Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭСТО́НЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 478-479

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЭСТО́НЦЫ (са­мо­на­зва­ние – eestlased), 1) на­се­ле­ние Эс­то­нии. 2) При­бал­тий­ско-фин­ский на­род, осн. на­се­ле­ние Эс­то­нии. Чис­лен­ность 905,8 тыс. чел. (2016, Деп-т ста­ти­сти­ки). Жи­вут так­же в Фин­лян­дии (49,2 тыс. чел. – 2016, Ста­ти­стич. центр), США (27,1 тыс. чел. – 2014, Бю­ро пе­ре­пи­си), Ка­на­де (23,2 тыс. чел. – 2011, пе­ре­пись), Рос­сии (17,9 тыс. чел., в т. ч. 7,1 тыс. чел. в Си­бир­ском фе­де­раль­ном ок­ру­ге: 2,3 тыс. чел. в Крас­но­яр­ском крае, 2,1 тыс. чел. в Ом­ской обл., 0,9 тыс. чел. в Но­во­си­бир­ской обл., 0,5 тыс. чел. в Ке­ме­ров­ской обл., 0,5 тыс. чел. в Том­ской обл. – 2010, пе­ре­пись) и др. Го­во­рят на эс­тон­ском язы­ке. Ве­рую­щие в осн. лю­те­ра­не, есть пра­во­слав­ные (в т. ч. се­ту).

Пред­ки Э. упо­ми­на­ют­ся в рус. ис­точ­ни­ках как чудь, в зап.-ев­роп. ис­точ­ни­ках с 13 в. – как «эс­ты» (эт­но­ним вос­хо­дит к «эс­ти­ям» ан­тич­ных ав­то­ров – см. в ст. Сам­бий­ско-на­тан­гий­ская куль­ту­ра). Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Юго-Вост. Бал­тии (см. в ст. Ев­ро­па), на за­па­де и се­ве­ре ис­пы­та­ла сканд. и фин­ское, на юге и вос­то­ке – рус. и балт­ское влия­ние. Тра­диц. за­ня­тия – па­шен­ное зем­ле­де­лие (рожь, яч­мень, бо­бо­вые, кар­то­фель; выращивание льна раз­вито особенно в Юж. Эстонии, с 1860–1880-х гг., в связи с кризисом импорта в Европу хлопка из США и с Ближнего Востока, приобрело товарное значение), жи­вот­но­вод­ст­во (мо­лоч­ный скот, сви­ньи, ов­цы).

Раз­ли­ча­ют­ся сев.-эст. (маа­кон­ды Ида-Ви­ру, Ляэ­не-Ви­ру, Ха­рью и Яр­ва, Ра­п­ла), юж.-эст. (маа­кон­ды Йы­ге­ва, Тар­ту, Пыл­ва, Вы­ру, Вал­га, Виль­ян­ди, вос­ток Пяр­ну), зап.-эст. (маа­кон­ды Пяр­ну, Ля­эне, за­пад Харь­ю) и ост­ров­ная (маа­кон­ды Хийу и Саа­ре) эт­но­гра­фич. об­лас­ти. Древ­ней­шие сель­ские по­се­ле­ния – де­рев­ни (кю­ла) ку­че­вой и ря­до­вой пла­ни­ров­ки, на юге так­же раз­бро­сан­ные и од­но­двор­ные; со 2-й пол. 19 в. осн. ти­пом по­се­ле­ния стал ху­тор. Жи­ли­ще до кон. 19 в. – т. н. жи­лая ри­га (рес­ту­ба), сруб­ная по­строй­ка с вы­со­кой со­ло­мен­ной кры­шей, гли­но­бит­ным или ка­мен­ным по­лом. Центр. жи­лое по­ме­ще­ние (ри­га), слу­жив­шее так­же для суш­ки сно­пов, ота­п­ли­ва­лось по-чёр­но­му ка­мен­ной пе­чью (ахи), сто­яв­шей на­про­тив вхо­да, с под­вес­ным кот­лом над оча­гом (кол­ле, лее) пе­ред усть­ем; к не­му при­мы­ка­ли од­на или неск. хо­лод­ных кла­до­вых (кам­бер), слу­жив­ших ле­том спаль­ня­ми, и гум­но (ре­хеа­лу­не), где зи­мой дер­жа­ли скот. Др. по­строй­ки усадь­бы – кле­ти (айт), хлев (ла­ут), ба­ня (са­ун); ха­рак­тер­на лет­няя кух­ня (ко­да) – в ви­де ко­нич. ша­ла­ша или не­боль­шо­го сру­ба, на се­ве­ро-за­па­де и ост­ро­вах – из кам­ня, с от­кры­тым оча­гом.

Эстонский женский костюм: 1 – северная Эстония, девичья одежда из Йыэляхтме (мааконд Харью), сер. 19 в. (короткая кофта кяйсед с воротом, скреплённым пряжкой сыльг, полихромной вышивкой и кружев... Рис. Е. Н. Федорченко

Раз­ли­ча­ют­ся сев.-эст., юж.-эст., зап.-эст. и ост­ров­ной ком­плек­сы жен­ско­го кос­тю­ма. Жен­ская ту­ни­ко­об­раз­ная ру­ба­ха (сярк) на б. ч. Эс­то­нии име­ла длин­ные ру­ка­ва, на­пле­чи­ки (ыла­лапп, ыла­латт) и от­лож­ной во­рот­ник. В Се­в. Эс­то­нии но­си­лась так­же ру­ба­ха без ру­ка­вов, на о. Хий­у­маа – на лям­ках, по­верх неё – ко­рот­кая блу­за (кяй­сед) с длин­ным пыш­ным ру­ка­вом. Ру­ба­хи и кяй­сед ук­ра­ша­лись ме­реж­кой, кру­же­вом, бе­лой, на се­ве­ре так­же – крас­ной, чёр­ной или по­ли­хром­ной вы­шив­кой (гео­мет­рич., на се­ве­ре – рас­тит. мо­ти­вы). По­верх ру­ба­хи на­де­ва­ли ко­рот­кую (на о. Саа­ре­маа – вы­ше та­лии) шер­стя­ную коф­ту (камп­сун) или без­ру­кав­ку (лий­стик, лий­ви­стик, лихв). Юб­ка (сев.-эст. сее­лик, юж.-эст. кёрт, на юго-вос­то­ке так­же – сы­ба, кы­рик, пал­ла­по­ол, на ост­ро­вах – ку­уб, на о. Хий­у­маа так­же – сярк, на о. Саа­ре­маа – юм­брик) в осн. по­лу­шер­стя­ная в склад­ку, на за­па­де и ост­ро­вах – так­же плис­си­ро­ван­ная (по-ви­ди­мо­му, за­им­ст­во­ва­на у шве­дов); по рас­крас­ке – про­доль­но-, ре­же по­пе­реч­но-по­ло­са­тая (на ост­ро­вах Саа­ре­маа и Му­ху – пре­иму­щест­вен­но), или в клет­ку (осо­бен­но к кон. 19 в.); у груп­пы муль­ги (юг маа­кон­да Виль­ян­ди и юго-вос­ток маа­кон­да Пяр­ну) – шер­стя­ная чёр­ная с кай­мой на по­до­ле, ино­гда – не­сши­тая. Юб­ка под­поя­сы­ва­лась узор­ным поя­сом (вёё) – пле­тё­ным или тка­ным на ни­ту, на юге, за­па­де и о. Саа­ре­маа – так­же на до­щеч­ках. За­муж­ние жен­щи­ны по­верх юб­ки но­си­ли льня­ной или хлоп­ча­то­бу­маж­ный пе­ред­ник (пылл), на о. Хий­у­маа – с во­ла­ном по по­до­лу. На пле­чи на­де­ва­ли шер­стя­ные шаль или по­кры­ва­ло (на юге – сы­ба, сыу­ке, на юго-вос­то­ке – кы­рик, в маа­кон­де Виль­ян­ди и на юге маа­кон­да Пяр­ну – текк, на за­па­де – вайп) с цвет­ной кай­мой, в маа­кон­дах Тар­ту и Виль­ян­ди – клет­ча­тое или од­но­тон­ное ко­рич­не­вое, на юго-вос­то­ке – бе­лое вы­ши­тое; из­вест­ны так­же бе­лые льня­ные по­кры­ва­ла (на се­ве­ре, за­па­де и вос­то­ке – па­ла­кас, на юге – ли­на, ли­ник, пал­ла­по­ол, ка­ал, на за­па­де и ост­ро­вах – ург), на юге – с вы­шив­кой, на юго-вос­то­ке – с крас­ным узор­ным ткань­ём. Осн. ук­ра­ше­ние – коль­це­вид­ная или круг­лая брошь (сыльг, пре­ес), на за­па­де из­вест­ны мо­нет­ные оже­ре­лья. Де­ви­чий го­лов­ной убор – ве­нок (пярг) на твёр­дой ос­но­ве, на за­па­де и ост­ро­вах – лен­та (пеа­па­эл). За­муж­ние жен­щи­ны на се­ве­ре но­си­ли «горш­ко­об­раз­ные» ко­кош­ни­ки на твёр­дой ос­но­ве (пот­тмютс), на за­па­де и о. Саа­ре­маа – так­же «ко­пы­тоо­об­раз­ные» с вы­со­ким греб­нем (би­мютс, пин­нмютс) или в ви­де усе­чён­но­го ко­ну­са (харь­ю­та­ну, маа­конд Саа­ре), на юге и ост­ро­вах – чеп­цы (та­ну, мютс); на се­ве­ре, юго-вос­то­ке, юге (у муль­ги) и ост­ро­вах со­хра­ня­ет­ся по­ло­тен­ча­тый убор (ли­ник, у муль­ги – рятт, пяя­рятт); на се­ве­ро-вос­то­ке (маа­конд Ида-Ви­ру) ткань обёр­ты­ва­ет­ся во­круг го­ло­вы, ино­гда на твёр­дой ос­но­ве, об­ра­зуя ша­поч­ку (харь­я­кас, «со­ро­ка»), ук­ра­шен­ную га­лу­ном, с «хво­стом» из по­зу­мен­та сза­ди.

Из празд­ни­ков вы­де­ля­ет­ся Ива­нов день (Яа­ни­пя­эв). Наи­бо­лее зна­чит. часть муз. фольк­ло­ра – од­но­го­лос­ные ал­ли­те­рационные пес­ни (см. Ру­ни­че­ские пес­ни). Раз­ли­ча­ют­ся сев.-эст. (ха­рак­те­рен жанр т. н. ка­чель­ных пе­сен) и юж.-эст. (рас­про­стра­не­ны пас­ту­шьи пес­ни) ру­нич. тра­ди­ции. Сти­ли­сти­че­ски обо­соб­лен фольк­лор се­ту, у ко­то­рых бы­ту­ет мно­го­го­ло­сие. С 17 в. раз­ви­ва­лись т. н. пес­ни пе­ре­ход­ной фор­мы, имею­щие при­зна­ки как ру­ни­че­ских, так и но­вых пе­сен. Со 2-й пол. 19 в. рас­про­стра­ни­лись сти­ли­сти­че­ски позд­ние – т. н. но­вые нар. пес­ни с риф­мо­ван­ным сти­хом, ме­ло­дия­ми ши­ро­ко­го диа­па­зо­на в ма­жо­ре, ре­же в ми­но­ре, в ку­плет­ной фор­ме. Муз. ин­ст­ру­мен­ты: ста­рин­ные – щип­ко­вый кан­нель, смыч­ко­вый хий­у­кан­нель, на­ту­раль­ная тру­ба (карь­я­па­сун), рог (сарв); бо­лее позд­ние – во­лын­ка (то­ру­пилль), скрип­ка, гар­мо­ни­ка, на них ис­пол­ня­ют­ся гл. обр. тан­це­валь­ные наи­гры­ши (ла­бая­ла­вальс, поль­ка, рейн­ленд­лер).

Лит.: Tampere H. Eesti rahvalaule viisidega. Tallinn, 1956–1965. T. 1–5; На­ро­ды Ев­ро­пей­ской час­ти СССР. М., 1964. Т. 2; Там­пе­ре Х. Эс­тон­ская на­род­ная пес­ня. Л., 1983; Ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фи­че­ский ат­лас При­бал­ти­ки: Оде­ж­да. Ри­га, 1986.

Вернуться к началу