ГАИТИ́ЙЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГАИТИ́ЙЦЫ (гаитяне, самоназвание – айисьен, ayisyen, haitiens), народ, осн. население Республики Гаити. Численность 8,3 млн. чел. (2006, оценка). Живут также в Канаде (84 тыс. чел.), на Ямайке (52 тыс. чел.), Кубе (40 тыс. чел.), Багамских о-вах (25 тыс. чел.) и др. островах Вест-Индии. Общая численность 8,7 млн. чел. (2006, оценка). Говорят на гаитянском креольском яз. (на основе франц. яз.), часть – на франц. яз. 80% Г. – католики, остальные – баптисты (10%), пятидесятники (4%), адвентисты седьмого дня (1%) и др.; большинство Г. придерживаются культов вуду.
Коренное население Гаити – араваки-таино – было истреблено к кон. 16 в. С 1-й пол. 17 в. на западе Гаити стали селиться франц. колонисты, первоначально – авантюристы и пираты-буканеры (от франц. boucan –‘вертел для жарки мяса’), с 18 в. – аристократы, ставшие крупными землевладельцами («большие белые»). В 1697 образовалась франц. колония Сан-Доминго. В 18 в. здесь появилось ок. 2,5 тыс. немцев – владельцев кофейных плантаций. С началом массового завоза на Гаити афр. рабов (2-я пол. 16 в.) они стали осн. населением острова. Рабы привозились в осн. из Западной и Экваториальной Африки (волоф, бамбара, мандинго, акан, эве, ибо, конго и др.). Положение рабов на Гаити было одним из тяжелейших в Вест-Индии. С 17 в. обычным явлением стал маронаж: беглые рабы-мароны жили в лесах по афр. традициям. «Чёрный кодекс» Людовика XIV (1685) предписывал обращать рабов в христианство, но рабовладельцы стремились ограничить деятельность миссионеров, и к кон. 18 в. христианизация Г. прекратилась. Сформировался слой мулатов (существовали многочисл. термины, обозначавшие мулатов с разным цветом кожи: сакатра, грифон, гримо, марабу, метиф, мамлюк и др.), как правило получавших от своих хозяев свободу («цветные» – gens de couleur); независимо от социального положения мулаты ставили себя выше негров. Вольноотпущенники формально уравнивались в правах с гражданами Франции, часть их становилась плантаторами и рабовладельцами; однако они подвергались откровенной дискриминации (напр., они не допускались к наиболее престижным профессиям, им запрещалось собираться группами, носить одинаковую с белыми одежду и т. п.). В кон. 18 в. белое население Сан-Доминго составляло 5,9%, «цветные» – 5,3%, рабы – 88,8%. Выступление «цветных» в 1789 за уравнение своих прав с белыми было одним из поводов к Гаитянской революции рабов 1791–1803, в результате которой белое население франц. колонии Сан-Доминго было истреблено или эмигрировало. По 1-й переписи населения 1805 в стране насчитывалось 380 тыс. чел. (против 524 тыс. чел. в 1789), из них 2/3 составляли женщины. После революции сохранялась напряжённость между неграми и мулатами, по-прежнему занимавшими более высокое социальное положение. Сформировалась мулатская интеллигенция, ориентировавшаяся на европ. либеральные ценности, которым противостояла «нуаристская» (от франц. noir – чёрный) идеология негров, выступавшая за авторитарное правление, ведущую роль армии (в которой лидировали негры), против католич. церкви как проводника франц. влияния и т. д. В период амер. оккупации Гаити (1915–34) среди гаитийской интеллигенции, объединившейся вокруг ж. «La Revue indigè ne», сформировалось т. н. эндиженистское движение, провозгласившее лозунг «назад в Африку». В креольской литературе культивировались идеалы вуду. В период правления Ф. Дювалье основой гос. политики стала идеология негритюда. Напряжённость между расовыми группами Г. сохраняется. Ныне негры составляют 95% Г., мулаты – 5%; среди последних преобладает франц. яз., больше доля людей с высшим образованием. Афр. традиции сохраняются в гаитийской кухне, семейных (напр., многожёнство-пласаж, расширенные семьи-лаку) и общинных (напр., взаимопомощь-комбит) обычаях, культах предков и вуду, фольклоре (сказки, пословицы и поговорки, загадки), музыке и танце. Среди игр распространены петушиные бои.