МОНГО́РЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОНГО́РЫ [устар. рус. широнгол-монголы; самоназвания – мэнгуэр, чахан мэнгу (белые монголы), тукунь; кит. ту, тужэнь, тибет. хор], монг. народ в Сев.-Зап. Китае. Живут по р. Хуаншуй на востоке пров. Цинхай (199,4 тыс. чел.; в автономных уездах: Хучжу-Туском на севере окр. Хайдун – 64,7 тыс. чел., Миньхэ-Хуэй-Туском на востоке окр. Хайдун – 43,2 тыс. чел. и Датун-Хуэй-Туском на севере окр. Синин – 51,6 тыс. чел.) и юге пров. Ганьсу (25 тыс. чел.). Всего в Китае 241,2 тыс. чел. (2001, перепись). Говорят на монгорском языке монгорской подгруппы юж. группы монгольских языков; диалекты – хуцжуский (монгхульский, с влиянием тибет. яз.) и минхэский (мангхуэрский, с влиянием кит. яз.). Письменность на основе лат. графики. Распространены также кит. и тибет. языки. В осн. приверженцы тибет. буддизма (с 13 в.) в сочетании с даосизмом; есть последователи бон и католики.
Древнейшие предки М. – группы сяньби, мигрировавшие из Маньчжурии на юго-запад в район оз. Кукунор в нач. 4 в. во главе с Туюйхунем, создавшим государство, названное по его имени. В 5 в. туюйхуни вели войны с Сев. Вэй, захватили Хотан, участвовали в торговом и культурном обмене вдоль Вел. шёлкового пути; в 633 подчинены туфанями (тибетцами). На сяньбийскую основу наложилось тибет. и иран. влияние; определённую роль сыграли монг. (некоторые роды возводят своё происхождение к Кэрэлту, полководцу династии Юань), тюрк. и кит. компоненты. С 13 в. монгорские поселения использовались для обороны зап. границы империи от тибетцев.
После перехода на оседлость (14 в.) мн. М. ассимилировались китайцами. Осн. занятие – ирригационное земледелие (ячмень, пшеница, просо); разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадь считалась священным животным и использовалась только для верховой езды; ловили рыбу (гл. обр. на продажу), охотились на сурка с целью добычи жира. Развиты произ-во серебряных украшений, войлока, прядение и ткачество из шерсти (пряли мужчины, женщины и дети, в т. ч. на ходу; ткали профессионалы по найму), резьба по дереву. Поселения разбросанные. Жилище каркасное из глины с плоской крышей, 3-камерное (гостиная, спальня с каном, молитвенная комната); внутри огороженного двора – загон для скота.
Мужская одежда – штаны с вышитым поясом, заправленные в сапоги, или с обмотками (сверху чёрными, снизу белыми) и вышитыми матерчатыми туфлями; правозапашной халат, подпоясываемый по-тибетски (с напуском у пояса, образующим пазушные карманы); у стариков поверх халата – чёрная безрукавка; войлочная шапка с полями. Волосы с 7–8 лет заплетали в косу, на лбу выбривали, старики часто брились наголо; бороду отпускали только после смерти родителей. Женский костюм состоит из штанов с пришивными сапогами, короткой юбки с вырезами спереди и сзади (покрой, восходящий к одежде монг. воинов; по легенде, монгорским женщинам было дозволено носить такую юбку императорами в память об их воинских заслугах), передника, правозапашных халатов (нижний – из хлопка, верхний – из шерсти), подвязанных в неск. оборотов широким поясом с вышитыми концами (пояс и сапоги чрезвычайно ценятся, составляют осн. часть приданого невесты), и безрукавки. Праздничная одежда, особенно женская, отличается красочностью: сапоги, низ штанов, юбка, передник, обшлага рукавов, концы пояса делаются из разноцветной ткани, украшаются вышивкой и аппликацией; халат имеет до 2 пар нашивных рукавов из разноцветных полос ткани. Девушки никогда не покрывают голову; часть волос собирают в пучок на макушке, остальные убирают под накосник. Замужние женщины делают сложную причёску и носят круглую шапку с полями, отделанными яркой тканью (тип причёски и головного убора различается по группам).
Осн. пища – каша из ячменя или пшеницы с маринованными овощами, пьют чай с молоком. По праздникам готовят жареную свинину и баранину, делают водку из ячменя.
М. делились на 16 патрилинейных родов, владевших своей территорией, имевших ополчение и возглавляемых вождём – хранителем родовых генеалогий и жрецом родового культа предков. Семья большая патриархальная. Бытуют обычай гостеприимства, майорат, авункулат (дядя по матери обладал полной юридич. властью над детьми сестры). Незамужние женщины пользовались сексуальной свободой, заботу об их детях брала на себя община. Система терминов родства бифуркативно-линейного типа в поколении родителей и бифуркативного – в поколении эго в сочетании с элементами скользящего счёта поколений (младший брат отца отождествляется со старшим братом) и генерац. скосом «омаха». Сиблинги делятся по полу и относит. возрасту. Распространены культы духов (тенгри, пурган), божеств неба (Тенгри), земли (Обо), гор (на вершинах сооружают каменные насыпи – обо), семейных покровителей и животных – покровителей деревни, которых содержали в деревенском храме, и др. Развит шаманизм; шаманы имеют свой костюм (чёрный халат, головной убор), бубен, посох с медным зеркалом на конце. Умершим придавали скорченную позу, затем кремировали, на поминальный праздник (в апреле) их останки хоронили на семейных кладбищах; над могилой вождя насыпали курган. Останки умерших неестественной смертью (женщин, умерших в родах, самоубийц и т. п.) хоронили в спец. отдалённом месте. Фольклор – обрядовые песни и танцы, особенно свадебные; театрализов. танцы, в т. ч. в масках; представление эпоса «Лажэньбу и Цемэньсу». Из праздников выделяется праздник урожая Надун, который отмечается в течение двух месяцев и сопровождается танцами в масках.