ПАНА́МЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАНА́МЦЫ (самоназвание – panamieños), народ, основное население Панамы. Численность 3,4 млн. чел. (2010, перепись). Живут также в США (102,8 тыс. чел. – 2000, перепись), Колумбии, Коста-Рике и др. Говорят на исп. яз., в районе Панамского канала распространён также англ. яз.; носители индейских языков (куна, нгэбере, буглере, эмбера и др.) составляют ок. 8%. В осн. католики; есть также протестанты, мусульмане, бахаиты и др.
Коренное население Панамы – индейцы групп чибча, на востоке – чоко. Занимались подсечно-огневым земледелием, охотой и рыболовством. Осн. с.-х. культура – кукуруза, из которой пекли пресные лепёшки и делали пиво (чича); выращивали также табак. В колониальный период образовалась группа детрибализованных индейцев и испано-индейских метисов (чоло). С 1518 в страну стали завозить негров-рабов. Образовалась значит. группа беглых негров-маронов (симарронов), оседавших в сельве; их потомки живут на востоке страны, сохраняют традиц. афр. уклад. Индейцы и негры неоднократно поднимали восстания (восстание симарронов под рук. Байано, 1549; симарронская «республика», 1581; восстания индейцев буге-буге, 1617–37; «Республика туле» у индейцев куна, 1925, и др.). Верхушку панамского общества составляли белые (креолы). В сер. 19 в. для работ на строительстве Панамской ж. д. и Панамского канала в страну были завезены негры с Антильских о-вов; их потомки (антильянос) сохраняют культурную обособленность, живут в зоне Панамского канала, в городах Панама, Колон, Бокас-дель-Торо, говорят на англо-креольском яз. В 1854 в связи со строительством железной дороги в Панаму иммигрировало также значит. число китайцев; кит. иммиграция продолжалась во 2-й пол. 19 и 20 вв.
Развиты резьба по дереву, плетение (Колон, Дарьен, Верагуас), гончарство (Верагуас), вышивка, обработка кожи (Верагуас, Лос-Сантос) и золота (Верагуас).
Устное творчество. Значит. место занимает ансамблевая инструментальная музыка, сложившаяся в результате смешения индейских, испанских и негритянских традиций. У индейцев куна сохраняются проф. музыканты (кантуле, камотуро); семейные традиции передаются по наследству. Распространена игра на флейтах суппе и толо («женские» инструменты аккомпанируют «мужским»), сольная игра на 7-ствольной флейте каму-пуруи; из идиофонов распространены погремушки насис и скребок гуачара/гуиро (оба – из высушенной тыквы). Для индейцев гуайми характерно инструментальное многоголосие в ансамблях, сопровождающих обрядовое пение и танцы; в составе ансамблей – маленькие барабаны, продольные флейты толеро (из кости оленя или ягуара), морская раковина-труба друбуло, труба из бычьего рога ниви-гроту, окарины разл. форм. Коллективные негритянско-исп. танцы сопровождаются женским пением: тамборито – многократно повторяющейся мелодией тонада, мехорана – пением соло под аккомпанемент хордофона или дуэтом-состязанием десафио. В ансамбли, аккомпанирующие танцам афр. происхождения, входят барабаны: большие двухсторонние цилиндрические каха или тамбора, односторонние пухадор (среднего размера) и репикадор (маленький). Мелодии в танцах кумбия и пунто исполняются на хордофоне, иногда на аккордеоне, в сопровождении участвуют скребок чурука или гуачара, погремушки марака (заимствованные с Кубы); танцу конго аккомпанируют женский хор и звучание одноим. односторонних барабанов. Вокальная практика П., кроме женского пения (в т. ч. хорового многоголосия), представлена реликтовой формой (на п-ове Асуэро) – состязаниями мужчин и женщин в перекрикивании (истоки – т. н. грито, переклички негров-рабов во время с.-х. работ на полях). Представления совр. танцевальной драмы в масках во время праздника Тела Христова сопровождаются ансамблем, состоящим из тростниковой поперечной флейты пито, гитары и аккордеона, в то время как танцовщики играют на кастаньетах и скребках из костей животных; драмам на сюжеты о нечистой силе («Дьяволы с зеркалами», «Большие дьяволы») аккомпанируют аккордеон и барабаны конго. Все традиции П. объединяются в маскарадных шествиях и многочисл. выступлениях фольклорных ансамблей на фестивалях и карнавалах в городах Панама и Лас-Таблас (в конце февраля), фестивалях «Семана Санта» на п-ове Асуэро (весной), «Чёрного Христа» в г. Портобело (в октябре).