СЕ́ТУ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЕ́ТУ (самоназвание – setokõsõq), этнографич. группа эстонцев. Живут в осн. на юго-востоке Эстонии [12,3 тыс. чел. – 2015, оценка, из них 4 тыс. чел. в волостях Микитамяэ и Вярска на востоке мааконда (уезда) Пылва, Меремяэ и Миссо на востоке мааконда Выру] и северо-западе России (123 чел. – 2010, перепись; г. Печоры и Новоизборская вол. Печорского р-на Псковской обл.; в 1989 насчитывали ок. 950 чел., в кон. 20 в. мн. рос. С. уехали в Эстонию); неск. сотен С. (по переписи 2010 – 75 чел.) – потомков переселенцев нач. 20 в. – проживают в Красноярском крае (в осн. в с. Хайдак Партизанского р-на). Сохраняется говор выруского диалекта эст. языка. Верующие – православные (их обращению в православие способствовало основание Псково-Печерского Успенского монастыря в 1473).
Одни учёные считают С. потомками эстонцев, переселившихся из Выру в средние века; по др. точке зрения, они – автохтонная группа, восходящая к древнему чудскому населению. Назв. «С.» перенято ими у эстонцев в 1920-е гг., у эстонцев имело уничижит. оттенок. Русские называли их «полуверцами». Культура С. отличается архаич. особенностями (сближающими их с водью, ижорой, поволжскими финнами), а также рус. заимствованиями. Жилище – изба зап.-рус. типа; характерно украшение интерьера полотенцами (с льняной основой и шерстяным утком) с браным узором. Были известны открытые очаги с подвешенным над ними котлом. Традиц. костюм С. (рис.) испытал рус. влияние: мужская рубаха-косоворотка, женский сарафан и др. Женская рубаха (хаме) туникообразная, с кон. 19 в. – с вшитым по основе длинным рукавом с полосой красного браного тканья [до сер. 19 в. были распространены рубахи армии хаме с рукавами длиной до 1,5 м; при работе руки продевали в отверстия в проймах, а рукава откидывали и завязывали на спине]; сарафан глухой с клиньями из белой (рююд), позднее чёрной шерстяной (сукман) или синей холщовой (китасник) ткани; рююд имел откидные рукава, носился с набедренником. Девушки носили налобник на твёрдой основе, завязывающийся на затылке (ваник); женщины – полотенчатый убор (линик), поверх которого повязывали узорную налобную полосу, под лиником вокруг головы укладывали накладные косы из льна. Характерны обильные нагрудные серебряные украшения с большими (до 12 см в высоту) конусообразными пряжками (сыльг); см. илл. к ст. Традиционная культура народов России в томе «Россия». Сохраняется уникальная многоголосная традиция исполнения рунических песен. Традиц. муз. инструмент – каннель «с открылком» (аналог псковско-новгородских крыловидных гуслей). Бытуют дохристианские обряды: культ бога плодородия Пеко, фигурку которого хранили в доме, приношения даров в церкви (в т.ч. к скульптуре св. Николая в Псково-Печерском Успенском монастыре), к священным камням и т. п.
С 1990-х гг. в Эстонии проводятся Конгрессы сетуского народа, создан Фонд сетуской культуры; на сетуском говоре издаётся газета, ведутся радиопередачи. В России С. включены в перечень коренных малочисленных народов. В деревнях Сигово и Хайдак открыты этнографич. музеи сету.