МА́ОРИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́ОРИ (самоназвание – Ma̅ori), полинезийский народ, коренное население Новой Зеландии. Численность (с метисами) 565,3 тыс. чел.; сверх того 78,6 тыс. чел. маорийского происхождения (2006, перепись). Живут гл. обр. на о. Северный. 73 тыс. чел. маорийского происхождения проживают в Австралии (2001, перепись). Говорят в осн. по-английски, 23,7% – на яз. маори. До 90% М. – христиане (англикане, католики, пресвитериане, мормоны, 11,1% – последователи новозеландских синкретических культов Ратана и Рингату и др.). Имеются мусульмане-сунниты. М. также называют себя полинезийцы о-вов Кука (58 тыс. чел.).
Новая Зеландия была заселена в 13 в. мигрантами из Вост. Полинезии (о-ва Общества, о-ва Тубуаи, южные о-ва Кука). Контакты с европейцами (А. Я. Тасман) с 1642. Распространение огнестрельного оружия в 1-й пол. 19 в. привело к кровопролитным межплеменным войнам. С 1814 распространяется христианство, со 2-й пол. 19 в. формируется маорийская интеллигенция. В 1840 между вождями М. и брит. губернатором У. Гобсоном заключён договор в Ваитанги. Несоблюдение его условий англичанами и захват племенных земель вызвали сопротивление М. (см. Англо-маорийские войны 1843–72). В 1860-е гг. распространились религ. движения Паи Марире (хау-хау) и Рингату. В результате войн и разрушения общинного землевладения М. лишились б. ч. своих земель. Численность М. упала до 42,1 тыс. чел. (1896, перепись). Но М. получили места в парламенте, был признан суверенитет «короля» М. над подвластной ему территорией. В 20 в. М. начинают активно участвовать в новозел. политике (А. Нгата, Те Ранги Хироа и др.), возникает младомаорийская партия (1909); в новозел. армию вошли маорийские воен. подразделения, организованные по племенному принципу. С 1920-х гг. возрождаются традиц. ремёсла и танцевальное иск-во М. (в 1926 по инициативе Нгаты основана Школа искусств и ремёсел маори в Роторуа, ныне Новозел. ин-т искусств и ремёсел маори), элементы маорийской культуры становятся общеновозеландскими символами (танцы хака, татуировка, мараэ, копьё таиаха, традиц. кухня и др.). С 2004 работает Маорийское телевидение. С 1970-х гг. пост министра по делам маори занимают гл. обр. М. С 1975 действует т. н. трибунал Ваитанги, расследующий иски М. по компенсации за утраченные земли. В 2004 образована Партия маори, имеющая представителей в парламенте.
Осн. занятие – земледелие, бывшее в осн. мужским делом. Главная с.-х. культура – батат (кумара), выращивали также местный вид папоротника, таро, ямс, тыкву. Землю обрабатывали копательной палкой с резной педалью (ко, кахеру). Были распространены охота, рыболовство и собирательство. Из домашних животных разводили только собак местной (ныне исчезнувшей) породы (их мясо употреблялось в пищу). С 1794 распространяется картофель. Развиты обработка камня (шлифов. топоры из базальта и нефрита и др.), ткачество (в т. ч. узорное танико) и плетение из волокон новозеландского льна (выделка тапы отсутствовала), резьба по дереву, кости, судостроение, татуировка (моко). Ремесленники образовывали наследств. проф. группы. Поселения неукреплённые (каинга) и укреплённые (па), в центре – площадь (мараэ) с домом собраний (варенуи). Жилище деревянное, прямоугольное, с двускатной крышей из травы, обращённое фасадом к востоку. Фасады домов, варенуи, амбаров украшались резьбой; на фронтальном столбе (тахуху) дома вырезалась фигура предка. Одежда – передник или юбка (пиупиу) и плащ. Традиц. пища готовится в земляной печи (ханги). Сохраняется деление на племена (иви); свою племенную принадлежность указывают 67,4% М. (2001, перепись). Племена занимали определённую территорию, объединялись в союзы, возводимые традицией к команде одной лодки первопоселенцев (вака). С 1857 избираются общие «короли» М. Племя делилось на неэкзогамные билинейные кланы (хапу), занимавшие обычно одну деревню и состоявшие из больших семей (ванау). Система родства генерац. типа. Сиблинги делятся по относит. возрасту и относит. полу. Кросскузенные браки были запрещены; послебрачное поселение билокальное с тенденцией к патрилокальности. Общество делилось на социальные слои: арики – «перворождённые», рангатира – «младшие по рождению», варе – зависимые, таурекарека – рабы (из военнопленных). Побеждённые племена становились данниками победителей. Традиц. оружие – дерев. копьё (таиаха), разл. типы палиц. Были распространены вера в магич. силу (мана), система ритуальных запретов-табу (тапу), практиковались человеческие жертвоприношения, каннибализм. Вожди исполняли функции жрецов, низшие вожди – обряды, близкие к шаманским. У вождей существовал эзотерич. монотеистический культ творца Ио.
Устное творчество. Сохраняются мифы (о происхождении мира от небесного божества Ранги и богини земли Папа, о культурном герое Мауи, громовнике Таухаки, о вожде Купе, приплывшем на Новую Зеландию с легендарной прародины Гаваики, и др.), генеалогии (вакапапа), сказки, поговорки (вакатауки). Муз. инструменты функционируют как обрядовые и сигнальные. Раковина-труба путатара (пу моана; издаёт один звук) используется для приветствия вождя, во время битвы как атрибут вождя; применяется также в обряде по поводу рождения 1-го сына вождя. Военные сигнальные инструменты: дерев. щелевой барабан паху (длина корпуса 1,2–9 м; его звук слышен на расстоянии до 20 км), дерев. труба пукаэа (длина 1–2,5 м; звуком этой трубы также отмечают время суток). Среди др. аэрофонов – дерев. труба путорино (длина до 50 см), продольная флейта коауау, носовая флейта нгуру; среди идиофонов – пластинчатый варган рориа; распространены также простейшие хордофоны (музыкальные луки пакуру, ку). Традиц. вокальная музыка представлена речитациями и песнями. Песни (ваиата) – любовные (ваиата ароха, или ваиата ваиаипо) и похоронные (приурочены к обряду танги) – поются ансамблем во главе с певцами-солистами (хианга) в унисон (типичны узкий диапазон, глиссандирование). Распространены строго канонизированные речитации каракиа (в обрядах при строительстве дома, изготовлении лодок, мужских церемониях), женские речитации патере и каиораора (бранные), песни для детей ориори (в т. ч. колыбельные; сочиняются при рождении ребёнка родителями или старшими родственниками на сюжеты мифов, легенд, истории племени), разнообразные по содержанию развлекательные импровизационные «авторские» песни пао (характерна богатая орнаментика). Воинские танцы (хака) сопровождаются сольными и хоровыми выкриками, хлопками ладоней о тело, мимическими фигурами; быстрые женские (пои) с шариком на шнуре – пением с эффектом звукоподражания хордофонам. Ныне хака исполняются в армии, школьными и спортивными командами. Приветств. церемония (поухири) сопровождается танцем с копьём таиаха, речами и др. В нач. 20 в. появились песни ваиата-а-ринга, или ваиата кори («песни действия»), с мелодиями европ. происхождения.