УДМУ́РТЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
УДМУ́РТЫ (самоназвания – удмурт, утморт, уртморт, укморт; устар. рус. – вотяки, отяки, отяцкая чудь), финно-угорский народ в России. Живут в осн. в Камско-Вятском междуречье: в Удмуртии (410,6 тыс. чел., вторая по численности этнич. группа), на юго-востоке Кировской обл. (калмез – 13,6 тыс. чел.; в осн. Вятскополянский и Кильмезский районы); на правобережье нижней Вятки на востоке Марий Эл (1,9 тыс. чел., в осн. Мари-Турекский р-н) и севере Татарстана (23,5 тыс. чел., гл. обр. Балтасинский и Кукморский районы); в низовьях р. Белая и междуречье Камы и Белой на севере Башкирии (21,5 тыс. чел., в осн. Янаульский, Калтасинский, Бураевский районы) и юго-западе Пермского края; в верховьях р. Ик на юго-востоке Татарстана (Бавлинский р-н) и западе Башкирии (Ермекеевский р-н); в верховьях р. Уфа на юго-западе Свердловской обл. (13,8 тыс. чел.); в Мордовии (23,5 тыс. чел.) и др. Общая численность 552,3 тыс. чел. (2010, перепись). 324,3 тыс. чел. говорят на удмуртском языке, распространены также рус., тат. и др. языки. Верующие – православные.
По совр. археологич. данным, выделение предков У. из древнепермской общности происходило в рамках пьяноборской культуры (общности). В нач. 2-го тыс. группы населения, связанные с формированием У., занимали бассейны Вятки в районе совр. г. Киров и ниже по течению (позднее в осн. заняты марийцами и др.) и р. Иж с прилегающим Прикамьем (ряд исследователей выделяют археологич. памятники в кочергинскую и чумойтлинскую культуры); в этногенезе У., вероятно, участвовали и носители чепецкой культуры. На этой основе сложились сев. У., входившие в состав Вятской земли (в их число включались также бесермяне), и юж. У. (ары, аряне, арские люди – от араб. «ар» – человек, мужчина; тат. «арлар», марийское «одо-марий»), входившие в сферу влияния Булгарии Волжско-Камской и затем Казанского ханства.
Традиц. культура типична для народов лесного Поволжья (см. раздел Народы и языки в томе «Россия»). Традиц. занятия – земледелие (осн. пахотное орудие на севере – соха-косуля, на юге – плуг-сабан) и лесные промыслы. Поселения (гурт) до сер. 19 в. были кучевой планировки, имели обществ. амбары (магазей), родовые святилища (быдзым куа), кузницы, мельницы. Жилище – двухкамерная изба сев.-рус. типа (кор, куа, корка); глинобитная печь (гур) на юге имела вмазанный, на севере – подвесной котёл. Усадьба часто П-образная в плане, на севере – с одно- и двурядной связью, на юге – разбросанной планировки. Традиц. костюмный комплекс у сев. У. трёхцветный (белый холст с красно-чёрным орнаментом), включает нижнечепецкий (Кировская обл.) и верхнечепецкий (сев. Удмуртия) варианты. Состоит из туникообразных холщовых рубахи (дерэм) с овальным или треугольным вырезом и съёмным нагрудником (кабачи) и кафтана (шортдерэм) с отложным воротником и продольными разрезами по рукаву; на ногах – холщовые чулки (чуглэс) и лапти с трапециевидной головкой. Костюм подпоясывался (местами с глубоким напуском) передником без нагрудника (айшет, азь кышет), по праздникам также узорным тканым поясом с подвешенным полотенцем (урдэс кышет); богато украшался вышивкой, узорным тканьём, кружевами, полосками кумача и др. Юж.-удм. женский костюм испытал влияние булгар, татар, башкир; имеет шаркано-якшур-бодьинский (верховья рек Вотка и Иж), калмезский (бассейн р. Кильмез), завятский, или арский (правобережье нижней Вятки), собственно юж.-удм. (юж. Удмуртия и сев.-вост. Татарстан), закамский (правобережье р. Белая в районе р. Танып) и бавлинский (верховья р. Ик) варианты. Включает платье-рубаху (шортдерэм) из клетчатой ткани (пестрядь, алача) с воротником-стойкой и широкими оборками по подолу; под рубаху надевались нагрудник (муресшет, мурескышет, кыкрак) и штаны; сверху носили передник с нагрудником (ашшет, айшет) и шерстяную безрукавку или кафтан со сборками или клиньями от талии (зыбьн, камзол, саестэм, поньток). Девичий головной убор у сев. У. – монетная шапочка (такъя), у юж. У. – налобная повязка (укотуг, тятяк); женский убор: у сев. У. – налобная повязка и головное полотенце (весяк кышет, йыр котыр) со спускающимися на спину узорными концами; у юж. У. – высокая конусообразная шапка на берестяной основе (айшон), налобная повязка (йыркерттэт), белое льняное головное полотенце (чалма, йыркышет) и покрывало (сюлык).
Календарные праздники – Святки (Вожодыр), Пасха (Быдзым Нунал, Акашка, Паска, Великтэм), Троица (Куарсур, Тройча, Трочинь) и др. Сохраняются элементы веры в верховного божества Инмара и его антипода Керемета, бога земли и плодородия Кылдысин, злых духов (керемет, шайтан, кутысь и др.). Муз. фольклор включает календарные, семейно-обрядовые, историч., рекрутские, разбойничьи, шуточные, игровые, плясовые песни, инструментальные наигрыши – сигнальные (имитирующие голоса птиц), песенные. Ладовая основа – 7-ступенная диатоника и пентатоника. В сев. районах расселения У. бытуют коллективные песенные бестекстовые импровизации. Наряду с одноголосием встречаются разл. виды многоголосия. Наиболее архаич. муз. инструменты: чипчирган (тип трубы натуральной; звук извлекают втягиванием воздуха), узьыгумы (продольная свистковая флейта без пальцевых отверстий), крезь («удмуртские гусли»). В совр. быту распространены гармоника, балалайка, гитара.