ФАНГ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФАНГ (пангве, фанве, пахуин; самоназвание – фанг, мфанг, букв. – люди), группа народов банту в Экваториальной Африке (Габон, Экваториальная Гвинея, юг Камеруна). Занимают территорию от бассейна Огове на юге до бассейна Санаги и востока плато Адамава на севере. Включают: собств. Ф. и нтум [осн. население Экваториальной Гвинеи (0,5 млн. чел.) и крупнейший народ Габона (0,5 млн. чел.); 0,2 млн. чел. живут на юге Юж. пров. Камеруна (2016, оценка)]; в Камеруне – булу и бене (в осн. север Южной, юг Центральной и запад Вост. пров. – 1,1 млн. чел.), гбигбил (бебил, бебеле; восток Центральной и север Вост. пров. – 100 тыс. чел.), яунде (эвондо), мвеле и бети [в осн. север Центр. пров. – 1,8 млн. чел. (2-й по численности народ)], этон (в осн. деп-т Лекье в Центр. пров. – 140 тыс. чел.), баса (восток Прибрежной, юго-запад Центральной и запад Юж. пров. – 0,6 млн. чел.) и др. Живут также на о. Биоко (Экваториальная Гвинея), в Республике Конго и Сан-Томе и Принсипи, а также во Франции, Испании и др. странах Зап. Европы. Общая численность ок. 5 млн. чел. (2016, оценка). Языки зоны А банту языков. В осн. придерживаются традиц. верований, распространены также христианство (католики, пресвитериане, адвентисты седьмого дня) и афрохристианские культы.
Этногенетич. предания возводят предков Ф. к мигрантам из бассейна р. Конго или с территории совр. Юж. Судана на юг плато Адамава, откуда их вытеснили завоеватели-фульбе в нач. 19 в. Были вовлечены в посреднич. торговлю с европейцами. Оказывали сопротивление герм. колонизации (восстание булу 1891–95, яунде 1895 и др.). Традиц. культура типична для народов Экваториальной Африки. Занимаются ручным подсечно-огневым земледелием (элевсина, сорго, ямс, арахис, бананы, кукуруза, маниок), охотой и рыболовством. Распространено отходничество на плантации какао, бананов, гевеи и масличной пальмы и в города (особенно в г. Яунде). Поселения линейной планировки (т. н. длинные деревни). Жилище четырёхугольное каркасное, с плетёными стенами и крышей из травы или пальмовых листьев, традиц. одежда – набедренные повязки из луба (у мужчин) и травы (у женщин), деревенские вожди носили на плечах леопардовую шкуру. Существуют матрилинейная родовая организация, большесемейные общины и мужские тайные общества: Нгиль (Нги), Бойем и др. Черепа предков, раскрашенные чёрным и красным цветом и украшенные париком из растит. волокон, хранятся в запретных для женщин ящиках-«реликвариях», на крышке которых помещается скульптурная голова или сидящая фигурка предка (биери); во время инициаций (биери) они используются в театрализов. представлениях. Традиц. верования – культы безличной магич. силы (эвур), предков, сил природы, крокодила и т. п.; практикуется татуировка. Развито искусство дерев. и керамич. скульптуры (характерны обобщённые округлые объёмы, укороченные пропорции, яйцевидная форма головы с высоким выпуклым лбом и вогнутым лицом; скульптура Ф. оказала значит. влияние на становление кубизма) и аппликации, плетение корзин и циновок с полихромным геометрич. орнаментом, кузнечество. Фольклор – легенды, сказки, басни и др. У яунде в сер. 20 в. сформировался муз. стиль бикутси.
Ф. по национальности – первый президент Габона Л. Мба, президенты Камеруна П. Бийя (Ф.-булу) и Экваториальной Гвинеи Ф. Масиас Нгема и Т. Обианг Нгема Мбасого.