Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 368

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Комиссаров, А. М. Решетов

ЛИ (кит.; ус­тар. – лэй, лои, са­мо­на­зва­ния – лай, lai, hlai, букв. – гор­цы), на­род в Юго-Вост. Ки­тае, ко­рен­ное на­се­ле­ние о. Хай­нань. Жи­вут в гор­ных рай­онах Уч­жи­шань в центр. и юж. час­тях ост­ро­ва (ав­то­ном­ные уезды: Бай­ша-Лис­кий, Чан­цзян-Лис­кий, Лэ­дун-Ли­ский и Лин­шун-Ли­ский, Цюн­чжун-Ли-Мяо­ский и Бао­тин-Ли-Мяо­ский; го­ро­да Тун­ши, Са­нья). Чис­лен­ность 1,2 млн. чел. (2000, пе­ре­пись). Язы­ки ли (соб­ст­вен­но ли и цзя­мао) от­но­сят­ся к тай-ка­дай­ским язы­кам. Пись­мен­ность с 1957 на лат. гра­фич. ос­но­ве. Рас­про­стра­нён так­же кит. яз. Лит. язык на ос­но­ве лау­хут­ско­го диа­лек­та яз. ли. Со­хра­ня­ются тра­диц. ве­ро­ва­ния, рас­про­стра­не­ны дао­сизм и хри­сти­ан­ст­во, буд­дизм.

Ли. Женский костюм. Музей провинции Хайнань (Хайкоу).

Пред­ки ли (боюэ, ло­юэ, ли, мань) жи­ли на ма­те­ри­ке; со­глас­но дан­ным глот­то­хро­но­ло­гии и по­пу­ля­ци­он­ной ге­не­ти­ки, ра­нее дру­гих (не позд­нее кон. 4-го тыс. до н. э.) от­де­ли­лись от тай-ка­дай­ской общ­но­сти. Ге­не­ти­че­ски так­же близ­ки гао­шань о. Тай­вань. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Вост. Азии. Де­лят­ся на груп­пы: ха (кит. сяо, ся), хэй, или гэй (кит. ци); лай, или хлай (кит. бэнь­ди); тхай, или ка­мау, кы­воу (кит. цзя­мао); мой­фау (кит. мэй­фу). За­ни­ма­лись по­лив­ным па­шен­ным зем­ле­де­ли­ем (рис, кор­не­пло­ды и клуб­не­пло­ды, ку­ку­ру­за и др.), жи­вот­но­вод­ст­вом, (буй­во­лы, зе­бу, сви­ньи), ры­бо­лов­ст­вом, охо­той (до сер. 20 в. при­ме­ня­ли лук с от­рав­лен­ны­ми стре­ла­ми), в го­рах – под­сеч­но-ог­не­вым зем­ле­де­ли­ем и со­би­ра­тель­ст­вом. Ха­рак­тер­ны ма­лое по­треб­ле­ние ово­щей, же­ва­ние бе­те­ля у жен­щин. Су­щест­во­ва­ли терри­ториальные груп­пы (ком, кит. дун), а так­же об­щи­ны (вэнь мао, кит. хэ­му – об­щее по­ле), объ­е­ди­няв­шие 20–30 род­ст­вен­ных се­мей во гла­ве с на­следств. ста­рей­ши­ной, со­вме­ст­но вла­дев­шие зем­лёй, ско­том и ору­дия­ми тру­да. Счёт род­ст­ва пат­ри­ли­ней­ный. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва от­ли­ча­ет­ся от ос­таль­ных тай-ка­дай­ских си­стем на­ли­чи­ем ар­ха­ич­но­го би­фур­ка­тив­но-ли­ней­но­го ти­па с пре­об­ла­да­ни­ем вза­им­ной тер­ми­но­ло­гии, свя­зы­ваю­щей стар­ших род­ст­вен­ни­ков вос­хо­дя­щих по­ко­ле­ний с млад­ши­ми род­ст­вен­ни­ка­ми ни­схо­дя­щих по­ко­ле­ний; сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­ра­сту и по по­лу. Мо­ло­дёжь со­хра­ня­ла сво­бо­ду до­б­рач­но­го об­ще­ния (проб­ный брак). По до­сти­же­нии де­вуш­кой брач­но­го воз­рас­та для неё строи­лось лёг­кое врем. жи­ли­ще (прун­кау), где она встре­ча­лась с мо­ло­ды­ми людь­ми. С рож­де­ни­ем ре­бён­ка она пе­ре­се­ля­лась в дом му­жа. В эко­но­ми­че­ски раз­ви­тых ре­гио­нах брак за­клю­чал­ся толь­ко с со­гла­сия ро­ди­те­лей, прак­ти­ко­вал­ся брач­ный вы­куп. Тра­диц. жи­ли­ще свай­ное с низ­кой кры­шей, сте­ны из пле­тё­но­го бам­бу­ка. Оде­ж­да – у муж­чин ту­ни­ко­образ­ная курт­ка (ве­ен), шта­ны, ино­гда на­бед­рен­ная по­вяз­ка или двой­ной фар­тук, у жен­щин – ко­рот­кая коф­та, сши­тая или не­сши­тая юб­ка (ли­ин), с узор­ным тка­нь­ём и вы­шив­кой, се­ре­бря­ные руч­ные и нож­ные брас­ле­ты, мас­сив­ные серь­ги, вы­тя­ги­вав­шие моч­ку уха. Го­лов­ной убор – тюр­бан или на­кид­ка. Прак­ти­ку­ет­ся та­туи­ров­ка (для жен­щин ха­рак­те­рен ри­су­нок в ви­де звез­ды, по­это­му мн. груп­пы на­зы­ва­лись по ко­личе­ст­ву звёзд в та­ту­иров­ке: 3-звёзд­ные, 4-звёзд­ные и т. п.). Тра­диц. куль­ты – ве­ра в ду­хов, то­тем­ных жи­вот­ных (глав­ное – дра­кон лонг); культ пред­ков, зна­хар­ст­во; прак­ти­ко­ва­лись гадания (на ка­муш­ках, яй­цах, ку­ри­ных кос­тях), жерт­во­при­но­ше­ния. Фольк­лор – пес­ни, тан­цы, сказ­ки, ми­фы. Но­вый год – в ян­ва­ре.

Лит.: Odaka K. Economic organization of the Li tribes of Hainan Island. New Haven, 1950; Итс Р. Ф. Ли // На­ро­ды Во­сточ­ной Азии. М.; Л., 1965. С. 473–479; Stübel H. Die Li-Stämme der In­sel Hainan. Taipei, 1976; Бла­го­нра­во­ва Ю. Л. Язык хай­нань­ских ли. М., 1999.

Вернуться к началу