Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧЕПЕ́ЦКАЯ КУЛЬТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 446-447

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Иванов
Музей-заповедник УР «Иднакар» Чепецкая культура. Бронзовая подвеска из Кузьминского могильника. 12 в. Историко-культурный музей-заповедник «Иднакар» (Глазов, Удмуртия).

ЧЕПЕ́ЦКАЯ КУЛЬТУ́РА, ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра кон. 9 – 13 вв. в сред­нем те­че­нии р. Чеп­ца (ле­вый при­ток Вят­ки). Как очаг «чуд­ско-бóл­гар­ской куль­ту­ры» вы­де­ля­лась с кон. 19 в. (А. А. Спи­цын, Н. Г. Пер­ву­хин), как од­на из ср.-век. куль­тур уд­мур­тов – с 1920-х гг. (А. П. Смир­нов), как Ч. к. – с сер. 1950-х гг. (В. Ф. Ге­нинг). Раз­ли­ча­ют ран­ний (до 11 в.) и позд­ний эта­пы. Час­то 1–2 мы­со­вых го­ро­ди­ща, се­ли­ща, мо­гиль­ник об­ра­зу­ют «гнёз­до». Есть цен­тры с 2–3 ли­ния­ми ук­ре­п­ле­ний, плот­ной за­строй­кой, раз­ви­тым ре­мес­лом, в пре­да­ни­ях уд­мур­тов свя­зы­вае­мые с эпич. бо­га­ты­ря­ми-во­ж­дя­ми (Ид­на­кар, Дон­ды­кар, Уч­ка­кар и др.). До­ма – на­зем­ные, сруб­ные, с центр. пло­щад­кой из про­ка­лён­ной гли­ны с оча­гом, яма­ми. Грун­то­вые мо­ги­лы об­ра­зу­ют ря­ды; тру­по­по­ло­же­ния в осн. го­ло­вой на се­вер, в гро­бах из де­ре­ва и лу­ба, с ин­вен­та­рём. Ке­ра­ми­ка – ча­ше­вид­ная; с от­тис­ка­ми шну­ра, гре­бен­ча­то­го и ре­шёт­ча­то­го штам­па – ран­няя, ино­гда с руч­кой – позд­няя. В убо­ре – ка­ла­че­вид­ные серь­ги, бу­син­ные ви­соч­ные коль­ца, «гла­зов­ские» и ви­тые грив­ны, шу­мя­щие под­вес­ки и др., в т. ч. с зер­нью, ска­нью; у муж­чин – круп­ные круг­лые бля­хи, коль­це­вид­ные за­стёж­ки, на­бор­ные поя­са. Ору­жие – то­по­ры, ко­пья, лу­ки, есть саб­ли. Мно­го из­де­лий из кос­ти и ро­га, час­то с зоо­морф­ны­ми де­та­ля­ми, рез­ным ор­на­мен­том. В кла­дах – ук­ра­ше­ния, се­реб­ря­ная по­су­да со Ср. Вос­то­ка. Силь­ны свя­зи с Бул­га­ри­ей Волж­ско-Кам­ской, с 12 в. уси­ли­ва­ют­ся с Ру­сью. Хо­зяйств. ос­но­ва – зем­ле­де­лие, в т. ч. па­шен­ное, жи­вот­но­вод­ст­во, охо­та, в т. ч. пуш­ная. Ч. к. сло­жи­лась на ос­но­ве по­лом­ской куль­ту­ры, не­смот­ря на пе­ри­од де­зин­те­гра­ции во 2-й пол. 13 – 15 вв., сыг­ра­ла важ­ную роль в эт­но­ге­не­зе уд­мур­тов, в осн. се­вер­ных.

Лит.: Ма­те­риа­лы по ар­хео­ло­гии вос­точ­ных гу­бер­ний Рос­сии. М., 1896. Вып. 2; Смир­нов А. П. Очер­ки древ­ней и сред­не­ве­ко­вой ис­то­рии на­ро­дов Сред­не­го По­вол­жья и При­ка­мья. М., 1952; Се­вер­ные уд­мур­ты в на­ча­ле II ты­ся­че­ле­тия н. э. Ижевск, 1979; Ива­но­ва М. Г. По­гре­баль­ные па­мят­ни­ки се­вер­ных уд­мур­тов XI–XIII вв. Ижевск, 1992; Фин­но-уг­ры По­вол­жья и При­ура­лья в сред­ние ве­ка. Ижевск, 1999.

Вернуться к началу