НУЭ́Р
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НУЭ́Р, нуэры (самоназвания – нат, наат, ней-ти, naath, nei ti naath), народ группы зап. нилотов в Вост. Африке. Живут на северо-востоке Юж. Судана (низовья рек Бахр-эль-Джебель и Джур и бассейн р. Собат – штат Зап. Верхний Нил, юг штата Верхний Нил и север штата Джонглий; 1 млн. чел. – 2011, оценка, второй по численности этнос) и западе Эфиопии (160 тыс. чел.; составляют ок. 50% населения региона Гамбела). Делятся на зап. Н. (к западу от Бахр-эль-Джебеля: бул; леек, или лик; дьягай, или джакеи; док; ньюонг, или нуонг; доор и зап. дьикань, или джикани) и вост. Н. (к востоку от Бахр-эль-Джебеля: лак; тьянг; гаавар, или гавар; лоу, или лу; вост. дьикань). К Н. близки атвот, или реел (75 тыс. чел.), живущие среди динка к западу от Бахр-эль-Джебеля. Язык нуэр нуэрской подгруппы динка-нуэрской группы зап. подветви нилотских языков; диалекты: бул, леек, дьягай, док (ток), ньюонг, гаваар, тьянг, лоу (лау), абигар, доор, зап. и вост. дьикань. Письменность на основе лат. графики. В осн. сохраняют традиц. верования, до 10 тыс. чел. – христиане-протестанты (пресвитериане, лютеране и др.).
Прародина Н. располагалась к западу от Бахр-эль-Джебеля. По происхождению близки к динка, от которых отделились в районе р. Джур и стали расселяться на восток и вытеснять, подчиняя и частично ассимилируя динка и ануак. Традиц. культура типична для нилотов Вост. Африки. Осн. занятие – полукочевое скотоводство (зебу, овцы, козы). Скот служил основой имущественных и социальных отношений; доением занимались женщины и подростки, взрослый скот пасли только инициированные мужчины. В период дождей и разлива рек (с июня) жили в деревнях на возвышенностях, занимались переложным ручным земледелием (в осн. сорго и просо, а также кукуруза, бобовые, тыквы), ночью скот держали в крытых загонах с дымокурами. Деревни имели разбросанную планировку. С ноября – декабря кочевали вблизи водоёмов, занимались рыболовством (с помощью остроги и корзиночных ловушек); к январю – февралю объединялись в крупные лагеря (веч маи), жили в поселениях типа крааля. Жилище (двил, ут) из ветвей, обмазанных глиной и навозом, летом – круглое с шлемовидной крышей, зимой – ветровой заслон или шалаш. Осн. утварь делали из глины, кожи, тыкв, орудия и оружие – из кости, рога, раковин, эбенового дерева. Железо получали в осн. от динка и арабов; железные копья служили родовыми и личными реликвиями. С сер. 19 в. добывали слоновую кость на продажу. Вели постоянные набеги (гл. обр. на динка) с целью захвата скота. С 1970-х гг. мн. Н. работают по найму. Распространено отходничество в Судан. Мужская одежда – набедренная повязка; женская – кожаный передник, украшенный бахромой и бусинами; носят браслеты из дерева, меди, слоновой кости, ожерелья из бус, раковин, плетения и др. Практикуется скарификация. Осн. пища – свежее и кислое молоко, творог (льет ин бор), сыр (льет ин чар); сырая, варёная и запечённая коровья кровь; лепёшки (инджера), каши (вал-вал) и похлёбки (коп) из сорго; мясо едят во время жертвоприношений. Из сорго варят пиво.
Основу традиц. социальной организации составляют патрилинейные роды, состоящие из иерархически построенных линиджей (ток двиел, ток мач, кар), и деревенские общины (чьенг), включающие множество домохозяйств (дор). Важную роль играли возрастные группы, отношения между которыми выражались терминами родства. При инициации мужчина получал копьё и быка, имя которого носил; на лоб наносились 6 рубцов (гар). Брак считался действительным лишь после рождения второго ребёнка. Дети причислялись к роду мужа только после полной выплаты брачного выкупа (иногда после его смерти); посредством выплаты выкупа приобрести «жену» и установить «отцовство» над её детьми могла и женщина в случае её собственного бесплодия. Распространены полигиния, левират, авункулат. Система терминов родства бифуркативного типа; преобладают описат. конструкции. Сиблинги обозначаются в зависимости от их происхождения от отца или от матери.
Субэтнич. группы («племена») иногда объединялись во врем. воен. конфедерации; подразделялись на территориальные группы и подгруппы, также образующие союзы друг против друга; в основе каждого объединения лежал доминирующий линидж. Конфликты разрешались путём драк и воен. столкновений, а также в результате переговоров при посредничестве вождя (куар муон) – носителя накидки из леопардовой шкуры (твач) и старейшин; кровная месть могла быть заменена компенсацией скотом (руок). Важную роль выполняли также бигмены (гат твот, тут), старейшины господствующего линиджа (диел); ритуальные лидеры – заклинатели тотемов (гван квот), «хозяева скота» (вут гок), руководящие инициациями возрастных групп, воен. заклинатели (гван муот, нгул), обладатели фетишей, знахари и прорицатели (тиэт). С кон. 19 в. большим влиянием пользовались «пророки» (гук, чок квот), руководившие набегами на динка и ставшие лидерами сопротивления колонизации; наиболее почитаем «пророк» из племени лу Нгунденг (ум. 1906), построивший холм («пирамиду») выс. св. 15 м со слоновыми бивнями на вершине и по периметру – ныне священное место Н. В 1930-х гг. англо-егип. администрацией введён институт выборных вождей.
Сохраняются традиц. культы духов (куот) и предков, верховного божества демиурга Куот, божеств неба (Денг, Дау, Тини), родовых духов и др. Осн. жанры фольклора – песни, танцы, воинские гимны, сказки, историч. и генеалогич. предания. Осн. ритуалы проводятся осенью, после сбора первого урожая сорго.
До 20 в. контакты с европейцами и египтянами незначительны; англо-егип. администрация установила контроль над территорией Н. в результате воен. операций в кон. 1920-х гг. Во время гражд. войны в Судане 1980–90-х гг. Н. пострадали от действий правительств. войск и руководимой динка Нар. армии освобождения Судана (хотя представители Н. также воевали в её составе). Мн. Н. эмигрировали в Кению, Эфиопию, США, Канаду, Австралию и др. В Юж. Судане и за рубежом имеются политич. организации Н. Представители Н. участвуют в правительстве Юж. Судана. Существует напряжённость между Н., динка и ануак.