Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УДМУ́РТЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 688-689

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




УДМУ́РТЫ (са­мо­на­зва­ния – уд­мурт, ут­морт, ур­тморт, ук­морт; ус­тар. рус. – во­тя­ки, отя­ки, отяц­кая чудь), фин­но-угор­ский на­род в Рос­сии. Жи­вут в осн. в Кам­ско-Вят­ском ме­ж­ду­ре­чье: в Уд­мур­тии (410,6 тыс. чел., вто­рая по чис­лен­но­сти эт­нич. груп­па), на юго-вос­то­ке Ки­ров­ской обл. (кал­мез – 13,6 тыс. чел.; в осн. Вят­скопо­лян­ский и Киль­мез­ский рай­оны); на пра­во­бе­ре­жье ниж­ней Вят­ки на вос­то­ке Ма­рий Эл (1,9 тыс. чел., в осн. Ма­ри-Ту­рек­ский р-н) и се­ве­ре Та­тар­ста­на (23,5 тыс. чел., гл. обр. Бал­та­син­ский и Кук­мор­ский рай­оны); в ни­зовь­ях р. Бе­лая и ме­ж­ду­ре­чье Ка­мы и Бе­лой на се­ве­ре Баш­ки­рии (21,5 тыс. чел., в осн. Яна­уль­ский, Кал­та­син­ский, Бу­ра­ев­ский рай­оны) и юго-за­па­де Перм­ско­го края; в вер­ховь­ях р. Ик на юго-вос­то­ке Та­тар­ста­на (Бав­лин­ский р-н) и за­па­де Баш­ки­рии (Ер­ме­ке­ев­ский р-н); в вер­ховь­ях р. Уфа на юго-за­па­де Сверд­лов­ской обл. (13,8 тыс. чел.); в Мор­до­вии (23,5 тыс. чел.) и др. Об­щая чис­лен­ность 552,3 тыс. чел. (2010, пе­ре­пись). 324,3 тыс. чел. го­во­рят на уд­мурт­ском язы­ке, рас­про­стра­не­ны так­же рус., тат. и др. язы­ки. Ве­рую­щие – пра­во­слав­ные.

По совр. ар­хео­ло­гич. дан­ным, вы­де­ле­ние пред­ков У. из древ­не­перм­ской общ­но­сти про­ис­хо­ди­ло в рам­ках пья­но­бор­ской куль­ту­ры (общ­но­сти). В нач. 2-го тыс. груп­пы на­се­ле­ния, свя­зан­ные с фор­ми­ро­ва­ни­ем У., за­ни­ма­ли бас­сей­ны Вят­ки в райо­не совр. г. Ки­ров и ни­же по те­че­нию (позд­нее в осн. за­ня­ты ма­рий­ца­ми и др.) и р. Иж с при­ле­гаю­щим При­камь­ем (ряд ис­сле­до­ва­те­лей вы­де­ля­ют ар­хео­ло­гич. па­мят­ни­ки в ко­чер­гин­скую и чу­мой­тлин­скую куль­ту­ры); в эт­но­ге­не­зе У., ве­ро­ят­но, участ­во­ва­ли и но­си­те­ли че­пец­кой куль­ту­ры. На этой ос­но­ве сло­жи­лись сев. У., вхо­див­шие в со­став Вят­ской зем­ли (в их чис­ло вклю­ча­лись так­же бе­сер­мя­не), и юж. У. (ары, аря­не, ар­ские лю­ди – от араб. «ар» – че­ло­век, муж­чи­на; тат. «ар­лар», ма­рий­ское «одо-ма­рий»), вхо­див­шие в сфе­ру влия­ния Бул­га­рии Волж­ско-Кам­ской и за­тем Ка­зан­ско­го хан­ст­ва.

Удмуртский женский костюм: 1 – нижнечепецкий (бассейн реки Коса): холщовые рубаха (дерэм) и кафтан (шортдерэм; руки продеты в разрезы на рукавах) подпоясаны передником (айшет) с глубоким напуском, к п... Рис. Е.Н. Федорченко

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов лес­но­го По­вол­жья (см. раз­дел На­ро­ды и язы­ки в то­ме «Рос­сия»). Тра­диц. за­ня­тия – зем­ле­де­лие (осн. па­хот­ное ору­дие на се­ве­ре – со­ха-ко­су­ля, на юге – плуг-са­бан) и лес­ные про­мыс­лы. По­се­ле­ния (гурт) до сер. 19 в. бы­ли ку­че­вой пла­ни­ров­ки, име­ли об­ществ. ам­ба­ры (ма­га­зей), ро­до­вые свя­ти­ли­ща (быд­зым куа), куз­ни­цы, мель­ни­цы. Жи­ли­ще – двух­ка­мер­ная из­ба сев.-рус. ти­па (кор, куа, кор­ка); гли­но­бит­ная печь (гур) на юге име­ла вма­зан­ный, на се­вере – под­вес­ной ко­тёл. Усадь­ба час­то П-об­раз­ная в пла­не, на се­ве­ре – с од­но- и дву­ряд­ной свя­зью, на юге – раз­бро­сан­ной пла­ни­ров­ки. Тра­диц. кос­тюм­ный ком­плекс у сев. У. трёх­цвет­ный (бе­лый холст с крас­но-чёр­ным ор­на­мен­том), вклю­ча­ет ниж­не­че­пец­кий (Ки­ров­ская обл.) и верх­нече­пец­кий (сев. Уд­мур­тия) ва­ри­ан­ты. Со­сто­ит из ту­ни­ко­об­раз­ных хол­що­вых ру­ба­хи (де­рэм) с оваль­ным или тре­уголь­ным вы­ре­зом и съём­ным на­груд­ни­ком (ка­ба­чи) и каф­та­на (шор­тде­рэм) с от­лож­ным во­рот­ни­ком и про­доль­ны­ми раз­ре­за­ми по ру­ка­ву; на но­гах – хол­що­вые чул­ки (чуг­лэс) и лап­ти с тра­пе­цие­вид­ной го­лов­кой. Кос­тюм под­поя­сы­вал­ся (мес­та­ми с глу­бо­ким на­пус­ком) пе­ред­ни­ком без на­груд­ни­ка (ай­шет, азь кы­шет), по празд­ни­кам так­же узор­ным тка­ным поя­сом с под­вешен­ным по­ло­тен­цем (ур­дэс кы­шет); бо­га­то ук­ра­шал­ся вы­шив­кой, узор­ным ткань­ём, кру­же­ва­ми, по­лос­ка­ми ку­ма­ча и др. Юж.-удм. жен­ский кос­тюм ис­пы­тал влия­ние бул­гар, та­тар, баш­кир; име­ет шар­ка­но-як­шур-бодь­ин­ский (вер­хо­вья рек Во­тка и Иж), кал­мез­ский (бас­сейн р. Киль­мез), за­вят­ский, или ар­ский (пра­во­бе­ре­жье ниж­ней Вят­ки), соб­ст­вен­но юж.-удм. (юж. Уд­мур­тия и сев.-вост. Та­тар­стан), за­кам­ский (пра­во­бе­ре­жье р. Бе­лая в рай­оне р. Та­нып) и бав­лин­ский (вер­хо­вья р. Ик) ва­ри­ан­ты. Вклю­ча­ет пла­тье-ру­ба­ху (шор­тде­рэм) из клет­ча­той тка­ни (пе­ст­рядь, ала­ча) с во­рот­ни­ком-стой­кой и ши­ро­ки­ми обор­ка­ми по по­до­лу; под ру­ба­ху на­де­ва­лись на­груд­ник (му­рес­шет, му­ре­скы­шет, кы­крак) и шта­ны; свер­ху но­си­ли пе­ред­ник с на­груд­ни­ком (аш­шет, ай­шет) и шер­стя­ную без­ру­кав­ку или каф­тан со сбор­ка­ми или клинь­я­ми от та­лии (зыбьн, кам­зол, сае­стэм, понь­ток). Де­ви­чий го­лов­ной убор у сев. У. – мо­нет­ная ша­поч­ка (такъя), у юж. У. – на­лоб­ная повяз­ка (уко­туг, тя­тяк); жен­ский убор: у сев. У. – на­лоб­ная по­вяз­ка и го­лов­ное по­ло­тен­це (ве­сяк кы­шет, йыр ко­тыр) со спус­каю­щи­ми­ся на спи­ну узор­ны­ми кон­ца­ми; у юж. У. – вы­со­кая ко­ну­со­об­раз­ная шап­ка на бе­ре­стя­ной ос­но­ве (ай­шон), на­лоб­ная по­вяз­ка (йыр­кер­ттэт), бе­лое льня­ное го­лов­ное по­ло­тен­це (чал­ма, йыр­кы­шет) и по­кры­ва­ло (сю­лык).

Ка­лен­дар­ные празд­ни­ки – Свят­ки (Во­жо­дыр), Пас­ха (Быд­зым Ну­нал, Акаш­ка, Пас­ка, Ве­лик­тэм), Трои­ца (Ку­ар­сур, Трой­ча, Тро­чинь) и др. Со­хра­ня­ют­ся эле­мен­ты ве­ры в вер­хов­но­го бо­жест­ва Ин­ма­ра и его ан­ти­по­да Ке­ре­ме­та, бо­га зем­ли и пло­до­ро­дия Кыл­ды­син, злых ду­хов (ке­ре­мет, шай­тан, ку­тысь и др.). Муз. фольк­лор вклю­ча­ет ка­лен­дар­ные, се­мей­но-об­ря­до­вые, ис­то­рич., рек­рут­ские, раз­бой­ни­чьи, шу­точ­ные, иг­ро­вые, пля­со­вые пес­ни, ин­ст­ру­мен­таль­ные на­игры­ши – сиг­наль­ные (ими­ти­рую­щие го­ло­са птиц), пе­сен­ные. Ла­до­вая ос­но­ва – 7-сту­пен­ная диа­то­ни­ка и пен­та­то­ни­ка. В сев. рай­онах рас­се­ле­ния У. бы­ту­ют кол­лек­тив­ные пе­сен­ные бес­тек­сто­вые им­про­ви­за­ции. На­ря­ду с од­но­го­ло­си­ем встре­ча­ют­ся разл. ви­ды мно­го­го­ло­сия. Наи­бо­лее ар­ха­ич. муз. ин­ст­ру­мен­ты: чип­чир­ган (тип тру­бы на­ту­раль­ной; звук из­вле­ка­ют втя­ги­ва­ни­ем воз­ду­ха), узьы­гу­мы (про­доль­ная сви­ст­ко­вая флей­та без паль­це­вых от­вер­стий), крезь («уд­мурт­ские гус­ли»). В совр. бы­ту рас­про­стра­не­ны гар­мо­ни­ка, ба­ла­лай­ка, ги­та­ра.

Лит.: Тра­ви­на И. К. Уд­мурт­ские на­род­ные пес­ни. Ижевск, 1964; Чу­ра­ко­ва Р. А. Уд­мурт­ские сва­деб­ные пес­ни. Ус­ти­нов, 1986; Го­луб­ко­ва А. Н. К во­про­су о ран­них эта­пах фор­ми­ро­ва­ния му­зы­каль­ной куль­ту­ры Уд­мур­тии // Ис­то­ки ис­кус­ст­ва Уд­мур­тии. Ижевск, 1989; Кар­пов А. М. Древ­ние му­зы­каль­ные ин­ст­ру­мен­ты // Там же; На­ро­ды По­вол­жья и При­ура­лья. М., 2000; Гол­ди­на Р. Д. Древ­няя и сред­не­ве­ко­вая ис­то­рия уд­мурт­ско­го на­ро­да. 2-е изд. Ижевск, 2004; Ле­бе­де­ва С. Х. Уд­мурт­ская на­род­ная оде­ж­да. Ижевск, 2008.

Вернуться к началу