НЬЯМВЕ́ЗИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЬЯМВЕ́ЗИ (самоназвание – wanyamwezi, на яз. суахили – лунные люди), народ группы банту в Танзании. Живут между озёрами Виктория и Руква (преим. в области Табора, а также в областях Руква, Сингида и Шиньянга). Численность 2,1 млн. чел. (2012, оценка). Близки к сукума и ирамба. Говорят на языке ньямвези, распространены также суахили и англ. яз. В осн. придерживаются традиц. культов, до 100 тыс. чел. – христиане (гл. обр. католики, а также протестанты – в осн. моравские братья), часть – мусульмане-сунниты.
Н. сложились в результате миграций банту в 17–18 вв. С нач. 19 в. нанимались носильщиками грузов в суахилийские караваны, торгующие с побережьем (слоновая кость, медь, соль), участвовали в работорговле. В 18–19 вв. возникли раннеполитич. образования (Уньяньембе, Ульянкулу, Урамбо и др.) во главе с ритуальными лидерами (нтеми). В 1890-е гг. включены в Германскую Восточную Африку, в 1919 перешли под власть Великобритании.
Традиц. культура типична для бантуязычных народов Вост. Африки. Осн. занятие – ручное земледелие (сорго, просо, кукуруза, бананы, арахис, бобовые, батат, маниок, экспортные культуры – хлопок, табак, подсолнечник, сахарный тростник), на севере – скотоводство (короткорогий горбатый зебу, козы, овцы); скот часто выдавался на выпас пришлым скотоводам-тутси. Почётным занятием считалась охота на слонов (в т. ч. с помощью ядов) и др. крупных животных; охотники посвящались в особое тайное общество. Развиты плавка и ковка железа (кузнецы прежде образовывали отд. поселения), обработка луба и дерева. Совр. Н. работают по найму на плантациях и в рудниках, живут в г. Табора. Традиц. поселения разбросанного типа на склонах холмов; жилище круглое. На юге характерны поселения типа крааля с прямоугольным жилищем; местами распространены ульевидные хижины. Традиц. одежда – покрывало из кожи или луба; одежда мусульман близка к одежде суахили. Осн. пища – каша из проса или сорго (угали), кукурузные лепёшки с рыбным или овощным соусом; молока не пьют. Из сорго и проса варят пиво. Основу традиц. социальной организации составляют матрилинейная родовая организация, большесемейные и деревенские общины. Счёт родства переходный от билатерального к матрилатеральному. Лидерство передаётся от одного поколения мужчин к другому поколению мужчин (правило ндугу). Семья большая, распространены полигиния, левират, авункулат. Система терминов родства бифуркативного типа с элементами типа кроу. Сиблинги делятся по относит. возрасту и относит. полу; брат матери и дети сестры связаны взаимным термином. Между родственниками альтернативных поколений и свойственниками распространены отношения подшучивания. Существуют мужские дома, дома для девушек, мужские, женские и общие тайные союзы (Басвези и др.). Традиц. верования – культ предков, демиурга, отождествляемого с солнцем (Ликубе – «Верховный бог», Лиматунда – «Творец», Лима – «Бог солнца», Ливелело – «Бог вселенной»); сохраняются прорицатели (мфуму), вера в колдовство (булоги). Характерны резные деревянные сиденья с антропоморфными фигурами на спинке, глиняные фигурки предков. Развит песенный и танцевальный фольклор.