруз готовили кашу из пшеничной крупы с кислым молоком и чесноком (курункуса, катта тату), выпекали хлебцы из сдобного теста в форме человека или животных (барта, абарта); в день праздника проводили обряд преломления барта. Особые лакомства связаны со свадебным ритуалом: кисло-сладкая мучная каша на соке абрикоса (буруссануйх курч), халва (ночь перед свадьбой иногда называлась ночью халвы – бакухрал хху), тянучки из мёда с пряностями (кянна), иногда в виде птицы (ницал какну – медовая куропатка). Процессию с невестой встречали ряженые, разыгрывавшие шуточные театрализов. сценки, родня жениха исполняла старинный танец гиргичу. Существовали патрилинейные эндогамные родств. группы типа тухума (сака, ахлу, лякин), брачный сговор и выкуп, сословное деление, обычаи взаимопомощи (марща, кумаг), кровной мести и платы за убийство, гостеприимства. Сельская община (джамаат) управлялась советом старейшин (хунисса). Система терминов родства типична для даг. народов: бифуркативно-линейный принцип сочетается с обилием описательных конструкций для боковых родственников; сиблинги обозначаются одним термином с добавлением грамматич. показателей пола. До нач. 20 в. сохранялись большая семья, элементы домусульманских верований и культов (огня, земли, камня, железа и др.). Ноуруз (Инт Дейдиху) сопровождался перепрыгиванием через костры, девичьими гаданиями. На летнее солнцестояние (Гъи Дейдиху) в Кумухе встречали восход на священной горе Вацила.
Устное творчество – героич. и историч. эпос (в т. ч. поэма «Парту Патима» о борьбе с Тимуром), сказки; вокальная музыка преим. одноголосная (песни исполняются в сопровождении одного инструмента или ансамбля из 2–3 инструментов). Различаются мелодические развитые долгие песни балай (баллады, песни эпические, обрядовые, колыбельные, любовные и др.) и короткие быстрые – шалма (песни шуточные, детские и др.). Инструментальная традиция представлена гл. обр. пастушескими наигрышами и музыкой к танцам. Осн. муз. инструменты – зурна зюннав и бубен ччергъилу; среди др. инструментов: струнные – щипковый чугур, смычковые чагана и кеманча; духовые – продольная флейта шуттух, язычковый баламанту (с одинарной тростью), гармоника арган; двухсторонний барабан дачу; баян, балалайка. Распространён танец типа лезгинки. В 19–20 вв. прославились лакские мусульм. учёные [учитель Шамиля шейх Джамалуддин Казикумухский, просветитель Али Каяев (1878–1943) и др.], развивается авторское творчество (поэты Магомед Убринский, Магомед-эфенди Зарир Кумухский, Абдул Керим Баратов, певицы-импровизаторы Патимат Кумухская, Шаза Курклинская и др.). Сформировалась интеллигенция (поэты М. Гаджиев, М. М. Махмудов, Г. Гузунов; композиторы М. М. Кажлаев, Ш. Р. Чалаев и др.).