Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУ́БА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 196

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Э. С. Львова

КУ́БА (са­мо­на­зва­ния – bakuba, bushoong), на­род груп­пы бан­ту в центр. час­ти Де­мо­кра­тич. Рес­пуб­ли­ки Кон­го. Жи­вут в ме­ж­ду­ре­чье Ка­саи и Сан­ку­ру (се­вер пров. Ка­саи). Чис­лен­ность 460 тыс. чел. (2008, оцен­ка). Язык бу­шонг (ку­ба) груп­пы ку­ба (С80 или С90) бан­ту язы­ков. Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. ал­фа­ви­та. К. – ка­то­ли­ки, про­тес­тан­ты, часть при­дер­жи­ва­ет­ся тра­диц. ве­ро­ва­ний.

Маска куба. Дерево, ткань, раковины, бисер. Королевский музей Центральной Африки (Тервюрен).

По пре­да­нию, К. при­бы­ли на Сан­ку­ру с се­ве­ра или за­па­да. К 16 в. за­вое­ва­ли зем­ли ме­ст­но­го на­се­ле­ния – пиг­ме­ев-тва и др. на­ро­дов. В кон. 16 в. сфор­ми­ро­ва­лась кон­фе­де­ра­ция Ку­ба, объ­е­ди­нив­шая во­ж­де­ст­ва на­ро­дов бу­шонг, нген­ди, мба­ла, ке­ле, бу­ла­анг, бьенг, пьянг, иле­бо, идинг, ка­ам, нгом­бе, шо­ва, бо­кила, ма­лук, нгон­го. Пра­ви­те­ли Ку­ба (ньи­ми) про­ис­хо­ди­ли из бу­шонг. Ти­тул ньи­ми со­хра­нял­ся до сер. 20 в.

Cкульптурный портрет правителя куба Шьям. Дерево. 17 в. Британский музей (Лондон).

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Эк­ва­то­ри­аль­ной Аф­ри­ки. Тра­диц. за­ня­тия – руч­ное под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие (про­со, ку­ку­ру­за, ма­ни­ок, ямс, ба­тат, ара­хис, бо­бо­вые, фрук­ты, мас­лич­ные паль­мы, се­зам, та­бак), охо­та, ры­бо­лов­ст­во. Ре­мёс­ла – тка­че­ст­во из во­локон паль­мы-ра­фии (сре­ди муж­чин), пле­те­ние, куз­неч­ное (пре­стиж­но; осо­бен­но из­вест­ны фи­гур­ки из ко­ва­но­го же­леза, мно­го­ло­па­ст­ные ме­та­тель­ные но­жи шон­го, ме­чи с ин­кру­ста­ци­ей ме­дью), резь­ба по де­ре­ву (со­хра­ни­лись 19 скульп­тур­ных порт­ре­тов ньи­ми, мас­ки, ан­тро­по- и ке­фа­ло­морф­ные де­рев. куб­ки, си­де­нья, под­го­лов­ни­ки, шка­тул­ки с гео­мет­рич. ор­на­мен­том). При дво­ре ньи­ми су­ще­ст­во­ва­ли ре­мес­лен­ные кас­ты. За­ни­ма­лись по­сред­нич. тор­гов­лей. По­се­ле­ния вклю­ча­ют 150–170 жит., рас­по­ла­га­ют­ся обыч­но на вер­ши­нах хол­мов, име­ют улич­ную пла­ни­ров­ку, на центр. пло­ща­ди под свя­щен­ным де­ре­вом – на­вес для ра­бо­ты ре­мес­лен­ни­ков. Сто­ли­ца Мо­шен­ге на­счи­ты­ва­ла в кон. 19 в. ок. 4 тыс. жит., бы­ла об­не­се­на де­рев. ог­ра­дой. Тра­диц. жи­ли­ще че­ты­рёх­уголь­ное, од­но- или двух­ка­мер­ное, с пле­тён­ны­ми из ок­ра­шен­но­го тро­ст­ни­ка или ро­тан­га сте­на­ми с гео­мет­рич., зоо- или ан­тро­по­морф­ным ор­на­мен­том. Тра­диц. муж­ская оде­ж­да – не­сши­тая юб­ка до ко­лен из 2–3 кус­ков не­ок­ра­шен­ной тка­ни, жен­ская – ку­сок тка­ни, обёр­ну­тый во­круг гру­ди или бёдер. Празд­нич­ная оде­ж­да из лу­ба: у муж­чин – од­но­цвет­ная, у жен­щин – сши­тая из цвет­ных ром­бо­вид­ных или пря­мо­уголь­ных ку­соч­ков, у зна­ти – тём­но-крас­но­го цве­та с чёр­ным гео­мет­рич. ор­на­мен­том. Пра­ви­те­ли но­си­ли пе­ре­вя­зи, ко­жа­ные пе­ред­ни­ки, нож­ные и руч­ные брас­ле­ты, ко­нич. пле­тё­ные шля­пы, на­кид­ки из шку­ры ле­о­пар­да. Знат­ные муж­чи­ны и в пер­вый раз бе­ре­мен­ные жен­щи­ны де­ла­ли слож­ные при­чёс­ки в ви­де ро­гов буй­во­ла. Бы­ли рас­про­стране­ны ска­ри­фи­ка­ция, рас­крас­ка те­ла (в осн. во вре­мя ри­туа­лов). В ос­но­ве со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции ма­три­ли­ней­ные ро­ды (ило­онк) и ма­три­ли­нид­жи (ику­ун). Бы­ли рас­про­стра­не­ны боль­шие се­мьи. В 20 в. на­блю­да­ет­ся пе­ре­ход к пат­ри­ли­ней­но­сти. Брач­ное по­се­ле­ние ук­со­ри­ло­каль­ное. Встре­ча­ет­ся по­ли­ги­ния. Тра­диц. ве­ро­ва­ния – культ пред­ков, по­чи­та­ние де­ми­ур­га Бум­ба, культ пра­ви­те­ля и его пер­во­пред­ка Во­то; ма­гия. Су­ще­ст­во­ва­ли тай­ные сою­зы. Со­хра­ня­ют­ся (в уп­ро­щён­ном ви­де) об­ря­ды ини­циа­ции. Име­ют уст­ную ис­то­рич. тра­ди­цию (с осо­бым на­следств. хра­ни­те­лем – моа­ри­ди), ми­фо­ло­гию: кос­мо­го­нич., этио­ло­гич. и др. ми­фы; фольк­лор: сказ­ки о жи­вот­ных, бы­лич­ки и др. Му­зы­ка и тан­цы – об­ря­до­вые и раз­вле­ка­тель­ные. Пе­ние (соль­ное, хо­ро­вое) со­про­во­ж­да­ет­ся иг­рой на муз. ин­ст­ру­мен­тах. Тра­диц. ин­ст­ру­мен­ты – ба­ра­ба­ны, му­зы­каль­ные лу­ки, кси­ло­фо­ны и др.

Лит.: Torday E., Joyce T. A. Notes ethno­gra­phiques sur les peuples communément appelés Bakuba, ainsi que sur les peuplades appa­ren­tées. Les Bushongo. Brux., 1910; Vansina J. Introduction a l’ethnographie du Congo. Kin­sha­sa; Brux., 1966; idem. The children of Woot: a history of the Kuba peoples. Madison, 1978; Льво­ва Э. С. Ба­ку­ба // Во­про­сы ис­то­рии. 1972. № 6; Cornet J. Art royal Kuba. Mil., 1982.

Вернуться к началу