ОВИМБУ́НДУ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОВИМБУ́НДУ (самоназвание umbundu; южные мбунду), народ группы банту, крупнейший народ Анголы. Живут в осн. на западе страны между реками Лонга, Беро, верховьями Кутато и Кунене (провинции Юж. Кванза, Уамбо, Бенгела, Бие, юг Бенго, север Намибе и Уила). Численность 6,1 млн. чел. (2013, оценка). Делятся на подгруппы: баилундо, биено, уамбо, каконда, самбо, селе, ханья, нганда, домбе и др. Язык умбунду (юж. мбунду) группы R10 (умбунду, юж. мбунду) банту языков. Широко распространён среди народов Центр. и Юж. Анголы; письменность на основе лат. алфавита. Распространён также португ. яз. В осн. христиане (католики и протестанты), часть придерживается традиц. культов.
Сформировались на плато Бие. С кон. 17 в. вели посреднич. караванную торговлю с португальцами (слоновая кость, воск, рабы, с кон. 19 в. каучук), на основе которой у О. сложились 22 вождества (Баилундо, Бие, Уамбо и др.), распространившиеся на юг от плато Бие. В кон. 19 – нач. 20 вв. оказали сопротивление захвату земель португальцами и бурами. С сер. 20 в. О. составляли этнич. основу Нац. союза за полную независимость Анголы (УНИТА), во время гражд. войны территория О. подвергалась опустошениям.
Традиц. культура типична для народов Экваториальной Африки. Осн. традиц. занятия – ручное переложное земледелие (просо, сорго, кукуруза, бобовые), охота, собирательство, добыча соли; у ряда групп (домбе, нганда, ханья и др.) развито скотоводство. Ремёсла – обработка железа, гончарное, плетение. Существовала региональная хозяйств. специализация. Мн. О. работали на плантациях кофе и сизаля на севере Анголы, в шахтах Намибии. В 20 в. выросло гор. население (города Бенгела, Уамбо, Квито и др.). Традиц. жилище круглое, крыша из соломы и листьев, усадьба обнесена оградой. Одежда – куски ткани, обёрнутые вокруг тела. В основе социальной организации – большесемейная община. Распространена полигиния, каждая жена имеет свой дом и ведёт своё хозяйство. Счёт родства амбилинейный: человек принадлежит одновременно локализованной родовой группе отца (олусе, букв. – место отца) и дисперсному роду матери (олуина, букв. – место матери). Во главе олусе и олуина стоят старейшины (укулу вепата), должность которых наследуется соответственно по мужской и женской линии. Земля наследуется в пределах олусе по мужской линии, движимое имущество – в пределах олуина по женской линии. Практикуются кросскузенные браки. Система терминов родства бифуркативного типа. Сиблинги делятся по относит. возрасту и относит. полу. Проводятся мужские и женские инициации. Развиты вера в колдовство, фольклор. Распространено антифонное пение; муз. инструменты: ксилофоны (алимба, отчимбветете), музыкальный лук, погремушка в форме шара (окатчака) и др.