КОРДОФА́НСКИЕ НАРО́ДЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОРДОФА́НСКИЕ НАРО́ДЫ, группа народов в Судане (вилайи Сев. Кордофан и Юж. Кордофан). Общая численность св. 1 млн. чел. (2008, оценка). Живут в горах Дар-Нуба. По языковому принципу выделяются группы: катла-тима (катла, или акалак, – 25 тыс. чел.; тима, или ломорик, – 4 тыс. чел.), хейбан (коалиб – 77 тыс. чел.; ларо, или лару, – 40 тыс. чел.; хейбан – 8 тыс. чел.; швай, или ширумба, – 5,5 тыс. чел.; моро – 57 тыс. чел.; оторо, уторо, или кавама, – 12 тыс. чел.; логол, или луха, – 10 тыс. чел.; ко, кау, или фунгор, – 5 тыс. чел.; варнанг, или верни, – 4 тыс. чел.; тира, или тиро, – 24 тыс. чел.), талоди (нгиле, или масакин, – 72 тыс. чел.; дагик, или денгебу, – 48 тыс. чел.; ломон, или лумун, – 90 тыс. чел.; точо, или тачо, – 10 тыс. чел.; талоди, джоманг, или дьоманг, – 2,5 тыс. чел.; лафофа, или тегем, – 0,7 тыс. чел.; элири, или ндинг, – 6,5 тыс. чел.) и рашад (тегали, тоголе, или рашад, – 65 тыс. чел.; тукам, или тагой, – 25 тыс. чел.), говорящие на кордофанских языках; тумтум, или кадугли-кронго (кадугли и кача – 50 тыс. чел.; кронго – 22 тыс. чел.; канга – 8 тыс. чел.; тулеши – 8 тыс. чел.; тумтум – 7 тыс. чел.; тумма – 6,5 тыс. чел.; кейга – 6 тыс. чел.; мири – 4 тыс. чел.), языки которых составляют семью каду (тумтумскую) нило-сахарских языков; горные нубийцы (120 тыс. чел.: даир, диллинг, карко, вали и др.), говорящие на горнонубийском языке; ньиман (ама, или афитти, – 77 тыс. чел.; диник – 6 тыс. чел.), говорящие на ньиманских языках; часть народов даджу (лагова – 70 тыс. чел.; чанинг, или шатт, – 25 тыс. чел.; лигури, или логорик, – 2 тыс. чел.) и темейн (ронге, или темейн, – 15 тыс. чел.; дони, или джирру, – 3 тыс. чел.; десе – 1,5 тыс. чел.), говорящие на языках даджу и темейнской ветвей кир-аббайской семьи (см. Восточносуданские языки). Распространён также араб. язык. Катла, тима, тегали, тагой, тингаль, талоди, ндинг, ломон, точо, лафофа – мусульмане-сунниты; ко, варнанг, тира, дагик, нгиле придерживаются традиц. культов; до 70% хейбан, ларо, оторо, моро, швай, 50% коалиб, 30% логоль – христиане.
Традиц. культура типична для народов Египетско-Суданской историко-этнографич. области Сев. Африки. Занимаются подсечно-огневым или поливным земледелием на искусств. террасах (просо-дохна, ячмень, арахис, кунжут, кукуруза, на северо-востоке – финиковая пальма, из технич. культур – хлопчатник), скотоводством (крупный и мелкий рогатый скот), сбором смолы гуммиарабика с дикорастущей акации. Скот пасут и доят мужчины. Развиты гончарство, изготовление медных и серебряных украшений, обработка кожи, дерева, кости и рога. Поселения небольшие, компактные, жилище круглое глинобитное. Мужчины носят широкие белые штаны и туникообразную рубаху, женщины – тёмные платья. Существуют деревенские и большесемейные общины, патрилинейная (у талоди и лафофа – матрилинейная) родовая организация. Брак в осн. вирилокальный. Распространены полигиния, обычаи отработки за невесту, наследование жены кузена, авункулат и пр.; кузенные браки повсеместно запрещены. Системы терминов родства чаще всего генерац. типа (но сохраняются следы бифуркативных систем, обычно в поколении родителей). Деды и внуки (у тира и лафофа также брат матери и дети сестры) связаны взаимной терминологией. Сиблинги обозначаются общим термином без разграничения по полу и возрасту (у ко наименование сиблингов зависит от пола говорящего). Фольклор – сказки, песни и др.