КУ́НА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУ́НА (керракуна, куна-куна, куна туле, палатола, валатола, яалатола; самоназвание туле – люди), индейский народ группы чибча на северо-востоке Панамы и северо-западе Колумбии. Делятся на сан-блас [автономные области (комарки) Куна-Яла (включая архипелаг Сан-Блас), Куна-де-Мадуганди и Куна-де-Варганди, а также восток пров. Колон и север пров. Панама в Панаме] и пограничных К. (в районе зал. Ураба на севере департаментов Чоко и Антьокия в Колумбии, а также на юго-востоке пров. Дарьен в Панаме). Численность в Панаме – ок. 65 тыс. чел. (из них ок. 10 тыс. сан-блас в городах Панама-Сити и Колон), в Колумбии – 800–900 чел. (2000, оценка). Говорят на яз. куна языковой семьи чибчанских языков. Наречия: пограничное и сан-блас [с диалектами чуана, куэва, баяно (альто-баяно, махе)]; существует церемониальный диалект, который используется политич. лидерами и шаманами на общинных собраниях и шаманских церемониях. Исп. яз. владеют ок. 60% К. в Панаме и ок. 20% К. в Колумбии, часть К. Панамы также владеют англ. яз. Исповедуют христианство (католики и протестанты). Среди К. самый высокий в мире процент альбиносов.
К нач. 16 в. К. населяли низовья р. Атрато и крайний юг Панамского перешейка. Враждовали с эмбера-катио. Контакты с европейцами с нач. 16 в. Во времена Конкисты были вытеснены с р. Атрато на карибское побережье. В 17 в. работали на плантациях какао. Первые христианские миссии (францисканские и кармелитские) основаны среди К. в нач. 17 в. К сер. 19 в. б. ч. К. переселилась на о-ва Сан-Блас. В 1925 из-за притока колонистов на племенные земли подняли восстание и провозгласили независимую «Республику туле» (в память об этом проводятся ежегодные театрализованные представления). В 1938 сан-блас получили автономию.
Традиц. культура типична для индейцев тропич. лесов Центр. Америки. Традиц. занятия – ручное подсечно-огневое земледелие (бананы, юкка, фасоль, сахарный тростник, ямс, какао, маланга, кукуруза), речное рыболовство (в т. ч. при помощи растит. яда), охота и собирательство. Развиты гончарство, ткачество (мола – женские тканые накидки с мифологич. сценами, выполненными в технике аппликации), резьба по дереву (антропоморфные фигурки), плетение корзин, у К. пров. Дарьен – изготовление каноэ, золотых украшений. Поселения материковых К. вытянуты вдоль берега реки, имеют линейную планировку, на архипелаге Сан-Блас – уличную планировку. Традиц. жилище – прямоугольное, для большой семьи (вмещало до 40 чел.). Встречаются союзы больших семей, объединённые брачным обменом. Послебрачное поселение матрилокальное; полигиния редка. Счёт родства билинейный. Система терминов родства линейного типа; сиблинги делятся по относительному возрасту и относительному полу; термины для детей зависят от возрастной группы. Распространена текнонимия. Главы больших семей (сакка) выбирают главу общины (саила) с пожизненной властью. Саила имеет помощников (алкал); он имеет право созывать собрание общины (онмакет). Существует три вида шаманов: неле (как правило, люди, имевшие при рождении отличительные признаки; наиболее авторитетны, выступают хранителями мифологич. традиции), инатуледи (получают свой статус исключительно благодаря обучению, занимаются знахарством) и абсогеди (должны предотвращать болезни). Сохраняются инициации девушек: в двухлетнем возрасте девочке вставляют в нос золотое кольцо, которое она носит всю жизнь; во время первой менструации ей остригают волосы, и её мать огораживает ей отд. угол в хижине, где она прячется неск. месяцев; в течение следующих трёх лет инициируемая должна покрывать голову. Умершего раньше хоронили вместе с его гамаком под полом жилища. Распространены мифы о прародине на горе Такаркуна. Вероятно, контакты с миссионерами привели к вере в Большого бога (Паптумат) и Малого бога (Папмачи), соответствующих христианским Отцу и Сыну. Паптумат создал мир как большой диск, состоящий из 12 находящихся друг над другом миров, каждый из которых населён особенными существами (дом Паптумата находится в нижнем мире), и послал к К. культурного героя Ибелел (Ибеоргун). Существуют также 12 духов-помощников. Мифы рассказываются на собраниях онмакет.
Пограничные К. в большей степени сохраняют традиц. образ жизни и политич. организацию, поддерживают торговые отношения с местными афроколумбийцами. Сан-блас более модернизированы, имеют систему здравоохранения, школы, пользуются субсидиями правительства. Добывают на продажу кокосовый орех, морепродукты, заняты обслуживанием туристов (в т. ч. продажа мола), часть К. вовлечена в контрабанду наркотиков. Имеют собств. флаг (с древним символом К. – левоповоротной свастикой), племенную полицию, представлены в панамском парламенте. Между обеими группами К. поддерживаются тесные семейные и общинные связи. Дважды в год собирается общий конгресс куна.