ЛАГУ́ННЫЕ НАРО́ДЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛАГУ́ННЫЕ НАРО́ДЫ, группа народов на юго-востоке Кот-д’Ивуара (области Лагун и Юж. Комоэ). Живут в районе лагун (крупнейшая – Эбрие) в окрестностях г. Абиджан на юге междуречья Бандамы и Комоэ, а также к северу от Абиджана, чересполосно с бауле и аньи. Численность св. 1,1 млн. чел. (2008, оценка). Крупнейшие: атье (аче, акье) – 540 тыс. чел.; абе – 225 тыс. чел.; эбрие, или чама (киама, тиама, чаман), – 125 тыс. чел.; адьюкру (аджукру), или дабу (бубари), – 120 тыс. чел.; абуре – 80 тыс. чел.; ари, или абиджи (эббе), – 70 тыс. чел.; гва, или нгога (яз. мбато, или поту), – 35 тыс. чел.; аладиан (аладьян, аладжан) – 30 тыс. чел.; авикам, или кваква, гбанда, лау, бринья, – 30 тыс. чел.; кробу – 15 тыс. чел.; метьибо (мечибо), или бетибе (яз. бети, или эотиле, большинство перешло на яз. аньи), – 5 тыс. чел. Говорят на ква языках: атье – ветви атье; абе, адьюкру и ари – ветви агнеби; гва и эбрие – подветви поту и абуре, метьибо и кробу – подветви тано (см. в ст. Акан) ветви поту-тано; авикам и аладиан – ветви авикам-аладиан. Распространены франц. яз., языки бауле, аньи и дьюла (в городах). Сильное влияние адьюкру и авикам испытали живущие чересполосно с ними вокруг лагуны Эбрие народы аизи (тиагбамрин-аизи – 10 тыс. чел.; мобумрин-аизи, яз. абрако – 2,5 тыс. чел.; апруму-аизи – 8 тыс. чел.), входящие в группу кру. В осн. христиане (католики и протестанты-методисты), есть мусульмане, приверженцы афрохристианских синкретич. культов и традиц. верований.
Л. н. – одни из самых вестернизированных в Тропич. Африке. На их землях (т. н. Берег Кваква) португальцы построили свои первые форты в нач. 16 в., а французы в 17 в. начали отсюда (форт Лау) экспансию во внутр. районы Зап. Африки. Одними из первых Л. н. обращены в христианство (начало массовой христианизации Л. н. положил перед 1-й мировой войной либерийский миссионер У. В. Гаррис).
Традиц. культура типична для народов Гвинейской подобласти Зап. Африки. Осн. занятия – ручное земледелие (ямс, таро, бананы, масличная пальма, маниок, товарные культуры – кофе, какао, бананы, ананасы), морское и речное рыболовство (Л. н. первыми в регионе заимствовали у европ. мореплавателей парус и стали заниматься мор. рыболовством). Развиты резьба по дереву (маски, скульптура, гребни, мебель и двери жилищ), гончарство, ткачество (ткани для традиц. одежды типа аканского кенте). У вост. Л. н. (атье, метьибо, абуре, эбрие, абе, гва) распространены дерев. статуэтки, изображающие духов (у более христианизированных зап. Л. н. они считаются орудием ведьм); у абуре (в доколониальную эпоху также у авикам) дерев. фигурка изготовляется в случае смерти одного из близнецов, чтобы предотвратить смерть другого. Распространено отходничество на плантации и в города. Преобладают прямоугольные каркасно-столбовые дома с плетёнными из веток стенами, обмазанными глиной, и высокой двускатной крышей из листьев пальмы-рафии. Сохраняются большесемейные и деревенские общины, родовая организация, возрастные классы, полигиния, сорорат и левират. Брачное поселение вирилокальное. Счёт родства матрилинейный у аладиан, авикам и эбрие, патрилинейный – у абе, билинейный – у адьюкру. Системы терминов родства бифуркативного типа (с наличием описат. конструкций) в поколении родителей и генерац. типа в поколении эго; сиблинги и кузены обозначаются описательно (по типу «дети матери» и «дети отца»). Мн. термины родства различаются в зависимости от грамматич. лица. Сохранился фольклор (сказки и пословицы). Распространено отходничество на предприятия в крупных городах и плантации. Выходцы из Л. н. (прежде всего, ари, эбрие, адьюкру и аладиан) составляют большинство гос. служащих и интеллигенции в Абиджане.