ШИЛЛУ́К
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШИЛЛУ́К (самоназвание – чоло, шоло, сøllø), нилотский народ группы луо северные на северо-востоке Юж. Судана (штат Верхний Нил). Численность до 0,5 млн. чел. (3-й по численности народ страны; 2017, оценка). Говорят на шиллукском (шулла/чулла, шоло/чоло) яз. сев. подгруппы луосской группы зап. подветви нилотских языков; письменность на основе лат. графики. Распространён араб. язык. В осн. христиане [католики – гл. обр. левобережье Нила, протестанты (англикане, пресвитериане и др.) – правобережье и низовье р. Собат], часть сохраняет традиц. верования, есть мусульмане-сунниты.
По преданиям, предки Ш. пришли с юга в 16 в., возможно из района оз. Альберта, и создали вождество, объединявшее 10 племён, во главе с правителем (рет), считавшимся воплощением Ньиканга – легендарного предка Ш.; с кон. 17 в. – со столицей в Фашоде (ныне Кодок). В 17–18 вв. воевали с динка и арабами. В 18 в., с упадком Сеннара, Ш. заняли лидирующие позиции в караванной торговле верхнего Нила. После падения Сеннара в 1821–22 были вытеснены с севера егип. войсками, нуэр и динка. Принимали активное участие в гражд. войнах кон. 20 – нач. 21 вв. В 2010–11 восстание Ш. было жестоко подавлено Нар. армией освобождения Судана.
Традиц. занятия – ручное земледелие (зерновые, бобовые, табак) и скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот), рыболовство, охота. Развиты обработка железа, кожи и рога, плетение, гончарство, изготовление калебасов. Распространено отходничество. Основа социальной организации – большесемейные общины (гол), патрилинейные роды (ква), воен. структура на основе возрастной организации. Сохраняются полигиния и сорорат. Поселения (пак) кучевой планировки, состоят из глинобитных куполообразных построек (гол, кало), окружающих загон для скота; образуют ок. 100 объединений (под) во главе с вождём. Делятся на аристократию – представителей прямой (кварет) и боковых (ороро) линий рода рета; членов неаристократич. родов (чолло); рабов (в т. ч. потомков военнопленных) и жён и вдов ретов (бангрет). Каждое племя имеет святилище, где обитает дух Ньиканга, владеющее священным стадом. Рет – «священный царь», от здоровья которого зависит благосостояние его подданных, поэтому престарелых или больных ретов убивали (удушением). Осн. ежегодные праздники связаны с вызыванием дождя и сбором урожая. Сохраняются магия, ведовство, культы предков, сил природы и общенилотского божества плодородия Джуок, изображаемого в виде быка, посылающего дождь. Фольклор – сказания о Ньяканге, сказки о животных, пословицы, песни, танцы. Практикуют шрамирование тела.