Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛАГУ́ННЫЕ НАРО́ДЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 570

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов

ЛАГУ́ННЫЕ НАРО́ДЫ, груп­па на­ро­дов на юго-вос­то­ке Кот-д’Ивуара (об­ла­сти Ла­гун и Юж. Ко­моэ). Жи­вут в рай­оне ла­гун (круп­ней­шая – Эб­рие) в ок­ре­ст­но­стях г. Абид­жан на юге ме­ж­ду­ре­чья Бан­да­мы и Ко­моэ, а так­же к се­ве­ру от Абид­жа­на, че­рес­полос­но с бау­ле и аньи. Чис­лен­ность св. 1,1 млн. чел. (2008, оцен­ка). Круп­ней­шие: атье (аче, акье) – 540 тыс. чел.; абе – 225 тыс. чел.; эб­рие, или ча­ма (киа­ма, тиа­ма, ча­ман), – 125 тыс. чел.; адь­юк­ру (ад­жук­ру), или да­бу (бу­ба­ри), – 120 тыс. чел.; абу­ре – 80 тыс. чел.; ари, или абид­жи (эб­бе), – 70 тыс. чел.; гва, или нго­га (яз. мба­то, или по­ту), – 35 тыс. чел.; ала­ди­ан (ала­дьян, алад­жан) – 30 тыс. чел.; ави­кам, или ква­к­ва, гбан­да, лау, бри­нья, – 30 тыс. чел.; кро­бу – 15 тыс. чел.; меть­и­бо (ме­чи­бо), или бе­ти­бе (яз. бе­ти, или эо­ти­ле, боль­шин­ст­во пе­ре­шло на яз. аньи), – 5 тыс. чел. Го­во­рят на ква язы­ках: атье – вет­ви атье; абе, адь­юк­ру и ари – вет­ви аг­не­би; гва и эб­рие – под­вет­ви по­ту и абу­ре, меть­и­бо и кро­бу – под­вет­ви та­но (см. в ст. Акан) вет­ви по­ту-та­но; ави­кам и ала­ди­ан – вет­ви ави­кам-ала­ди­ан. Рас­про­стра­не­ны франц. яз., язы­ки бау­ле, аньи и дью­ла (в го­ро­дах). Силь­ное влия­ние адь­юк­ру и ави­кам ис­пы­та­ли жи­ву­щие че­рес­по­лос­но с ни­ми вок­руг ла­гу­ны Эб­рие на­ро­ды аи­зи (ти­аг­бам­рин-аи­зи – 10 тыс. чел.; мо­бум­рин-аи­зи, яз. аб­ра­ко – 2,5 тыс. чел.; ап­ру­му-аи­зи – 8 тыс. чел.), вхо­дя­щие в груп­пу кру. В осн. хри­стиа­не (ка­то­ли­ки и про­тес­тан­ты-ме­то­ди­сты), есть му­суль­ма­не, при­вер­жен­цы аф­рох­ри­сти­ан­ских син­кре­тич. куль­тов и тра­диц. ве­ро­ва­ний.

Л. н. – од­ни из са­мых вес­тер­ни­зи­ро­ван­ных в Тро­пич. Аф­ри­ке. На их зем­лях (т. н. Бе­рег Ква­к­ва) пор­ту­галь­цы по­строи­ли свои пер­вые фор­ты в нач. 16 в., а фран­цу­зы в 17 в. на­ча­ли от­сю­да (форт Лау) экс­пан­сию во внутр. рай­оны Зап. Аф­ри­ки. Од­ни­ми из пер­вых Л. н. об­ра­ще­ны в хри­сти­ан­ст­во (на­ча­ло мас­со­вой хри­стиа­ни­за­ции Л. н. по­ло­жил пе­ред 1-й ми­ро­вой вой­ной ли­бе­рий­ский мис­сио­нер У. В. Гар­рис).

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Гви­ней­ской по­доб­ла­сти Зап. Аф­ри­ки. Осн. за­ня­тия – руч­ное зем­ле­де­лие (ямс, та­ро, ба­на­ны, мас­лич­ная паль­ма, ма­ни­ок, то­вар­ные куль­ту­ры – ко­фе, ка­као, ба­на­ны, ана­на­сы), мор­ское и реч­ное ры­бо­лов­ст­во (Л. н. пер­вы­ми в ре­гио­не за­им­ст­во­ва­ли у ев­роп. мо­ре­пла­ва­те­лей па­рус и ста­ли за­ни­мать­ся мор. ры­бо­лов­ст­вом). Раз­ви­ты резь­ба по де­ре­ву (мас­ки, скульп­ту­ра, греб­ни, ме­бель и две­ри жи­лищ), гон­чар­ст­во, тка­че­ст­во (тка­ни для тра­диц. одеж­ды ти­па акан­ско­го кен­те). У вост. Л. н. (атье, ме­тьи­бо, абу­ре, эб­рие, абе, гва) рас­про­стра­не­ны де­рев. ста­ту­эт­ки, изо­бра­жаю­щие ду­хов (у бо­лее хри­стиа­ни­зи­ро­ван­ных зап. Л. н. они счи­та­ют­ся ору­ди­ем ведьм); у абу­ре (в до­ко­ло­ни­аль­ную эпо­ху так­же у ави­кам) де­рев. фи­гур­ка из­го­тов­ля­ет­ся в слу­чае смер­ти од­но­го из близ­не­цов, что­бы пре­дот­вра­тить смерть дру­го­го. Рас­про­стра­не­но от­ход­ни­чест­во на план­та­ции и в го­ро­да. Пре­об­ла­да­ют пря­мо­уголь­ные кар­кас­но-стол­бо­вые до­ма с пле­тён­ны­ми из ве­ток сте­на­ми, об­ма­зан­ны­ми гли­ной, и вы­со­кой дву­скат­ной кры­шей из ли­сть­ев паль­мы-ра­фии. Со­хра­ня­ют­ся боль­ше­се­мей­ные и де­ре­вен­ские об­щи­ны, ро­до­вая ор­га­ни­за­ция, воз­раст­ные клас­сы, по­ли­ги­ния, со­ро­рат и ле­ви­рат. Брач­ное по­се­ле­ние ви­ри­ло­каль­ное. Счёт род­ст­ва мат­ри­ли­ней­ный у ала­ди­ан, ави­кам и эб­рие, пат­ри­ли­ней­ный – у абе, би­ли­ней­ный – у адью­кру. Сис­те­мы тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па (с на­ли­чи­ем опи­сат. кон­струк­ций) в по­ко­ле­нии ро­ди­те­лей и ге­не­рац. ти­па в по­ко­ле­нии эго; сиб­лин­ги и ку­зе­ны обоз­на­ча­ют­ся опи­са­тель­но (по ти­пу «де­ти ма­те­ри» и «де­ти от­ца»). Мн. тер­ми­ны род­ст­ва раз­ли­ча­ют­ся в за­ви­си­мо­сти от грам­ма­тич. ли­ца. Со­хра­нил­ся фольк­лор (сказ­ки и по­сло­ви­цы). Рас­про­стра­не­но от­ход­ни­че­ст­во на пред­при­ятия в круп­ных го­ро­дах и план­та­ции. Вы­ход­цы из Л. н. (пре­ж­де все­го, ари, эб­рие, адь­юк­ру и ала­ди­ан) со­став­ля­ют боль­шин­ст­во гос. слу­жа­щих и ин­тел­ли­ген­ции в Абид­жа­не.

Лит.: Dupire M., Boutillier J.-L. Le pays Adiou­k­rou et sa palmeraie (Basse – Côte-d’Ivoire). Étude socio-économique. P., 1958; Niangoran-Bouah G. Le village abouré // Ca­hiers d’Études Africaines. 1960. Vol. 2. № 2; idem. La division du temps et le calendrier rituel des peuples lagunaires de Côte d’Ivoire. P., 1964; Augé M. Traite précoloniale, po­li­ti­que matrimoniale et stratégie sociale dans les sociétés lagunaires de basse Côte d’Ivoire // Cahiers Office de la Recherche Scientifique et Technique Outre-Mer. Série Sciences Hu­ma­ines. 1971. Vol. 8; Duponchel L. L’Alladian (Côte-d’Ivoire). Abidjan, 1974; Memel-Fotê H. Le système politique de Lodjoukrou: une société lignagère à classes d’âge (Côte-d’Ivoire). P., 1980; Burmei­s­ter J. L’Abouré // Atlas des langues Kwa Côte d’Ivoire. P., 1983. Vol. 1; Hill H. S. Adioukrou social structure // Notes on Anthropology and Intercultural Community Work. 1987. Vol. 10; Dugast S. Lignages, clas­ses d’âge, village: à propos de quelques sociétés lagunaires de Côte d’Ivoire // L’Hom­me. 1995. Vol. 134. № 2; Verdeaux F. Classes de sé­niorité chez les lagunaires de Côte d’Ivoire // Ibid.

Вернуться к началу