Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САРАФА́Н

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 431

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Жилина, Е. В. Смирницкая

САРАФА́Н (тюрк., от перс. се­ра­па – по­чёт­ная оде­ж­да), жен­ское без­ру­кав­ное пла­тье у на­ро­дов Ев­ро­пы. Воз­ник на осно­ве дра­пи­ро­воч­ной (с до­бав­ле­ни­ем ля­мок) или ту­ни­ко­об­раз­ной одеж­ды, иногда – путём соединения юбки с ли­фом. Платье на лям­ках, ско­ло­тых фи­бу­ла­ми, из­вест­но в ран­нем Сред­не­ве­ко­вье у гер­ман­цев и в Вост. Ев­ро­пе. По не­ко­то­рым дан­ным, су­щест­во­вал и в до­мон­голь­ской Ру­си, хо­тя тра­ди­ци­он­но пре­об­ла­да­ет мне­ние, что С. впер­вые по­явил­ся в кос­тю­ме выс­ших сло­ёв рус. об­ще­ст­ва лишь в 15–16 вв. В рус. ис­точ­ни­ках С. упо­ми­на­ет­ся с 17 в. (в 14–16 вв. С. на­зы­вал­ся муж­ской каф­тан). В 18–19 вв. был ха­рак­те­рен для рус­ских сев., сев.-зап. и центр. гу­бер­ний, По­вол­жья, При­ура­лья и Си­би­ри; в центр., зап. и юж. об­лас­тях со­су­ще­ст­во­вал с по­нё­вой. Бы­то­вал так­же у ка­рел, веп­сов, во­ди, нор­веж­цев, бол­гар (сук­ман), словенцев, словаков (рубаш) и др. В Рос­сии С. на­зы­вал­ся так­же шу­шун, су­шун, шуш­пан, суш­пан (в осн. сев. и сев.-зап. об­лас­ти); штоф­ник (сев. об­лас­ти); ма­рен­ник, ма­ред­ник, ма­тур­ник (в осн. за­пад Ар­хан­гель­ской, Во­логод­ской и вос­ток Оло­нец­кой гу­бер­ний); фе­рязь (При­оне­жье и При­ла­до­жье, сев.-зап. и зап. об­лас­ти); ду­бас, ду­биль­ник (Верх­нее Под­ви­нье, Вят­ская, Перм­ская гу­бер­нии, Зап. Си­бирь); кас­та­лан, кас­та­лон, кас­тол, но­сов, но­со­вец (в осн. сев.-зап. об­лас­ти); сук­ман, сук­ман­ник, сук­ня (в осн. юж. и зап.-рус. об­лас­ти); са­ян (в осн. Кур­ская губ.); шуб­ка (Мо­с­ков­ская, Ка­луж­ская, Туль­ская, Ря­зан­ская, Кур­ская гу­бер­нии); ки­тай­ка, ки­та­еш­ник, ку­маш­ник, ку­маш­ни­ца и др.

Типы русского сарафана: 1 – глухой косоклинный; 2 – распашной косоклинный; 3 – прямой; 4 – с отрезным лифом.

С. но­сят на ру­ба­ху, иног­да с поя­сом и пе­ред­ни­ком. Наи­бо­лее ар­ха­ич­ная раз­но­вид­ность рус. С. – глу­хой ту­ни­ко­образ­но­го по­кроя с ко­сы­ми клинь­я­ми по бо­кам (Оло­нец­кая губ., сев.-зап., зап. и юго-зап. об­лас­ти – к за­па­ду от До­на; рис., 1); в 19 в. по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние: ко­со­клин­ный рас­паш­ной или с пе­ред­ним глу­хим швом (из не­сколь­ких по­лот­нищ и вши­ты­ми в бо­ко­вые швы ко­сы­ми клинь­я­ми; рис., 2); пря­мой, или круг­лый (из не­сколь­ких сши­тых по пря­мой по­лот­нищ, при­сбо­рен­ных на гру­ди, на уз­ких лям­ках; рис., 3); с от­рез­ным ли­фом и при­сбо­рен­ной на та­лии юб­кой (рис., 4) и др.

Лит.: Эт­но­гра­фия во­сточ­ных сла­вян: Очер­ки тра­ди­ци­он­ной куль­ту­ры. М., 1987; Зе­ле­нин Д. К. Во­сточ­но­сла­вян­ская эт­но­гра­фия. М., 1991; Рус­ский тра­ди­ци­он­ный ко­стюм: Ил­лю­стри­ро­ван­ная эн­ци­кло­пе­дия. СПб., 2006; Сте­па­но­ва Ю. В. Древ­не­рус­ский по­гре­баль­ный ко­стюм Верх­не­вол­жья. Тверь, 2009.

Вернуться к началу