ЭСТО́НЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭСТО́НЦЫ (самоназвание – eestlased), 1) население Эстонии. 2) Прибалтийско-финский народ, осн. население Эстонии. Численность 905,8 тыс. чел. (2016, Деп-т статистики). Живут также в Финляндии (49,2 тыс. чел. – 2016, Статистич. центр), США (27,1 тыс. чел. – 2014, Бюро переписи), Канаде (23,2 тыс. чел. – 2011, перепись), России (17,9 тыс. чел., в т. ч. 7,1 тыс. чел. в Сибирском федеральном округе: 2,3 тыс. чел. в Красноярском крае, 2,1 тыс. чел. в Омской обл., 0,9 тыс. чел. в Новосибирской обл., 0,5 тыс. чел. в Кемеровской обл., 0,5 тыс. чел. в Томской обл. – 2010, перепись) и др. Говорят на эстонском языке. Верующие в осн. лютеране, есть православные (в т. ч. сету).
Предки Э. упоминаются в рус. источниках как чудь, в зап.-европ. источниках с 13 в. – как «эсты» (этноним восходит к «эстиям» античных авторов – см. в ст. Самбийско-натангийская культура). Традиц. культура типична для народов Юго-Вост. Балтии (см. в ст. Европа), на западе и севере испытала сканд. и финское, на юге и востоке – рус. и балтское влияние. Традиц. занятия – пашенное земледелие (рожь, ячмень, бобовые, картофель; выращивание льна развито особенно в Юж. Эстонии, с 1860–1880-х гг., в связи с кризисом импорта в Европу хлопка из США и с Ближнего Востока, приобрело товарное значение), животноводство (молочный скот, свиньи, овцы).
Различаются сев.-эст. (мааконды Ида-Виру, Ляэне-Виру, Харью и Ярва, Рапла), юж.-эст. (мааконды Йыгева, Тарту, Пылва, Выру, Валга, Вильянди, восток Пярну), зап.-эст. (мааконды Пярну, Ляэне, запад Харью) и островная (мааконды Хийу и Сааре) этнографич. области. Древнейшие сельские поселения – деревни (кюла) кучевой и рядовой планировки, на юге также разбросанные и однодворные; со 2-й пол. 19 в. осн. типом поселения стал хутор. Жилище до кон. 19 в. – т. н. жилая рига (рестуба), срубная постройка с высокой соломенной крышей, глинобитным или каменным полом. Центр. жилое помещение (рига), служившее также для сушки снопов, отапливалось по-чёрному каменной печью (ахи), стоявшей напротив входа, с подвесным котлом над очагом (колле, лее) перед устьем; к нему примыкали одна или неск. холодных кладовых (камбер), служивших летом спальнями, и гумно (рехеалуне), где зимой держали скот. Др. постройки усадьбы – клети (айт), хлев (лаут), баня (саун); характерна летняя кухня (кода) – в виде конич. шалаша или небольшого сруба, на северо-западе и островах – из камня, с открытым очагом.
Различаются сев.-эст., юж.-эст., зап.-эст. и островной комплексы женского костюма. Женская туникообразная рубаха (сярк) на б. ч. Эстонии имела длинные рукава, наплечики (ылалапп, ылалатт) и отложной воротник. В Сев. Эстонии носилась также рубаха без рукавов, на о. Хийумаа – на лямках, поверх неё – короткая блуза (кяйсед) с длинным пышным рукавом. Рубахи и кяйсед украшались мережкой, кружевом, белой, на севере также – красной, чёрной или полихромной вышивкой (геометрич., на севере – растит. мотивы). Поверх рубахи надевали короткую (на о. Сааремаа – выше талии) шерстяную кофту (кампсун) или безрукавку (лийстик, лийвистик, лихв). Юбка (сев.-эст. сеелик, юж.-эст. кёрт, на юго-востоке также – сыба, кырик, паллапоол, на островах – кууб, на о. Хийумаа также – сярк, на о. Сааремаа – юмбрик) в осн. полушерстяная в складку, на западе и островах – также плиссированная (по-видимому, заимствована у шведов); по раскраске – продольно-, реже поперечно-полосатая (на островах Сааремаа и Муху – преимущественно), или в клетку (особенно к кон. 19 в.); у группы мульги (юг мааконда Вильянди и юго-восток мааконда Пярну) – шерстяная чёрная с каймой на подоле, иногда – несшитая. Юбка подпоясывалась узорным поясом (вёё) – плетёным или тканым на ниту, на юге, западе и о. Сааремаа – также на дощечках. Замужние женщины поверх юбки носили льняной или хлопчатобумажный передник (пылл), на о. Хийумаа – с воланом по подолу. На плечи надевали шерстяные шаль или покрывало (на юге – сыба, сыуке, на юго-востоке – кырик, в мааконде Вильянди и на юге мааконда Пярну – текк, на западе – вайп) с цветной каймой, в маакондах Тарту и Вильянди – клетчатое или однотонное коричневое, на юго-востоке – белое вышитое; известны также белые льняные покрывала (на севере, западе и востоке – палакас, на юге – лина, линик, паллапоол, каал, на западе и островах – ург), на юге – с вышивкой, на юго-востоке – с красным узорным тканьём. Осн. украшение – кольцевидная или круглая брошь (сыльг, преес), на западе известны монетные ожерелья. Девичий головной убор – венок (пярг) на твёрдой основе, на западе и островах – лента (пеапаэл). Замужние женщины на севере носили «горшкообразные» кокошники на твёрдой основе (поттмютс), на западе и о. Сааремаа – также «копытоообразные» с высоким гребнем (бимютс, пиннмютс) или в виде усечённого конуса (харьютану, мааконд Сааре), на юге и островах – чепцы (тану, мютс); на севере, юго-востоке, юге (у мульги) и островах сохраняется полотенчатый убор (линик, у мульги – рятт, пяярятт); на северо-востоке (мааконд Ида-Виру) ткань обёртывается вокруг головы, иногда на твёрдой основе, образуя шапочку (харьякас, «сорока»), украшенную галуном, с «хвостом» из позумента сзади.
Из праздников выделяется Иванов день (Яанипяэв). Наиболее значит. часть муз. фольклора – одноголосные аллитерационные песни (см. Рунические песни). Различаются сев.-эст. (характерен жанр т. н. качельных песен) и юж.-эст. (распространены пастушьи песни) рунич. традиции. Стилистически обособлен фольклор сету, у которых бытует многоголосие. С 17 в. развивались т. н. песни переходной формы, имеющие признаки как рунических, так и новых песен. Со 2-й пол. 19 в. распространились стилистически поздние – т. н. новые нар. песни с рифмованным стихом, мелодиями широкого диапазона в мажоре, реже в миноре, в куплетной форме. Муз. инструменты: старинные – щипковый каннель, смычковый хийуканнель, натуральная труба (карьяпасун), рог (сарв); более поздние – волынка (торупилль), скрипка, гармоника, на них исполняются гл. обр. танцевальные наигрыши (лабаялавальс, полька, рейнлендлер).