Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОЛО́МСКАЯ КУЛЬТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 732

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Иванов

ПОЛО́МСКАЯ КУЛЬТУ́РА, ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра 5–9 вв. в та­ёж­ной зо­не Се­ве­ро-Вос­то­ка Ев­ро­пы, в бас­сей­не верх­не­го и сред­не­го те­че­ния р. Чеп­ца. Вы­де­ле­на в кон. 1950-х гг. В. Ф. Ге­нин­гом по ма­те­риа­лам По­лом­ско­го I мо­гиль­ни­ка (у совр. с. По­лом Кез­ско­го р-на, Уд­мур­тия; Рос­сия), ис­сле­до­ван­но­го П. Г. Та­ра­со­вым и В. Д. Емель­я­но­вым в 1906–08. В раз­ви­тии П. к. вы­де­ля­ют 4 эта­па: на ран­них (гыр­кес­шур­ском, 5–6 вв.; вар­нин­ском, кон. 6–7 вв.) па­мят­ни­ки скон­цен­три­ро­ва­ны в вер­ховь­ях Чеп­цы, на позд­них (ка­ра­ва­лес­ском, кон. 7–8 вв.; мыд­лань­шай­ском, кон. 8–9 вв.) – ос­ваи­ва­ет­ся её сред­нее те­че­ние с при­то­ка­ми.

Находки на памятниках поломской культуры: 1–3 – серебряная позолоченная височная и бронзовая шумящая подвески 9 – начала 10 вв., серебряные декоративные ножны 9 в. из Варнинского могильника; 4 – лепно... Фото А. Г. Иванова

Па­мят­ни­ки в осн. рас­по­ло­же­ны по бе­ре­гам рек, груп­па­ми из 1–2 го­ро­дищ, мо­гиль­ни­ка, се­лищ; го­ро­ди­ща – на мы­сах с кру­ты­ми скло­на­ми, с на­поль­ной сто­ро­ны име­ют вал и ров (ино­гда в 2 ли­нии). До­ма – на­зем­ные, пря­мо­уголь­ные, сруб­ные, пл. 24–85 м2, с гли­ня­ным или пес­ча­но-гра­вий­ным по­лом, с оча­гом на гли­но­бит­ной ос­но­ве с кам­ня­ми, с 1–2 на­ра­ми вдоль стен; ре­кон­ст­руи­ру­ет­ся дву­скат­ная кры­ша. В жи­ли­ще или ря­дом – 1–3 ямы, об­ли­цо­ван­ные дос­ка­ми или ко­рой. Сре­ди хо­зяйств. по­стро­ек вы­де­ля­ют сруб­ные стой­ла. Вы­яв­ле­ны сле­ды об­ра­бот­ки ме­тал­лов, кос­ти. Мо­гиль­ни­ки круп­ные, грун­то­вые; мо­ги­лы сгруп­пи­ро­ва­ны ря­да­ми. В ран­ней час­ти мо­гиль­ни­ка П. к. у совр. дер. Вар­ни (Де­бёс­ский р-н, Уд­мур­тия; все­го изу­че­но ок. 700 по­гре­бе­ний) – кур­га­ны с кру­го­вы­ми ка­нав­ка­ми. Тру­по­по­ло­же­ния вы­тя­ну­ты на спи­не, в гро­бах или обёр­ну­ты в луб или бе­ре­сту, ча­ще ори­ен­ти­ро­ва­ны го­ло­вой на за­пад (ран­ние мо­ги­лы) или се­вер (позд­ние). Де­та­ли убо­ра на­хо­дят­ся на по­кой­ном, ино­гда от­дель­но – в туе­ске. В мо­ги­лы ста­ви­ли гли­ня­ные или ме­тал­лич. со­су­ды, ино­гда с лож­кой из ро­га, в но­ги кла­ли кус­ки мя­са; на позд­нем эта­пе для об­ря­да по­гре­бе­ния ха­рак­тер­но со­про­во­ж­де­ние сим­во­лич. час­тя­ми ко­ня (че­реп или че­люсть, кос­ти ног). В муж­ских за­хо­ро­не­ни­ях встре­ча­ют­ся серь­ги, брас­ле­ты, пер­ст­ни, поя­са с гар­ни­ту­рой, то­по­ры, ко­пья, ме­чи, саб­ли, лу­ки со стре­ла­ми, тёс­ла, стру­ги, но­жи, пред­ме­ты кон­ской уп­ря­жи; в жен­ских – серь­ги, ви­соч­ные и на­груд­ные под­вес­ки, грив­ны, оже­ре­лья из бус, брас­ле­ты, пер­ст­ни, поя­са с на­клад­ка­ми и при­вес­ка­ми, но­жи с бо­га­то ук­ра­шен­ны­ми нож­на­ми, ши­лья, ко­по­уш­ки, пряс­ли­ца. Раз­но­об­раз­ны шу­мя­щие под­вес­ки, в т. ч. зоо­морф­ные. Ке­ра­ми­ка (в осн. круг­ло­дон­ные ча­ши) леп­ная, с при­ме­сью ра­ко­ви­ны в тес­те; в ор­на­мен­та­ции пре­об­ла­да­ют гре­бен­ча­тые и гео­мет­рич. за­пол­нен­ные врез­ной ре­шёт­кой штам­пы, шну­ро­вые от­тис­ки. Юж. тор­го­вые свя­зи но­си­те­лей П. к. под­твер­жда­ют­ся кла­да­ми т. н. вост. се­реб­ра (мо­не­ты, по­су­да из Ира­на и Ср. Азии). В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва – под­сеч­ное зем­ле­де­лие и жи­вот­но­вод­ст­во, важ­на роль охо­ты, в т. ч. пуш­ной, ры­бо­лов­ст­ва.

П. к. сло­жи­лась в ре­зуль­та­те сме­ше­ния не­сколь­ких тра­ди­ций из бас­сей­нов верх­не­го и сред­не­го те­че­ния Ка­мы (па­мят­ни­ки кру­га Гля­де­но­во, ти­па Ха­ри­но, ма­зу­нин­ской куль­ту­ры), сред­не­го те­че­ния р. Вят­ка (азе­лин­ской куль­ту­ры). Не­од­но­род­ность на­се­ле­ния под­твер­жда­ет­ся ан­тро­по­ло­гич. ма­те­риа­ла­ми (че­ре­па от ме­зо­кран­но­го ши­ро­ко­ли­це­го до до­ли­хо­кран­но­го уз­ко­ли­це­го или ши­ро­ко­ли­це­го). П. к. по­слу­жи­ла ос­но­вой фор­ми­ро­ва­ния на этой же тер­ри­то­рии че­пец­кой куль­ту­ры, свя­зы­вае­мой с пред­ка­ми сев. уд­мур­тов.

Лит.: Ге­нинг В. Ф. Ар­хео­ло­ги­че­ские па­мят­ни­ки Уд­мур­тии. Ижевск, 1958; Древ­не­уд­мурт­ский мо­гиль­ник Мыд­лань-шай. Сверд­ловск, 1962; Се­ме­нов В. А. Ма­те­риа­лы к ис­то­рии жи­ли­ща и хо­зяй­ст­вен­ных со­ору­же­ний уд­мур­тов в VI – пер­вой по­ло­ви­не IX вв. // Ма­те­риа­лы ар­хео­ло­ги­че­ских па­мят­ни­ков Кам­ско-Вят­ско­го ме­ж­ду­ре­чья. Ижевск, 1979; Но­вый па­мят­ник по­лом­ской куль­ту­ры. Ижевск, 1980; Ива­нов А. Г. Эт­но­куль­тур­ные и эко­но­ми­че­ские свя­зи на­се­ле­ния бас­сей­на р. Чеп­цы в эпо­ху сре­д­не­ве­ко­вья (ко­нец V – 1-я по­ло­ви­на XIII в.). Ижевск, 1998; Перм­ский мир в ран­нем сред­не­ве­ко­вье. Ижевск, 1999; Гол­ди­на Р. Д. Древ­няя и сред­не­ве­ко­вая ис­то­рия уд­мурт­ско­го на­ро­да. Ижевск, 1999.

Вернуться к началу