КУБИ́НЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУБИ́НЦЫ (самоназвание – кубанос), народ, осн. население Кубы. Численность 12,4 млн. чел. (2008, оценка), в т. ч. на Кубе 11,2 млн. чел. (65% составляют белые, 24,9% – негры, 10,1% – мулаты и метисы; 2002, перепись). Живут также на Ямайке и в Пуэрто-Рико (по 8,3 тыс. чел.), в США (1 млн. чел., указавших кубин. происхождение, – 2000, перепись), Венесуэле (83 тыс. чел.) и др. Говорят на кубин. варианте исп. яз. Верующие – католики, приверженцы карибских синкретических культов; растёт число протестантов.
К моменту открытия Кубы европейцами (1492) на крайнем западе острова обитали охотники и собиратели гуанахатабеи (язык неизвестен). Восток и центр острова занимали аравакоязычные земледельцы сибонеи. На крайнем востоке жили недавние выходцы с Гаити. В результате исп. колонизации коренные жители почти исчезли. Лишь на крайнем востоке острова сохранились семьи, ведущие своё происхождение от индейцев. В культуру совр. К. вошли мн. элементы индейской культуры – местные земледельч. культуры и блюда из них (в частности, лепёшки из маниока касабе), рыболовные орудия (сеть бубакан, или гуакан), тип сельского жилища (боио) и др.
Среди испанцев преобладали выходцы из Андалузии и Кастилии; сельское население формировалось в осн. за счёт переселенцев с Канарских о-вов. Значит. группа испанцев мигрировала на Кубу с Ямайки после захвата её Англией (1655). В начальный период колонизации испанцы добывали золото, занимались земледелием и скотоводством. В 18 в. важное значение приобрело выращивание табака и торговля им. С кон. 18 в. определяющую роль стали играть выращивание сахарного тростника, его переработка и торговля сахаром. С этого времени усилился ввоз рабов из Африки, среди которых преобладали йоруба (местное назв. – лукуми), эве (мина), фон (арара), а также конго, макуа и др. Негры образовывали корпорации взаимопомощи в виде религ. братств (кабильдо). Раба, завезённого из Африки, называли босаль, родившегося на Кубе – креол (криольо); с 17 в. креолами стали называть всех уроженцев острова, кроме индейцев. Свободные негры (морено) и мулаты (пардо) могли служить в отрядах местных ополчений (формировались по цвету кожи); такая служба повышала их социальный статус. Хотя потомки африканцев почти полностью утратили свои традиц. языки, их вклад в культуру К. значителен, особенно в сфере муз. и танцевального иск-ва.
С 1790-х гг. на Кубу, в осн. на восток острова, хлынул поток беженцев (французов и негров) с Гаити. Гаитийские переселенцы значительно изменили культурный облик Вост. Кубы: с ними пришли новые элементы хозяйства (разведение кофе и связанный с ним тип усадьбы), распространились франц. яз. (у господ) и гаитийский креоль (в осн. у рабов), новые верования (вуду). В нач. 19 в. группа франц. происхождения пополнилась беженцами из Луизианы. С 1817 власти стимулировали «белую» иммиграцию из США и Испании. В сер. 19 в. на Кубу ввозили индейцев из Мексики (в осн. майя-юкатеков), в 1840–70-х гг. – законтрактованных рабочих (кули) из Юж. Китая; после запрета вербовки кули (1877) началась свободная иммиграция китайцев, особенно усилившаяся после 1-й мировой войны. На Кубе распространились кит. муз. инструменты, азартные игры (чиффа). В 20 в. возникли кит. политич. организации, выпускались газеты на кит. яз. Кит. иммиграция была преим. мужской, и со временем число китайцев на Кубе сократилось. В 19 в., особенно в результате освободит. войн 1868–1878 и 1895–98, шло интенсивное формирование кубинского самосознания.
С кон. 19 в. с проникновением сев.-амер. капитала на Кубу возросло влияние амер. культуры, усилилась дискриминация по цвету кожи. В 1-й трети 20 в. для работы на плантациях были ввезены рабочие с Гаити и из Антильских владений Великобритании, селились выходцы из Вост. Средиземноморья и Юж. Азии.
Традиц. занятие – земледелие (сахарный тростник, табак, рис, плодовые культуры; скотоводство – в областях Камагуэй, Лас-Вильяс). Традиц. поселения (касерио) имели беспорядочную планировку. Города возводились по единому образцу с прямоугольной площадью посередине. Крестьянский дом (боио) – столбовой конструкции со стенами из пальмовых досок, 2- или 4-скатной крышей из пальмовых листьев, открытым очагом, перед входом навес на двух столбах. В городах для облицовки стен и покрытия пола использовались мрамор, гранит, керамика или мозаика. Характерны узкие высокие секционные окна-двери, частично забранные решёткой. В сельском и гор. жилище почти обязательно выделяется пространство для «залы», в городе важный элемент её интерьера составляют кресла-качалки. Для мужской одежды типичны светлая полотняная рубаха с большим количеством карманов (гуаябера), широкополая соломенная шляпа; обязательный элемент крестьянского костюма – мачете. Характерные блюда – рис с чёрной фасолью (конгри, или морос и кристианос), густая похлёбка с мясом, кукурузой, овощами и специями (ахиако), по праздникам – запечённая свинина. Гостя непременно угощают кофе.
Распространены культы афр. происхождения (Сантерия у лукуми; Абакуа, восходящая к культу Экпе, у ибибио и др.). В больших и малых городах проводятся ежегодные карнавалы. Кубин. карнавальная традиция восходит к танцевальным шествиям, которые устраивали негритянские кабильдо на День Волхвов (6 янв.). Традиц. игры – с мячом (пелота), петушиные бои, конные состязания родео, танцевальные вечера молодёжи (гуатеке). Популярны бейсбол и бокс.
Устное творчество объединяет традиции инд., исп. и афр. происхождения. Среди муз. инструментов доиспанского периода: щелевой барабан, дерев. трубы, раковины-трубы, разл. флейты, погремушки. Фольклор белых К. сформировался на исп. основе; песенные жанры пунто и децима исполнялись в сопровождении струнного щипкового инструмента (трес, бандуррия или гитара) и мараки, до нач. 20 в. сохраняла своё значение музыка сельского населения гуайира. Муз. особенности афрокубинских культов Сантерия, Абакуа и др. развились на основе музыки афр. происхождения; обрядовое пение сопровождается барабанами конга, бата (используются разновидности этого семейства барабанов: ийа, итотеле, оконколо), погремушками чегуерес и струнными инструментами. Среди афрокубинских муз.-танцевальных стилей: румба (используются барабаны бата, конга, тумбадора, куинто, или салидор, идиофоны клавес, палитос, или каскара); старинные стили – тахона, паполоте, йука, калинда; современные – парные танцы йамбу и гуагуанко, мужской виртуозный сольный танец колумбия. С нач. 20 в. в гор. карнавалах и уличных шествиях участвуют ансамбли компарса (конга), состоящие из барабанов, медных духовых, разл. идиофонов; в 1930-х гг. были распространены танцевальные «салоны конга» с их участием. В 19–20 вв. популярностью пользовались муз.-танцевальные жанры: сапатео (вроде чечётки), хабанера, контрданс, данс, дансон и др. Широкое распространение получил муз.-танцевальный стиль сон с его разновидностями (чангуи, суку-суку, сон монтуно, гуарача, конджунто, мамбо), а также гибридные формы сона с др. жанрами популярной музыки (сон-прегон, сон-гуаджира, гуарача-сон, афро-сон). В инструментальные ансамбли сон входят гитара, барабан бонго, ламеллафон маримбула, идиофоны маракас, гуиро и ботиджа.