ПАНГАСИНА́НЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАНГАСИНА́НЫ (самоназвание – пангасинан, от панаг-аасинан – место, где [много] соли), австронезийский народ на севере Филиппин. Живут в районе зал. Лингаен, на западе о. Лусон (пров. Пангасинан). Численность ок. 2 млн. чел. (2012, оценка). Проживают также в США. Говорят на пангасинанском яз. южнокордильерской группы сев.-лусонской ветви филиппинских языков (на нём говорят также самбалы группы болинао). Письменность на основе лат. графики, до исп. завоевания существовало слоговое письмо. Язык вытесняется илоканским, тагальским и английским языками. Преим. католики.
Согласно исследованиям филиппинских историков, на территории П. находилось два гос-ва: Пангасинан, во главе с правителями ари касилаг – на побережье зал. Лингаен, и Кабалоан (от боло – местное назв. бамбука Gigantochloa levis), во главе с ари касикис – во внутр. областях с центром в Сапан-Палапар (букв. – широкая река) на месте совр. г. Сан-Карлос; сообщение между ними шло по р. Агно. Некоторые филиппинские историки отождествляли Кабалоан с описанным у Ибн Баттуты царством Тавалиси принцессы Урдухи (Урдуйи). Пангасинан был центром добычи лучшей на архипелаге соли, рыболовства и торговли с Китаем и Японией, Каболоан экспортировал бамбуковую утварь и рис (в т. ч. в Китай).
Завоёваны испанцами в 16 в., зона доминиканского и августинского орденов. Первоначально в пров. Пангасинан входили территории пров. Самбалес, часть Тарлака и Ла-Унион. Пангасинанская элита (анакбануа) руководила восстаниями (А. Малонга в 1660–61, Х. де ла Крус Палариса в 1762–65), сыграла значит. роль в организации Катипунан и Филиппинской революции (1896–98).
Осн. традиц. занятие – возделывание заливного риса (для перевозки снопов риса использовалась волокуша, запряжённая водяными буйволами), бобов Vigna radiata (маш, мунг, балатонг; отсюда старое назв. Сан-Карлоса – Биналатонган), произ-во утвари из бамбука и ротанга, которую возят на продажу в Манилу на повозках, запряжённых волами (каритон), и экспортируют за рубеж; на побережье – рыболовство, лов и выращивание на продажу креветок (креветочная паста багоон – лучшая на архипелаге). Традиц. жилище свайное, в прибрежных районах часто на воде.
Традиц. пантеон возглавлял Ама Гаолей (Ама Лаки). Важную роль играли женщины – ритуальные специалисты (манганито). Ныне П. – один из наиболее приверженных католицизму филиппинских народов. Особым поклонением пользуется изображение из слоновой кости Девы Марии Св. Розария в г. Манаоаг (17 в.). Чётки традиционно носили с рождения до смерти, клали покойнику в гроб. Дети в 7 лет проходят обряд пангкорона («коронование»).
Распространены сказания улиран (наиболее известное – «Сто островов», о гибели Рахи Масебега и его ста воинов во главе с сыном Дату Мабискегом в битве с заморскими захватчиками). В колониальный период получили распространение поэмы (12-сложные катрены) импанбилай (соответствуют тагальским авиту или бухай), первоначально на сюжеты европ. ср.-век. сказаний, католич. мистерии, пасьоны («Страсти»), др. жанры религ. фольклора (калары). Проводятся поэтич. состязания (кансионан). Распространена комич. опера сарсуэла. В 2007 в г. Урданета проведена первая конференция по возрождению языка и культуры пангасинанов.