Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕЛОРУ́СЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Р. А. Григорьева; Т. Б. Варфоломеева, А. Г. Шешкен (устное творчество)

БЕЛОРУ́СЫ (самоназвание - беларусы), 1) население Белоруссии. 2) Восточнославянский народ, основное население Белоруссии (наибольший процент составляют в южной, центральной и восточной областях). Численность 8 млн. чел. (2009, перепись). Живут также в России (521 тыс. чел., в т. ч. в Москве — 39,2 тыс. чел., Московской области – 31,7 тыс. чел., Санкт-Петербурге – 38,1 тыс. чел., Ленинградской обл. – 16,8 тыс. чел., Калининградской обл. – 32,5 тыс. чел., Карелии – 23,3 тыс. чел., Тюменской области – 25,7 тыс. чел.; 2010, перепись), Украине (244,3 тыс. чел. – 2001, перепись), Латвии (68,2 тыс. чел. – 3-я по численности этнич. группа; 2011, перепись), Польше (46,8 тыс. чел. – 2011, перепись), Литве (36,2 тыс. чел. – 2011, перепись), Эстонии (12,6 тыс. чел. – 2011, перепись), а также в Казахстане (62,7 тыс. чел. – 2012, данные официального учёта), Германии (20,4 тыс. чел., 2011, данные официального учёта), США (25,6 тыс. чел. – 2000, перепись), Канаде (15,6 тыс. чел. – 2011, перепись) и др. Общая численность около 9,5 млн. чел. Говорят на белорусском языке. Распространены также русский, польский, литовский и др. языки. Верующие преимущественно православные, ок. 20% – католики.

В состав Б. вошли восточно­славян­ские племена (кривичи, дреговичи, ра­ди­мичи), расселившиеся на территории Бело­руссии в 810 вв. (осн. группировки  в Подвинье и на Припяти) и ассими­ли­ро­вавшие местное балтское население. Фор­ми­ро­ва­ние Б. на­ча­лось в 1314 вв. в зап.-рус. зем­лях, во­шед­ших в со­став Ве­ли­ко­го кня­же­ст­ва Ли­тов­ско­го. Сло­жи­лись осн. ло­каль­ные груп­пы Б.: русь­кие, или ру­си­ны,  в Вост. Бе­ло­рус­сии (ко­то­рая поз­днее бу­дет на­зы­вать­ся Бе­лой Ру­сью); по­ле­шу­ки  в По­ле­сье, в бас­сей­не При­пя­ти; лит­ви­ны  в Сев.-Зап. Бе­ло­рус­сии (ме­ж­ду ре­ка­ми Не­ман и Ви­лия). Зап. диа­лект древнерусского язы­ка («рус­ский» язык)  пре­док бе­ло­рус­ско­го язы­ка  вы­пол­нял роль офи­циаль­но­го язы­ка (до 2-й пол. 17 в.), в 1-й тре­ти 16 в. Ф. Ско­ри­ной на нём бы­ло на­ча­то кни­го­пе­ча­та­ние, дос­тиг­шее зна­чит. раз­ма­ха во 2-й пол. 16  нач. 17 вв. К нач. 20 в. эт­но­ним «Б.» вы­тес­нил локальные самоназвания, хотя об­о­з­на­че­ния Б. как «православные», «ту­тей­шие» («местные») сохранялись до 2-й пол. 20 в. Формирование Б. про­ис­ходило в условиях противоречий между православием, католичеством и униат­ством, полонизации в эпоху Речи Посполитой (особенно в среде шляхты) и русификации в составе России. Во 2-й тре­ти 17  1-й четв. 18 вв. в хо­де рус­ско-поль­ских войн 17 в. и Се­вер­ной вой­ны 1700–21 зна­чительные груп­пы Б. бы­ли пе­ре­се­ле­ны в Рос­сию и на Пра­во­бе­реж­ную Ук­раи­ну. По пе­ре­пи­си 1897 в зап. гу­бер­ни­ях Б. на­счи­ты­ва­ли 5,4 млн. чел. (63,4%).

С сер. 19 в. рас­тёт ин­те­рес к бе­ло­рус. куль­ту­ре; раз­ви­ва­ют­ся крае­ве­де­ние, эт­но­гра­фия и фольк­ло­ри­сти­ка (А. М. Се­ментовский, Ю. Ф. Крачковский, И. И. Носович, Н. Я. Никифоровский, П. М. Шпи­лев­ский, П. В. Шейн, Е. Р. Ро­ма­нов, М. В. Дов­нар-За­поль­ский, Е. Ф. Кар­ский и др.), про­све­ти­тельская дея­тель­ность. В 1867 в Виль­не от­крыт Сев.-Зап. от­дел РГО, в 1902 в Мо­ги­лё­ве воз­ник­ло Об-во по изу­че­нию Бе­ло­рус. края и ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фич. му­зей, в 1912  Мин­ское об-во лю­би­те­лей при­ро­до­ве­де­ния, эт­но­гра­фии и ар­хео­ло­гии. В 1906 в Санкт-Пе­тер­бур­ге по­яв­ля­ет­ся бе­ло­рус. из­да­тель­ст­во, из­да­ют­ся пер­вые книги и га­зе­ты на бе­ло­рус. яз. С 1924 ста­ла про­во­дить­ся про­грам­ма «бе­ло­ру­си­за­ции», за­кре­пив­шая при­ори­тет бе­ло­рус. яз. в пре­по­да­ва­нии, официальном де­ло­про­из­вод­ст­ве, кни­го­из­да­тель­ст­ве и др. В 1926 Б. со­став­ля­ли 80,6% нас. Бело­рус­сии. В кон. 1920-х гг. по­ли­ти­ка бе­ло­ру­си­за­ции бы­ла свёр­ну­та, пред­ста­ви­те­ли бе­ло­рус. ин­тел­ли­ген­ции под­верг­лись ре­прес­си­ям. В Зап. Бе­ло­рус­сии, вхо­див­шей в со­став Поль­ши (192139), про­дол­жи­лась по­ло­ни­за­ция Б. Од­но­вре­мен­но воз­ни­ка­ли эт­но­по­ли­тич. ор­га­ни­за­ции Б.: Бе­ло­рус. нац. ко­ми­тет (Бе­ло­рус. нац. объ­е­ди­не­ние), Бе­ло­рус. кре­сть­ян­ский со­юз, Бе­ло­рус. ин-т хо­зяй­ст­ва и куль­ту­ры и др. Во 2-й пол. 1980-х гг. воз­ро­ж­да­ет­ся эт­но­куль­тур­ное и по­ли­тич. дви­же­ние Б., дей­ст­ву­ют куль­тур­ные и про­све­ти­тельские ор­га­ни­за­ции (мин­ский клуб «Та­ла­ка», грод­нен­ский «По­ход­ня», лит. объ­е­ди­не­ние «Ту­тэй­шыя» и др.). Бе­ло­рус. ор­га­ни­за­ции су­ще­ст­вуют так­же в Поль­ше, Лит­ве, Рос­сии, Мол­да­вии, США и др.

Женщины в традиционных костюмах. Малоритский уезд Брестской области. Фото нач. 20 в.

Выделяются историко-этнографич. районы Белоруссии: Поозерье (север), По­днепровье (восток), Центр. Бело­рус­сия, Понеманье (северо-запад), Вост. и Зап. Полесье. Осн. тра­диц. за­ня­тие – зем­ле­де­лие (рожь, лён). Осн. па­хот­ное ору­дие – со­ха (ме­ст­ные раз­но­вид­но­сти: по­лес­ская, ли­тов­ская, или под­ляш­ская, в ко­то­рую впря­га­лась па­ра во­лов, – с сош­ни­ка­ми, по­став­лен­ны­ми под уг­лом; более лёгкие витебская и по­днеп­ров­ская – од­но­кон­ные, с пе­ре­клад­ной по­ли­цей). Из про­мы­слов бы­ли раз­ви­ты: борт­ни­че­ст­во, гон­ка смо­лы и дёг­тя (По­ле­сье и По­днеп­ро­вье), пле­те­ние ро­гож и ци­но­вок из лы­ка (Че­ри­ков­ский и Ро­га­чёв­ский уез­ды Мо­ги­лёв­ской губ., Боб­руй­ский, Бо­ри­сов­ский уез­ды Мин­ской губ.), ко­лёс­ное (Ча­ус­ский, Мо­ги­лёв­ский, Ор­шан­ский, Го­мель­ский уез­ды Мо­ги­лёв­ской губ., Бре­ст­ский у. Грод­нен­ской губ.), гон­чар­ное (напр., из­го­тов­ле­ние бе­ло­гли­ня­ной ке­ра­ми­ки с рос­пи­сью ан­го­бом – в с. Го­род­ная, чер­но­ло­щё­ной – в сё­лах Пру­жа­ны, Ру­жа­ны, По­ро­зо­во Бре­ст­ско­го у.), ша­по­валь­ное (Ча­ус­ский, Мстиславский, Ро­га­чёвский уезды Мо­ги­лёв­ской губ.) про­из-во, об­ра­бот­ка ко­жи и ме­ха (Мо­ги­лёв, Ви­тебск, Мо­зырь, Смор­гонь, Шклов), пле­те­ние (в т. ч. ло­зо­вой ме­бе­ли – в Мо­ги­лёв­ской губ., со­ло­мен­ных ико­но­ста­сов – со­хра­ни­лось неск. цар­ских врат нач. 19 в. из Зап. По­ле­сья), тка­че­ст­во (узор­ные по­ло­тен­ца-руч­ни­ки, ска­тер­ти-аб­ру­сы из бе­лё­ных и су­ро­вых ни­тей), вы­шив­ка (осн. тех­ни­ки – на­бор и счёт­ная гладь крас­ным и чёрным цве­том), про­из-во гли­ня­ной иг­руш­ки и др. В кон. 15 – нач. 20 вв. ре­мес­лен­ни­ки в го­ро­дах объ­е­ди­ня­лись в це­хи. В По­не­ма­нье бы­ла раз­ви­та де­рев. скульп­ту­ра, близ­кая к ли­тов­ской и поль­ской, в По­днеп­ро­вье – ар­хит. резь­ба (мас­те­ра из Ор­ши и Шкло­ва ра­бо­та­ли в 17 в. в Мо­ск­ве – в Крем­ле, Но­во­де­вичь­ем мон., Ко­ло­мен­ском), в Зап. Бе­ло­рус­сии – из­го­тов­ле­ние рез­ных пря­лок. Рас­пис­ные пи­сан­ки (бе­лый узор на крас­ном, чёр­ном или ко­рич­не­вом фо­не) близ­ки по сти­лю к пи­сан­кам Ук­ра­ин­ско­го По­ле­сья, ли­тов­ским и поль­ским. С кон. 19 в. раз­ви­ва­лась рос­пись сун­ду­ков (куф­ры), в 1920–50-е гг. в Бре­ст­ском По­ле­сье – кис­те­вая рос­пись ме­бе­ли. Из­вест­на рос­пись мас­ля­ны­ми и клее­вы­ми крас­ка­ми по по­лот­ну (ды­ва­ны).

Поселения на севере и северо-вос­то­ке – в осн. малодворные кучевые, в По­днепровье – крупные скученной пла­ни­ровки. Тра­диц. жи­ли­ще – сруб­ная из­ба (ха­та), на юге (в По­ле­сье) – на­зем­ная, с гли­но­бит­ным по­лом, да­лее к се­ве­ру – на под­кле­те; со­стоя­ла из жи­ло­го по­ме­ще­ния (ха­ты), к ко­то­ро­му мог­ли при­страи­вать­ся се­ни, хо­лод­ная клеть (ка­мо­ра, свир­на), слу­жив­шая кла­до­вой и спаль­ней для мо­ло­дё­жи, или дру­гая ха­та. Клеть, или ис­топ­ка (ва­рыў­ня, им­ша­ник), обог­ре­вав­шая­ся пе­чью-ка­мен­кой или жа­ров­ней, мог­ла от­дель­но ста­вить­ся во дво­ре. В Вост. Бе­ло­рус­сии (к вос­то­ку от р. Бе­ре­зи­на) и Поозерье бы­ли рас­про­стра­не­ны ба­ни (лаз­ни). Жи­лые и хо­зяйств. по­строй­ки (кле­ти, хле­вы, гум­на и др.) под од­ной или не­сколь­ки­ми кров­ля­ми объ­е­ди­ня­лись по ве­ноч­но­му (замк­ну­то­му, пе­ри­мет­ри­че­ско­му – в осн. в По­озе­рье и По­днеп­ро­вье), ли­ней­но­му (по­гон­но­му – в осн. в Центр. Бе­ло­рус­сии, По­не­ма­нье и Зап. По­ле­сье), П- и Г-об­раз­но­му (в осн. в Вост. По­ле­сье) пла­ну и др. Ин­терь­ер ха­ты иден­ти­чен ин­терь­е­ру зап.-рус. из­бы (см. ст. На­ро­ды в томе «Рос­сия»): печь ста­ви­лась у вхо­да усть­ем к по­ро­гу, на­про­тив неё, в даль­нем от вхо­да уг­лу, по­ме­щал­ся крас­ный угол (чыр­во­ны кут, по­куть), в сте­нах, при­мы­каю­щих к не­му, про­ру­ба­лись ок­на (на ули­цу и во двор); ещё од­но ок­но в бо­ко­вой сте­не ос­ве­ща­ло ку­хон­ный угол (ба­бий кут) – в про­ти­во­по­лож­ном от пе­чи уг­лу у вхо­да; ме­ж­ду пе­чью и тор­це­вой сте­ной уст­ра­ивал­ся на­стил для сна (пол) и по­ла­ти. Рез­ной де­кор жи­ли­ща был раз­вит на вос­то­ке (в По­днеп­ро­вье), к сер. 20 в. рас­про­стра­нил­ся на Центр. и Зап. Бе­ло­рус­сию.

Муж­чи­ны но­си­ли ру­ба­ху на­вы­пуск, под­вя­зан­ную узор­ным пле­тё­ным поя­сом (край­ка, ак­рай­ка, ку­шак). Муж­ская тра­диц. ру­ба­ха – ту­ни­ко­об­раз­но­го по­кроя, в По­ле­сье – с пле­че­вы­ми по­ли­ка­ми, в нач. 20 в. рас­про­стра­ни­лись ру­ба­хи с пле­че­вы­ми шва­ми и на ко­кет­ке (ге­ст­ке). Жен­ская ру­ба­ха ши­лась с по­ли­ка­ми; на се­ве­ре, ве­ро­ят­но под влия­ни­ем ли­тов­цев и ла­ты­шей, бы­ла из­вестна ту­ни­ко­об­раз­ная ру­ба­ха, к 19 в. сохранившаяся в ка­че­ст­ве по­гре­баль­ной оде­ж­ды. Муж­ская и жен­ская ру­ба­хи не име­ли во­рот­ни­ка, в юго-зап., по­гра­нич­ных с Поль­шей, рай­онах бы­ли из­вест­ны жен­ские ру­ба­хи с от­лож­ным во­рот­ни­ком и ман­же­та­ми (ка­шу­ляй). По­верх ру­ба­хи жен­щи­ны на­де­ва­ли по­лот­ня­ную (спид­ни­ца) или су­кон­ную (ан­да­рак) юб­ку; на вос­то­ке бы­ли рас­про­стра­не­ны юб­ки с при­ши­тым ли­фом (са­ян), до нач. 20 в. на востоке со­хра­ня­лись не­сши­тые юб­ки ти­па юж­но­рус. по­нё­вы (па­нё­ва, плах­та). Кре­сть­ян­ки но­си­ли так­же фар­ту­ки; с 19 в. в муж­ской и жен­ской оде­ж­де рас­про­стра­ни­лись на­ряд­ные без­ру­кав­ки (ка­бат, гар­сэт, кап­тан и др.). Оде­ж­да ук­ра­ша­лась крас­ной вы­шив­кой, осо­бен­но бо­га­то – у жен­щин со 2-й пол. 19 в. Муж­чи­ны и жен­щи­ны но­си­ли верх­нюю рас­паш­ную оде­ж­ду, из­вест­ную под др.-рус. (сви­та, оха­бень, епан­ча, фе­ре­зья, до­ло­ман и др.) на­зва­ния­ми или под за­им­ст­во­ван­ны­ми у вост. (рус. – од­но­ряд­ка, каф­тан, зи­пун, ка­тан­ка и др.) и зап. (польск. – ко­бе­няк, кун­туш и др.) со­се­дей Б. Де­ви­чий го­лов­ной убор – по­вяз­ка из хол­ста (руч­ник, шы­рын­ка, скин­дач­ка) с уз­лом на за­тыл­ке (с 20 в. так же ста­ли по­вя­зы­вать и по­куп­ные плат­ки) или вы­со­кий (10–15 см) ве­нок на лу­бя­ной ос­но­ве; де­вуш­ки за­пле­та­ли во­ло­сы в од­ну-две ко­сы. За­муж­ние жен­щи­ны на­де­ва­ли на го­ло­ву об­руч (ки­бал­ка, ткан­ка, ля­мец) из тра­вы, льня­ной ку­де­ли, пруть­ев, лу­ба и др., на ко­то­рый на­кру­чи­ва­ли не­за­пле­тён­ные во­ло­сы; по­верх на­де­ва­ли круг­лый че­пец, стя­ги­вав­ший­ся на за­тыл­ке шнур­ком и пол­но­стью за­кры­вав­ший во­ло­сы; свер­ху но­си­ли бе­лый по­ло­тен­ча­тый убор (на­мит­ка). У муж­чин бы­ли рас­про­стра­не­ны круг­лые суконные и вой­лоч­ные шап­ки (ма­гер­ка, брыль) с че­ты­рёх­уголь­ным вер­хом, с по­ля­ми и др. В тра­диц. оде­ж­де сло­жи­лись ло­каль­ные ти­пы: по­лес­ский, прид­не­пров­ский, се­вер­ный.

Ха­рак­тер­ны блю­да из ржа­ной, пше­нич­ной, гречневой, про­ся­ной, ов­ся­ной, го­ро­хо­вой му­ки и кру­пы: хлеб, бли­ны, клёц­ки (га­луш­ки), лап­ша (се­кан­ка), по­хлёб­ка (за­тир­ка, ку­леш, круп­ник, ква­ше­ные  со­ло­ду­ха, ку­ла­га), ки­сель (жур, по­лив­ка, юш­ка) и др. Из ква­ше­ной ка­пус­ты го­то­вят щи (ка­пус­та, ка­пус­ник), из свёк­лы (ле­том  из ща­ве­ля, бот­вы и др.)  борщ (бу­ра­ки), из мя­са  ту­шёное ра­гу (ве­ре­ща­ка). С сер. 19 в. ши­ро­ко рас­про­стра­нил­ся кар­то­фель: пю­ре (тоўчанка), ле­пёш­ки (буль­биш­ни­ки), бли­ны, оладьи (драники) и др. Тра­диц. на­пит­ки  хлеб­ный и све­коль­ный квас, пи­во, овощ­ные рас­со­лы. Ха­рак­тер­ны об­ря­до­вые блю­да: сва­деб­ный хлеб-ка­ра­вай, пас­халь­ный ку­лич, по­ми­наль­ные ка­ши и на­пит­ки (ку­тья, ко­ли­во, ка­нун).

Осн. ка­лен­дар­ные празд­ни­ки: зим­ние  Свят­ки (Ка­ля­ды); ве­сен­ние  Мас­ле­ни­ца и Пас­ха; лет­ние  Трои­ца (Сё­мик, Сё­му­ха), Ива­нов день (Ку­па­лье), празд­ни­ки уро­жая (за­жин­ки и до­жин­ки). По­ми­наль­ные дни (дзя­ды) при­уро­чи­ва­лись к ка­ж­до­му из этих цик­лов: по ка­то­лич. обы­чаю, осн. по­ми­наль­ным днём был День Всех Свя­тых осе­нью (Дзя­ды), у пра­во­слав­ных так­же на Мас­ле­ни­цу (мас­ле­нич­ные дзя­ды), по­сле Пас­хи (Ра­даўни­ца), на Трои­цу (тро­иц­кие дзя­ды).

Уст­ное твор­че­ст­во. Наи­бо­лее ар­ха­ич. слой фольк­ло­ра, со­хра­нив­ший об­щие для вост. сла­вян чер­ты,  ка­лен­дар­но-зем­ле­дельч. (ко­ляд­ки, щед­ров­ки, мас­ле­нич­ные, ве­сен­ние, во­ло­чеб­ные, юрь­ев­ские, тро­иц­кие, ку­паль­ские, жнив­ные, осен­ние) и се­мей­но-об­ря­до­вые пес­ни. Для них ха­рак­тер­на жен­ская тра­ди­ция ис­пол­не­ния. К 1418 вв. от­но­сит­ся фор­ми­ро­ва­ние муж­ских ли­ри­че­ских, эпи­чес­ких, ис­то­ри­че­ских (пес­ни о та­тар­ских на­бе­гах и др.) и бы­то­вых пе­сен, к 19 в.  бат­рац­ких, ра­бо­чих, ре­во­лю­ци­он­ных, при­пе­вок-час­ту­шек. В го­ды Вел. Отеч. вой­ны сло­жил­ся спе­ци­фи­ческий пласт фольк­ло­ра  пар­ти­зан­ские пес­ни. Ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны шут­ли­вые «то­лоч­ные» пес­ни (то­ло­ка  обы­чай взаи­мо­по­мо­щи; см. По­мочь), се­мей­но-бы­то­вые, хо­ро­вод­ные, тан­це­валь­ные пес­ни («Ля­во­ни­ха», «Юроч­ка»), нар. бал­ла­ды («Как по­ехал пан-ко­ро­ле­вич на Русь же­нить­ся», «Бы­ла я у ма­моч­ки од­на»), ле­ген­ды («Сколь­ко жить че­ло­ве­ку», «По­че­му вра­ж­ду­ют со­ба­ка, кот и мы­ши»), пре­да­ния (об ос­но­ва­нии го­ро­дов и де­ре­вень, воз­ник­но­ве­нии бо­лот и озёр), сказ­ки (о жи­вот­ных; вол­шеб­ные  «Тром-сын», «Мал-Ма­лы­шок», «Не­сча­ст­ный егерь»; со­ци­аль­но-бы­то­вые «Му­жик и пан», «Жа­ло­ст­ли­вая па­ни»). Со­хра­нил­ась нар. драма, ку­коль­ный те­атр бат­лей­ка. Ос­но­ву ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ки со­став­ля­ют пе­сен­ные и тан­це­валь­ные наи­гры­ши, сва­деб­ные мар­ши, им­про­ви­за­ции. По­все­ме­ст­но рас­про­стра­не­ны гар­мо­ни­ка, ба­ян, бу­бен, ба­ра­бан; ши­ро­ко бы­то­вав­шие в про­шлом разл. идио­фо­ны (та­рел­ки, тре­уголь­ник, тре­щот­ки, вар­ган), ду­хо­вые (жа­лей­ка, во­лын­ка «ду­да», де­ре­вян­ные и гли­ня­ные флей­ты, рог, тру­ба) и струн­ные (скрип­ка, нар. кон­тра­бас ба­сет­ля, ко­лёс­ная ли­ра, цим­ба­лы) ны­не встре­ча­ют­ся ред­ко.

Из тан­цев наи­бо­лее ар­ха­ич­ные  хо­ро­вод­ные («Ру­че­ёк», «Гу­са­чок», «А мы про­со сея­ли» и др.), ко­гда тан­цую­щие под пес­ню дви­жут­ся по кру­гу, це­поч­кой или дву­мя ря­да­ми на­встре­чу друг дру­гу; в не­ко­то­рых хо­ро­вод­ных тан­цах вы­де­ля­ют­ся пар­тии со­лис­тов. Из пар­но-мас­со­вых тан­цев из­вест­ны «Ля­во­ни­ха», «Ме­те­ли­ца», «Ко­за» и др. Рас­про­стра­ни­лись гор. тан­цы  кад­риль, лан­сье («Лян­цай»  в осн. в сев. и центр. Бе­ло­рус­сии), поль­ка («Тра­су­ха», «Ка­кет­ка», «Трамб­лям»), вальс.

Лит.: Му­ха­рин­ская Л. С. Бе­ло­рус­ская на­род­ная пес­ня. Ис­то­ри­че­ское раз­ви­тие. Минск, 1977; На­зи­на И. Д. Бе­ло­рус­ские на­род­ные му­зы­каль­ные ин­ст­ру­мен­ты: [ В 2 т. ]. Минск, 1979–1982; Мо­жей­ко З. Я. Ка­лен­дар­но-пе­сен­ная куль­ту­ра Бе­ло­рус­сии. Минск, 1985; Назіна I. Д. Бе­ла­ру­ская на­род­ная інстру­ментальная му­зы­ка. Мiнск, 1989; Этногра­фiя Беларусi. Энцыклапедыя. Мiнск, 1989; Пи­липенко М. Ф. Возникновение Бело­рус­сии: Новая концепция. Минск, 1991; Белорусы. М., 1998. (Народы и культуры); Этнокультурные процессы Гродненского Понеманья в прошлом и настоящем / Гурко А. В. и др. Минск, 2014; Этнокультурные процессы Центральной Беларуси в прошлом и настоящем / Гурко А. В. и др. Минск, 2016; Этнокультурные процессы Белорусского Подвинья (Витебщины) в прошлом и настоящем / Гурко А. В. и др. Минск, 2017; Верещагина А. В. Христианские праздники, обряды и таинства в Беларуси в прошлом и настоящем. Минск, 2018; Тяпкова А. И. Местечки Беларуси. Этнологическое исследование. Минск, 2018.

  • БЕЛОРУ́СЫ восточнославянский народ, осн. население Белоруссии (2005)
  • БЕЛОРУ́СЫ 1) население Белоруссии; 2) восточнославянский народ, основное население Белоруссии (2015)
Вернуться к началу