МАКСИ́МОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАКСИ́МОВ Александр Николаевич [1(13).8.1872, Орёл – 24.4.1941, Москва], рос. этнограф. Из семьи священника. Учился на физико-математич. ф-те Моск. ун-та. За участие в подпольной орг-ции «Народное право» сослан в Архангельскую губ. (1894–98), где стал самостоятельно изучать историю и этнографию. Чл. Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии (1899, с 1911 товарищ пред., с 1924 пред. этнографич. отдела). Чл. Конституционно-демократич. партии, зам. гл. редактора газ. «Рус. ведомости». В 1918–22 проф. Переднеазиатского ин-та (позднее Ин-т востоковедения), в 1919–30 проф. Моск. ун-та, с 1919 библиограф Румянцевской б-ки (Гос. б-ки имени В. И. Ленина).
В дореволюц. период в центре науч. интересов М. были проблемы теории социальной эволюции, развития семьи, брака, родств. институтов, номенклатур родства, религии. Первым в рос. этнологии стал доказывать методологич. несостоятельность классич. эволюционизма, отрицал стадиальную теорию социальной эволюции, концепцию родового строя как универсальной стадии истории человечества («Теория родового быта», 1913), гипотезы промискуитета и группового брака, матриархата и тотемизма как универсальных стадиальных форм семьи, организации власти и религии («К вопросу о методах изучения истории семьи», 1899; «Что сделано по истории семьи?», 1901; «Групповой брак», 1908; «К вопросу о тотемизме у народов Сибири», 1928; «Материнское право в Австралии», 1930). Создал обширные аналитич. сводки материалов по номенклатурам родства и системам секций и подсекций австралийцев-аборигенов («Брачные классы австралийцев», 1909; «Системы родства австралийцев», 1912). Искал новые интерпретации обычая кувады («Несколько слов о куваде», 1900). Предложил объяснять функциональный смысл обычаев избегания стремлением предотвращать возможные конфликты между свойственниками («Ограничения отношений между одним из супругов и родственниками другого», 1908). Исследовал культурные параллели в обычаях трансвестизма в Сев.-Вост. Сибири и Сев. Америке («Превращение пола», 1912). С 1898 М. постоянно публикует в ж. «Этнографическое обозрение» рецензии на новейшие труды зарубежных и отеч. этнографов. Осн. автор статей по этнографии и культуре традиц. обществ и религии «Энциклопедического словаря» бр. Гранат, а также брошюр о народах России («Русские инородцы», 1901; «Какие народы живут в России», 1919).
После революции 1917 М. обратился к изучению ранних форм хозяйства. Исследовал собирательские стратегии австралийцев («Накануне земледелия», 1929). Развивал оригинальные гипотезы происхождения скотоводства («Скотоводство малокультурных народов», 1927): настаивал на примате неутилитарных мотивов в начальных процессах доместикации животных; выдвинул гипотезу о двух очагах происхождения оленеводства (сев.-европейском и юж.-сибирском) («Происхождение оленеводства», 1928).
После увольнения из ун-та (1930) занимался только библиографич. работой; им составлена обширная аннотиров. картотека трудов по этнографии (до 80 тыс. каталожных карточек).