Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОНГО́РЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 12-13

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Комиссаров; Г. В. Дзибель (терминология родства)

МОНГО́РЫ [ус­тар. рус. ши­рон­гол-мон­го­лы; са­мо­на­зва­ния – мэн­гу­эр, ча­хан мэн­гу (бе­лые мон­го­лы), ту­кунь; кит. ту, ту­жэнь, ти­бет. хор], монг. на­род в Сев.-Зап. Ки­тае. Жи­вут по р. Ху­ан­шуй на вос­то­ке пров. Цин­хай (199,4 тыс. чел.; в ав­то­ном­ных уез­дах: Хуч­жу-Тус­ком на се­ве­ре окр. Хай­дун – 64,7 тыс. чел., Минь­хэ-Ху­эй-Тус­ком на вос­то­ке окр. Хай­дун – 43,2 тыс. чел. и Да­тун-Ху­эй-Тус­ком на се­ве­ре окр. Си­нин – 51,6 тыс. чел.) и юге пров. Гань­су (25 тыс. чел.). Все­го в Ки­тае 241,2 тыс. чел. (2001, пе­ре­пись). Го­во­рят на мон­гор­ском язы­ке мон­гор­ской под­груп­пы юж. груп­пы мон­голь­ских язы­ков; диа­лек­ты – хуц­жус­кий (монг­хуль­ский, с влия­ни­ем ти­бет. яз.) и мин­хэс­кий (манг­ху­эр­ский, с влия­ни­ем кит. яз.). Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. Рас­про­стра­не­ны так­же кит. и ти­бет. язы­ки. В осн. при­вер­жен­цы ти­бет. буд­диз­ма (с 13 в.) в со­че­та­нии с дао­сиз­мом; есть по­сле­до­ва­те­ли бон и ка­то­ли­ки.

Древ­ней­шие пред­ки М. – груп­пы сянь­би, миг­ри­ро­вав­шие из Мань­чжу­рии на юго-за­пад в рай­он оз. Ку­ку­нор в нач. 4 в. во гла­ве с Ту­юй­ху­нем, соз­дав­шим го­су­дар­ст­во, на­зван­ное по его име­ни. В 5 в. ту­юй­ху­ни ве­ли вой­ны с Сев. Вэй, за­хва­ти­ли Хо­тан, уча­ст­во­ва­ли в тор­го­вом и куль­тур­ном об­ме­не вдоль Вел. шёл­ко­во­го пу­ти; в 633 под­чи­не­ны ту­фа­ня­ми (ти­бет­ца­ми). На сянь­бий­скую ос­но­ву на­ло­жи­лось ти­бет. и иран. влия­ние; оп­ре­де­лён­ную роль сыг­ра­ли монг. (не­ко­то­рые ро­ды воз­во­дят своё про­ис­хо­ж­де­ние к Кэ­рэл­ту, пол­ко­вод­цу ди­на­стии Юань), тюрк. и кит. ком­по­нен­ты. С 13 в. мон­гор­ские по­се­ле­ния ис­поль­зо­ва­лись для обо­ро­ны зап. гра­ни­цы им­пе­рии от ти­бет­цев.

Пос­ле пе­ре­хо­да на осед­лость (14 в.) мн. М. ас­си­ми­ли­ро­ва­лись ки­тай­ца­ми. Осн. за­ня­тие – ир­ри­га­ци­он­ное зем­ле­де­лие (яч­мень, пше­ни­ца, про­со); раз­во­ди­ли круп­ный и мел­кий ро­га­тый скот, ло­шадь счи­та­лась свя­щен­ным жи­вот­ным и ис­поль­зо­ва­лась толь­ко для вер­хо­вой ез­ды; ло­ви­ли ры­бу (гл. обр. на про­да­жу), охо­ти­лись на сур­ка с це­лью до­бы­чи жи­ра. Раз­ви­ты про­из-во се­реб­ря­ных ук­ра­ше­ний, вой­ло­ка, пря­де­ние и тка­че­ст­во из шер­сти (пря­ли муж­чи­ны, жен­щи­ны и де­ти, в т. ч. на хо­ду; тка­ли про­фес­сио­на­лы по най­му), резь­ба по де­ре­ву. По­се­ле­ния раз­бро­сан­ные. Жи­ли­ще кар­кас­ное из гли­ны с пло­ской кры­шей, 3-ка­мер­ное (гос­ти­ная, спаль­ня с ка­ном, мо­лит­вен­ная ком­на­та); внут­ри ого­ро­жен­но­го дво­ра – за­гон для ско­та.

Муж­ская оде­ж­да – шта­ны с вы­ши­тым поя­сом, за­прав­лен­ные в са­по­ги, или с об­мот­ка­ми (свер­ху чёр­ны­ми, сни­зу бе­лы­ми) и вы­ши­ты­ми ма­тер­ча­ты­ми туф­ля­ми; пра­во­за­паш­ной ха­лат, под­поя­сы­вае­мый по-ти­бет­ски (с на­пус­ком у поя­са, об­ра­зую­щим па­зуш­ные кар­ма­ны); у ста­ри­ков по­верх ха­ла­та – чёр­ная без­ру­кав­ка; вой­лоч­ная шап­ка с по­ля­ми. Во­ло­сы с 7–8 лет за­пле­та­ли в ко­су, на лбу вы­бри­ва­ли, ста­ри­ки час­то бри­лись на­го­ло; бо­ро­ду от­пус­ка­ли толь­ко по­сле смер­ти ро­ди­те­лей. Жен­ский кос­тюм со­сто­ит из шта­нов с при­шив­ны­ми са­по­га­ми, ко­рот­кой юб­ки с вы­ре­за­ми спе­ре­ди и сза­ди (по­крой, вос­хо­дя­щий к оде­ж­де монг. вои­нов; по ле­ген­де, мон­гор­ским жен­щи­нам бы­ло доз­во­ле­но но­сить та­кую юб­ку им­пе­ра­то­ра­ми в па­мять об их во­ин­ских за­слу­гах), пе­ред­ни­ка, пра­во­за­паш­ных ха­ла­тов (ниж­ний – из хлоп­ка, верх­ний – из шер­сти), под­вя­зан­ных в неск. обо­ро­тов ши­ро­ким поя­сом с вы­ши­ты­ми кон­ца­ми (по­яс и са­по­ги чрез­вы­чай­но це­нят­ся, со­став­ля­ют осн. часть при­да­но­го не­вес­ты), и без­ру­кав­ки. Празд­нич­ная оде­ж­да, осо­бен­но жен­ская, от­ли­ча­ет­ся кра­соч­но­стью: са­по­ги, низ шта­нов, юб­ка, пе­ред­ник, об­шла­га ру­ка­вов, кон­цы поя­са де­ла­ют­ся из раз­но­цвет­ной тка­ни, ук­ра­ша­ют­ся вы­шив­кой и ап­пли­ка­ци­ей; ха­лат име­ет до 2 пар на­шив­ных ру­ка­вов из раз­но­цвет­ных по­лос тка­ни. Де­вуш­ки ни­ко­гда не по­кры­ва­ют го­ло­ву; часть во­лос со­би­ра­ют в пу­чок на ма­куш­ке, ос­таль­ные уби­ра­ют под на­кос­ник. За­муж­ние жен­щи­ны де­ла­ют слож­ную при­чёс­ку и но­сят круг­лую шап­ку с по­ля­ми, от­де­лан­ны­ми яр­кой тка­нью (тип при­чёс­ки и го­лов­но­го убо­ра раз­ли­ча­ет­ся по груп­пам).

Осн. пи­ща – ка­ша из яч­ме­ня или пше­ни­цы с ма­ри­но­ван­ны­ми ово­ща­ми, пьют чай с мо­ло­ком. По празд­ни­кам го­то­вят жа­ре­ную сви­ни­ну и ба­ра­ни­ну, де­ла­ют вод­ку из яч­ме­ня.

Монгоры. На празднике Надун. Фото 2008.

М. де­ли­лись на 16 пат­ри­ли­ней­ных ро­дов, вла­дев­ших сво­ей тер­ри­то­ри­ей, имев­ших опол­че­ние и воз­глав­ляе­мых во­ж­дём – хра­ни­те­лем ро­до­вых ге­неа­ло­гий и жре­цом ро­до­во­го куль­та пред­ков. Се­мья боль­шая па­три­ар­халь­ная. Бы­ту­ют обы­чай гос­те­при­им­ст­ва, майо­рат, авун­ку­лат (дя­дя по ма­те­ри об­ла­дал пол­ной юри­дич. вла­стью над деть­ми се­стры). Не­за­муж­ние жен­щи­ны поль­зо­ва­лись сек­су­аль­ной сво­бо­дой, за­бо­ту об их де­тях бра­ла на се­бя об­щи­на. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но-ли­ней­но­го ти­па в по­ко­ле­нии ро­ди­те­лей и би­фур­ка­тив­но­го – в по­ко­ле­нии эго в со­че­та­нии с эле­мен­та­ми сколь­зя­ще­го счё­та по­ко­ле­ний (млад­ший брат от­ца отож­дест­вля­ет­ся со стар­шим бра­том) и ге­не­рац. ско­сом «ома­ха». Сиб­лин­ги де­лят­ся по по­лу и от­но­сит. воз­ра­сту. Рас­про­стра­не­ны куль­ты ду­хов (тен­гри, пур­ган), бо­жеств не­ба (Тен­гри), зем­ли (Обо), гор (на вер­ши­нах соо­ру­жа­ют ка­мен­ные на­сы­пи – обо), се­мей­ных по­кро­ви­те­лей и жи­вот­ных – по­кро­ви­те­лей де­рев­ни, ко­то­рых со­дер­жа­ли в де­ре­вен­ском хра­ме, и др. Раз­вит ша­ма­низм; ша­ма­ны име­ют свой кос­тюм (чёр­ный ха­лат, го­лов­ной убор), бу­бен, по­сох с мед­ным зер­ка­лом на кон­це. Умер­шим при­да­ва­ли скор­чен­ную по­зу, за­тем кре­ми­ро­ва­ли, на по­ми­наль­ный празд­ник (в ап­ре­ле) их ос­тан­ки хо­ро­ни­ли на се­мей­ных клад­би­щах; над мо­ги­лой вождя на­сы­па­ли кур­ган. Ос­тан­ки умер­ших не­ес­те­ст­вен­ной смер­тью (жен­щин, умер­ших в ро­дах, са­мо­убийц и т. п.) хо­ро­ни­ли в спец. от­да­лён­ном мес­те. Фольк­лор – об­ря­до­вые пес­ни и тан­цы, осо­бен­но сва­деб­ные; те­ат­ра­ли­зов. тан­цы, в т. ч. в мас­ках; пред­став­ле­ние эпо­са «Ла­жэнь­бу и Це­мэнь­су». Из празд­ни­ков вы­де­ля­ет­ся празд­ник уро­жая На­дун, ко­то­рый от­ме­ча­ет­ся в те­че­ние двух ме­ся­цев и со­про­вож­да­ет­ся тан­ца­ми в мас­ках.

Лит.: Schram L. М. The Monguors of the Kan­su-Tibetan frontier. Phil., 1954. Vol. 1: Their origin, history and social organisation; Стра­та­но­вич Г. Г. Ту (мон­го­ры) // На­ро­ды Вос­точ­ной Азии. М.; Л., 1965; Hu Jun. Minhe Monguor Folktales // Sino-Platonic Papers. 1994. № 59; Лю Цзянь­фу. Туц­зу ши. Пе­кин, 2002; Чжоу Вэйч­жоу. Ту­юй­хунь ши. Гуй­линь, 2006.

Вернуться к началу