Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУ́НА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 338

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Матусовский
Женщина-куна.

КУ́НА (кер­ра­ку­на, ку­на-ку­на, ку­на ту­ле, па­ла­то­ла, ва­ла­то­ла, яа­ла­то­ла; са­мо­на­зва­ние ту­ле – лю­ди), ин­дей­ский на­род груп­пы чиб­ча на се­ве­ро-вос­то­ке Па­на­мы и се­ве­ро-за­па­де Ко­лум­бии. Де­лят­ся на сан-блас [ав­то­ном­ные об­ла­сти (ко­мар­ки) Ку­на-Яла (вклю­чая ар­хи­пе­лаг Сан-Блас), Ку­на-де-Ма­ду­ган­ди и Ку­на-де-Вар­ган­ди, а так­же вос­ток пров. Ко­лон и се­вер пров. Па­на­ма в Па­на­ме] и по­гра­нич­ных К. (в рай­оне зал. Ура­ба на се­ве­ре де­пар­та­мен­тов Чо­ко и Ан­ть­о­кия в Ко­лум­бии, а так­же на юго-вос­то­ке пров. Дарь­ен в Па­на­ме). Чис­лен­ность в Па­на­ме – ок. 65 тыс. чел. (из них ок. 10 тыс. сан-блас в го­ро­дах Па­на­ма-Си­ти и Ко­лон), в Ко­лум­бии – 800–900 чел. (2000, оцен­ка). Го­во­рят на яз. ку­на язы­ко­вой се­мьи чиб­чанских языков. На­ре­чия: по­гра­нич­ное и сан-блас [с диа­лек­та­ми чуа­на, куэ­ва, бая­но (аль­то-бая­но, ма­хе)]; су­ще­ст­ву­ет це­ре­мо­ни­аль­ный диа­лект, ко­то­рый ис­поль­зу­ет­ся по­ли­тич. ли­де­ра­ми и ша­ма­на­ми на об­щин­ных со­б­ра­ни­ях и ша­ман­ских це­ре­мо­ни­ях. Исп. яз. вла­де­ют ок. 60% К. в Па­на­ме и ок. 20% К. в Ко­лум­бии, часть К. Па­на­мы так­же вла­де­ют англ. яз. Ис­по­ве­ду­ют хри­сти­ан­ст­во (ка­то­ли­ки и про­тес­тан­ты). Сре­ди К. са­мый вы­со­кий в ми­ре про­цент аль­би­но­сов.

К нач. 16 в. К. на­се­ля­ли ни­зо­вья р. Ат­ра­то и край­ний юг Па­нам­ско­го пе­ре­шей­ка. Вра­ж­до­ва­ли с эм­бе­ра-ка­тио. Кон­так­ты с ев­ро­пей­ца­ми с нач. 16 в. Во вре­ме­на Кон­ки­сты бы­ли вы­тес­не­ны с р. Ат­ра­то на ка­риб­ское по­бе­ре­жье. В 17 в. ра­бо­та­ли на план­та­ци­ях ка­као. Пер­вые хри­сти­ан­ские мис­сии (фран­ци­скан­ские и кар­ме­лит­ские) ос­но­ва­ны сре­ди К. в нач. 17 в. К сер. 19 в. б. ч. К. пе­ре­се­ли­лась на о-ва Сан-Блас. В 1925 из-за при­то­ка ко­ло­ни­стов на пле­мен­ные зем­ли под­ня­ли вос­ста­ние и про­воз­гла­си­ли не­за­виси­мую «Рес­пуб­ли­ку ту­ле» (в па­мять об этом про­во­дят­ся еже­год­ные те­ат­ра­ли­зо­ван­ные пред­став­ле­ния). В 1938 сан-блас по­лу­чи­ли ав­то­но­мию.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев тро­пич. ле­сов Центр. Аме­ри­ки. Тра­диц. за­ня­тия – руч­ное под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие (ба­на­ны, юк­ка, фа­соль, са­хар­ный тро­ст­ник, ямс, ка­као, ма­лан­га, ку­ку­ру­за), реч­ное ры­бо­лов­ст­во (в т. ч. при по­мо­щи рас­тит. яда), охо­та и со­бира­тель­ст­во. Раз­ви­ты гон­чар­ст­во, тка­че­ст­во (мо­ла – жен­ские тка­ные на­кид­ки с ми­фо­ло­гич. сце­на­ми, вы­пол­нен­ны­ми в тех­ни­ке ап­пли­ка­ции), резь­ба по де­ре­ву (ан­тро­по­морф­ные фи­гур­ки), пле­те­ние кор­зин, у К. пров. Дарь­ен – из­готов­ле­ние ка­ноэ, зо­ло­тых ук­ра­ше­ний. По­се­ле­ния ма­те­ри­ко­вых К. вы­тя­ну­ты вдоль бе­ре­га ре­ки, име­ют ли­ней­ную пла­ни­ров­ку, на ар­хи­пе­ла­ге Сан-Блас – улич­ную пла­ни­ров­ку. Тра­диц. жи­ли­ще – пря­мо­уголь­ное, для боль­шой се­мьи (вме­ща­ло до 40 чел.). Встре­ча­ют­ся сою­зы боль­ших се­мей, объ­е­ди­нён­ные брач­ным об­ме­ном. Пос­ле­брач­ное по­се­ле­ние мат­ри­ло­каль­ное; по­ли­ги­ния ред­ка. Счёт род­ст­ва би­ли­ней­ный. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва ли­ней­но­го ти­па; сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сительному воз­ра­сту и от­но­сительному по­лу; тер­ми­ны для де­тей за­ви­сят от воз­раст­ной груп­пы. Рас­про­стра­не­на тек­нони­мия. Гла­вы боль­ших се­мей (сак­ка) вы­би­ра­ют гла­ву об­щи­ны (саи­ла) с по­жиз­нен­ной вла­стью. Саи­ла име­ет по­мощ­ни­ков (ал­кал); он име­ет пра­во со­зы­вать со­б­ра­ние об­щи­ны (он­ма­кет). Су­ще­ст­ву­ет три ви­да ша­ма­нов: не­ле (как пра­ви­ло, лю­ди, имев­шие при ро­ж­де­нии от­ли­чи­тель­ные при­зна­ки; наи­бо­лее ав­то­ри­тет­ны, вы­сту­па­ют хра­ни­те­ля­ми ми­фо­ло­гич. тра­ди­ции), ина­ту­ле­ди (по­лу­ча­ют свой ста­тус ис­клю­чи­тель­но бла­го­да­ря обу­че­нию, за­ни­ма­ют­ся зна­хар­ст­вом) и аб­со­ге­ди (долж­ны пре­дот­вра­щать бо­лез­ни). Со­хра­ня­ют­ся ини­циа­ции де­ву­шек: в двух­лет­нем воз­рас­те де­воч­ке встав­ля­ют в нос зо­ло­тое коль­цо, ко­то­рое она но­сит всю жизнь; во вре­мя пер­вой мен­ст­руа­ции ей ост­ри­га­ют во­ло­сы, и её мать ого­ра­жи­ва­ет ей отд. угол в хи­жи­не, где она пря­чет­ся неск. ме­ся­цев; в те­че­ние сле­дую­щих трёх лет ини­ции­руе­мая долж­на по­кры­вать го­ло­ву. Умер­ше­го рань­ше хо­ро­ни­ли вме­сте с его га­ма­ком под по­лом жи­ли­ща. Рас­про­стра­не­ны ми­фы о пра­ро­ди­не на го­ре Та­кар­ку­на. Ве­ро­ят­но, кон­так­ты с мис­сио­не­ра­ми при­ве­ли к ве­ре в Боль­шо­го бо­га (Пап­ту­мат) и Ма­ло­го бо­га (Пап­ма­чи), со­от­вет­ст­вую­щих хри­сти­ан­ским От­цу и Сы­ну. Пап­ту­мат соз­дал мир как боль­шой диск, со­стоя­щий из 12 на­хо­дя­щих­ся друг над дру­гом ми­ров, ка­ж­дый из ко­то­рых на­се­лён осо­бен­ны­ми су­ще­ст­ва­ми (дом Пап­ту­ма­та на­хо­дит­ся в ниж­нем ми­ре), и по­слал к К. куль­тур­но­го ге­роя Ибе­лел (Ибе­ор­гун). Су­ще­ст­ву­ют так­же 12 ду­хов-по­мощ­ни­ков. Ми­фы рас­ска­зы­ва­ют­ся на со­б­ра­ни­ях он­ма­кет.

По­гра­нич­ные К. в боль­шей сте­пе­ни со­хра­ня­ют тра­диц. об­раз жиз­ни и по­ли­тич. ор­га­ни­за­цию, под­дер­жи­ва­ют тор­го­вые от­но­ше­ния с ме­ст­ны­ми аф­ро­ко­лум­бий­ца­ми. Сан-блас бо­лее мо­дер­ни­зи­ро­ва­ны, име­ют сис­те­му здра­во­охра­не­ния, шко­лы, поль­зу­ют­ся суб­си­дия­ми пра­ви­тель­ст­ва. До­бы­ва­ют на про­да­жу ко­ко­со­вый орех, мо­ре­про­дук­ты, за­ня­ты об­слу­жи­ва­ни­ем ту­ри­стов (в т. ч. про­да­жа мо­ла), часть К. во­вле­че­на в кон­тра­бан­ду нар­ко­ти­ков. Име­ют собств. флаг (с древ­ним сим­во­лом К. – ле­во­по­во­рот­ной сва­сти­кой), пле­мен­ную по­ли­цию, пред­став­ле­ны в па­нам­ском пар­ла­мен­те. Ме­ж­ду обеи­ми груп­па­ми К. под­дер­жи­ва­ют­ся тес­ные се­мей­ные и об­щин­ные свя­зи. Два­ж­ды в год со­би­ра­ет­ся об­щий кон­гресс ку­на.

Лит.: Nordenskiöld E. An Historical and eth­no­graphical survey of the Cuna Indians. Göte­borg, 1938. N. Y., 1979; Stout D. San Blas Cu­na acculturation: an introduction. N. Y., 1947; Howe J. How the Cuna keep their chiefs in line // Man. 1978. Vol. 13. № 4; Moore A. Lore and life: Cuna Indian pageants, exorcism and diplomacy in the twentieth century // Ethno­history. 1983. Vol. 30. № 3.

Вернуться к началу