Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГАИТИ́ЙЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 283

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Н. Кулакова
Гаитянка.

ГАИТИ́ЙЦЫ (гаи­тя­не, са­мо­на­зва­ние – айись­ен, ayisy­en, ha­iti­ens), на­род, осн. на­се­ле­ние Рес­пуб­ли­ки Гаи­ти. Чис­лен­ность 8,3 млн. чел. (2006, оцен­ка). Жи­вут так­же в Ка­на­де (84 тыс. чел.), на Ямай­ке (52 тыс. чел.), Ку­бе (40 тыс. чел.), Ба­гам­ских о-вах (25 тыс. чел.) и др. островах Вест-Ин­дии. Об­щая чис­лен­ность 8,7 млн. чел. (2006, оцен­ка). Го­во­рят на гаи­тян­ском кре­оль­ском яз. (на ос­но­ве франц. яз.), часть – на франц. яз. 80% Г. – ка­то­ли­ки, ос­таль­ные – бапти­сты (10%), пя­ти­де­сят­ни­ки (4%), ад­вен­ти­сты седь­мо­го дня (1%) и др.; боль­шин­ст­во Г. при­дер­жи­ва­ют­ся куль­тов ву­ду.

Ко­рен­ное на­се­ле­ние Гаи­ти – ара­ва­ки-таи­но – бы­ло ис­треб­ле­но к кон. 16 в. С 1-й пол. 17 в. на за­па­де Гаи­ти ста­ли се­лить­ся франц. ко­ло­ни­сты, пер­во­на­чаль­но – аван­тю­ри­сты и пи­ра­ты-бу­ка­не­ры (от франц. boucan –‘вер­тел для жар­ки мяса’), с 18 в. – ари­сто­кра­ты, став­шие круп­ны­ми зем­ле­вла­дель­ца­ми («боль­шие бе­лые»). В 1697 об­ра­зо­ва­лась франц. ко­ло­ния Сан-До­мин­го. В 18 в. здесь по­яви­лось ок. 2,5 тыс. нем­цев – вла­дель­цев ко­фей­ных план­та­ций. С на­ча­лом мас­со­во­го за­во­за на Гаи­ти афр. ра­бов (2-я пол. 16 в.) они ста­ли осн. на­се­ле­ни­ем ост­ро­ва. Ра­бы при­во­зи­лись в осн. из За­пад­ной и Эк­ва­то­ри­аль­ной Аф­ри­ки (во­лоф, бам­ба­ра, ман­дин­го, акан, эве, ибо, кон­го и др.). По­ло­же­ние ра­бов на Гаи­ти бы­ло од­ним из тя­же­лей­ших в Вест-Ин­дии. С 17 в. обыч­ным яв­ле­ни­ем стал ма­ро­наж: бег­лые ра­бы-ма­ро­ны жи­ли в ле­сах по афр. тра­ди­ци­ям. «Чёр­ный ко­декс» Лю­до­ви­ка XIV (1685) пред­пи­сы­вал об­ра­щать ра­бов в хри­сти­ан­ст­во, но ра­бо­вла­дель­цы стре­ми­лись ог­ра­ни­чить дея­тель­ность мис­сио­не­ров, и к кон. 18 в. хри­стиа­ни­за­ция Г. пре­кра­ти­лась. Сфор­ми­ро­вал­ся слой му­ла­тов (су­ще­ст­во­ва­ли мно­го­числ. тер­ми­ны, обо­зна­чав­шие му­ла­тов с раз­ным цве­том ко­жи: са­кат­ра, гри­фон, гри­мо, ма­ра­бу, ме­тиф, мам­люк и др.), как пра­ви­ло по­лу­чав­ших от сво­их хо­зя­ев сво­бо­ду («цвет­ные» – gens de couleur); не­за­ви­си­мо от со­ци­аль­но­го по­ло­же­ния му­ла­ты ста­ви­ли се­бя вы­ше нег­ров. Воль­но­от­пу­щен­ни­ки фор­маль­но урав­ни­ва­лись в пра­вах с гра­ж­да­на­ми Фран­ции, часть их ста­но­ви­лась план­та­то­ра­ми и ра­бо­вла­дель­ца­ми; од­на­ко они под­вер­га­лись от­кро­вен­ной дис­кри­ми­на­ции (напр., они не до­пус­ка­лись к наи­бо­лее пре­стиж­ным про­фес­си­ям, им за­пре­ща­лось со­би­рать­ся груп­па­ми, но­сить оди­на­ко­вую с бе­лы­ми оде­ж­ду и т. п.). В кон. 18 в. бе­лое на­се­ле­ние Сан-До­мин­го со­став­ля­ло 5,9%, «цвет­ные» – 5,3%, ра­бы – 88,8%. Вы­сту­п­ле­ние «цвет­ных» в 1789 за урав­не­ние сво­их прав с бе­лы­ми бы­ло од­ним из по­во­дов к Гаи­тян­ской ре­во­лю­ции ра­бов 1791–1803, в ре­зуль­та­те ко­то­рой бе­лое на­се­ле­ние франц. ко­ло­нии Сан-До­мин­го бы­ло ис­треб­ле­но или эмиг­ри­ро­ва­ло. По 1-й пе­ре­пи­си на­се­ле­ния 1805 в стра­не на­счи­ты­ва­лось 380 тыс. чел. (про­тив 524 тыс. чел. в 1789), из них 2/3 со­став­ля­ли жен­щи­ны. По­сле ре­во­лю­ции со­хра­ня­лась на­пря­жён­ность ме­ж­ду не­гра­ми и му­ла­та­ми, по-преж­не­му за­ни­мав­ши­ми бо­лее вы­со­кое со­ци­аль­ное по­ло­же­ние. Сфор­ми­ро­ва­лась му­лат­ская ин­тел­ли­ген­ция, ори­ен­ти­ро­вав­шая­ся на ев­роп. ли­бе­раль­ные цен­но­сти, ко­то­рым про­ти­во­стоя­ла «нуа­ри­ст­ская» (от франц. noir – чёр­ный) идео­ло­гия нег­ров, вы­сту­пав­шая за ав­то­ри­тар­ное прав­ле­ние, ве­ду­щую роль ар­мии (в ко­то­рой ли­ди­ро­ва­ли не­гры), про­тив ка­то­лич. церк­ви как про­вод­ни­ка франц. влия­ния и т. д. В пе­ри­од амер. ок­ку­па­ции Гаи­ти (1915–34) сре­ди гаи­тий­ской ин­тел­ли­ген­ции, объ­е­ди­нив­шей­ся во­круг ж. «La Revue indigè ne», сфор­ми­ро­ва­лось т. н. эн­ди­же­ни­ст­ское дви­же­ние, про­воз­гла­сив­шее ло­зунг «на­зад в Аф­ри­ку». В кре­оль­ской ли­те­ра­ту­ре куль­ти­ви­ро­ва­лись идеа­лы ву­ду. В пе­ри­од прав­ле­ния Ф. Дю­ва­лье ос­но­вой гос. по­ли­ти­ки ста­ла идео­ло­гия нег­ри­тю­да. На­пря­жён­ность меж­ду ра­со­вы­ми груп­па­ми Г. со­хра­ня­ет­ся. Ны­не не­гры со­став­ля­ют 95% Г., му­ла­ты – 5%; сре­ди по­след­них пре­об­ла­да­ет франц. яз., боль­ше до­ля лю­дей с выс­шим об­ра­зо­ва­ни­ем. Афр. тра­ди­ции со­хра­ня­ют­ся в гаи­тий­ской кух­не, се­мей­ных (напр., мно­го­жён­ст­во-пла­саж, рас­ши­рен­ные се­мьи-ла­ку) и об­щин­ных (напр., взаи­мо­по­мощь-ком­бит) обы­ча­ях, куль­тах пред­ков и ву­ду, фольк­ло­ре (сказ­ки, по­сло­ви­цы и по­го­вор­ки, за­гад­ки), му­зы­ке и тан­це. Сре­ди игр рас­про­стра­не­ны пе­ту­ши­ные бои.

Лит.: Price-Mars J. De Saint-Do­min­gue à Haiti. Es­sai sur la cul­tu­re, les arts et la lit­té­ra­tu­re. P., 1959; Mintz S., Price R. An anthro­po­lo­gi­cal ap­proach to the Afro-Ame­ri­can past: a Ca­rib­be­an pers­pec­ti­ve. Phil., 1976; Ку­ла­ко­ва Н. Н. Гаи­тий­цы: фор­ми­ро­ва­ние эт­но­са (ко­ло­ни­аль­ная эпо­ха). М., 1993.

Вернуться к началу