Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАНГБЕ́ТУ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 730-731

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов

МАНГБЕ́ТУ (са­мо­на­зва­ние – аmangbetu), на­род груп­пы мо­ру-ман­гбе­ту на се­ве­ро-вос­то­ке Де­мо­кра­тич. Рес­пуб­ли­ки Кон­го (про­вин­ции Чо­по и Верхнее Уэле). Вклю­ча­ет груп­пы: соб­ст­вен­но М., абе­ру, по­пои, мед­же, ма­ке­ре, ма­ле­ле, мас­ле, асуа (асоа) и жи­ву­щие юж­нее ос­таль­ных М. лом­би. Чис­лен­ность 1,3 млн. чел. (2009, оцен­ка). Св. 60 тыс. чел. жи­вут так­же в Уган­де (на западе Сев. обл.). Го­во­рят на яз. ман­гбе­ту (са­мо­на­зва­ние – не­ман­гбе­ту, на яз. лингала – кин­гбе­ту) вост. груп­пы цен­траль­но­су­дан­ской вет­ви ни­ло-са­хар­ских язы­ков; диа­лект мед­же вы­сту­па­ет в ро­ли лин­гва-фран­ка. Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. Око­ло по­ло­ви­ны М. го­ворят так­же на яз. лин­га­ла, сре­ди по­пои и абе­ру рас­про­стра­нён яз. суа­хи­ли. Боль­шин­ст­во – хри­стиа­не (ка­то­ли­ки и про­тес­тан­ты), есть не­боль­шое чис­ло при­вер­жен­цев тра­диц. ве­ро­ва­ний.

Пред­ки М. миг­ри­ро­ва­ли на совр. тер­ри­то­рию с се­ве­ро-вос­то­ка (юг совр. Судана), под­чи­нив ме­ст­ное бан­ту­языч­ное на­се­ле­ние и пиг­ме­ев мбу­ти. Пер­во­на­чаль­но слово «М.» об­оз­на­ча­ло пра­вя­щее со­сло­вие. В 19 в. ран­не­по­ли­тич. об­ра­зо­ва­ние М. до­ми­ни­ро­ва­ло в ре­гио­не, кон­тро­ли­ро­ва­ло тор­гов­лю ме­дью, сло­но­вой ко­стью, ба­на­на­ми, коп­чё­ной ры­бой; раз­би­то в 1880-е гг. су­дан­ски­ми ра­бо­тор­гов­ца­ми. С 1890-х гг. под про­тек­то­ра­том Бель­гии.

Мангбету. Деревянная статуэтка. Частная коллекция.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Эк­ва­то­ри­аль­ной Аф­ри­ки. За­ни­ма­ют­ся зем­ле­де­ли­ем (ямс, про­со, ку­ку­ру­за, та­ро, ма­ни­ок, ба­тат, план­тен, ба­на­ны, бо­бо­вые, ара­хис, мас­лич­ная паль­ма, та­бак и др.) и ско­то­вод­ст­вом (скот яв­ля­ет­ся гл. сим­во­лом бо­гат­ст­ва и ча­сто ис­поль­зу­ет­ся в ка­че­ст­ве пла­ты за не­ве­сту; скот мо­гут до­ить толь­ко муж­чи­ны). Раз­ви­ты об­ра­бот­ка же­ле­за (ору­жие, но­жи с ши­ро­ким изо­гну­тым лез­ви­ем, ис­поль­зо­вав­ши­е­ся для вы­ры­ва­ния щи­та из рук про­тив­ни­ка) и ме­ди, резь­ба по де­ре­ву (ста­ту­эт­ки пред­ков, рез­ные си­де­ния, муз. ин­ст­ру­мен­ты, ан­тро­по­морф­ные со­су­ды; ри­ту­аль­ные мас­ки за­им­ст­во­ва­ли у по­ко­рён­ных на­ро­дов), сло­но­вой кос­ти (руч­ки но­жей), пле­те­ние (ци­нов­ки и оваль­ные туа­лет­ные до­щеч­ки с гео­мет­рич. ор­на­мен­том), гон­чар­ст­во. Сте­ны до­мов рас­пи­сы­ва­ют гео­мет­рич. ор­на­мен­том. По­се­ле­ния ря­до­вой пла­ни­ров­ки. Пре­об­ла­да­ют круг­лые жи­ли­ща (у лом­би – пря­мо­уголь­ные, де­рев. де­та­ли ук­ра­ше­ны резь­бой) со сте­на­ми из ци­но­вок или пле­тё­ны­ми, об­ма­зан­ны­ми гли­ной.

Ос­но­ву тра­диц. со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции со­став­ля­ют де­ре­вен­ские и боль­ше­се­мей­ные об­щи­ны, пат­ри­ли­ней­ная ро­до­вая ор­га­ни­за­ция и муж­ское тай­ное об­ще­ст­во Не­бе­ли. Рас­про­ст­ра­нён авун­ку­лат. Брач­ное по­се­ле­ние пат­ри­ло­каль­ное. Прак­ти­ку­ют­ся брач­ный вы­куп, по­ли­ги­ния, со­ро­рат, ле­ви­рат. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но-ли­ней­но­го ти­па (тер­ми­но­ло­гия для ку­зе­нов «су­дан­ско­го» ти­па). Сиб­линги об­оз­на­ча­ют­ся од­ним тер­ми­ном, сиб­лин­ги ро­ди­те­лей – опи­сат. кон­ст­рук­ция­ми. До сер. 20 в. был рас­про­стра­нён обы­чай уд­ли­не­ния че­ре­па; у жен­щин уд­ли­нён­ная фор­ма го­ло­вы со­че­та­лась с вы­со­кой при­чёской. Важ­ную роль иг­ра­ет тай­ное об-во Не­бе­ли (в 20 в. к не­му при­над­ле­жа­ли все пра­ви­те­ли М.). Со­хра­ня­ют­ся сказ­ки, ле­ген­ды, пос­ло­ви­цы, тан­цы. Муз. ин­ст­ру­мен­ты: дон­ну (типа арфы с де­кой в ви­де жен­ской фи­гу­ры), муз. лук (не­дон­гу), аэрофоны, ба­ра­баны, гон­ги, ко­ло­коль­чи­ки, кси­ло­фо­ны. Со­хра­ня­ют­ся тра­диц. куль­ты (вер­хов­ное бо­же­ст­во – тво­рец Ки­ли­ма, или Но­ро, дух воды Ара), куль­ты пред­ков пра­ви­те­лей, ду­хов (ли­кун­ду), ве­дов­ст­во.

Лит.: Geluwe H. van. Mamvu-Mangutu et Ba­le­se-Mvuba. L., 1957; Denis P. Histoire des Mangbetu et des Matshaga jusqu’à l’arrivée des Belges. Tervuren, 1961; Neyt F. Tradi­tional arts and history of Zaire. Brux., 1981; Lewis D. V. The race to Fashoda: European colonialism and African resistance in the scramble for Africa. L., 1988; Schildkrout E., Curtis A. K. African reflections: art from Northeastern Zaire. Seattle, 1990; Vansina J. Paths in the rainforests: toward a history of po­litical tradition in Equatorial Africa. L., 1990; Grinker R. R. Houses in the Rainforest: ethni­city and inequality among farmers and foragers in Central Africa. Berk., 1994; Allovio S. La foresta di alleanze: popoli e riti in Africa Equa­to­riale. Roma, 1999; idem. Culture e congiun­ture: saggi di etnografia e storia Mangbetu. Mil., 2006.

Вернуться к началу