КОЛЁСНАЯ ПОВО́ЗКА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОЛЁСНАЯ ПОВО́ЗКА, транспортное средство, движущееся на колёсах, как правило с помощью тягловых животных. К. п. возникла вместе с пашенным земледелием, также использующим тягловых животных. Прообраз К. п. – дерев. помост с подкладывающимися под него катками из брёвен. Тяга осуществлялась быками, запряжёнными с помощью дышла – конструкции типа плужного грядиля с ярмом. Ок. сер. 4-го тыс. до н. э. (Сев. Месопотамия) катки заменяются 2 осями, на обоих концах которых крепятся дерев. дисковые колёса с большими квадратными (для колёс, неподвижно закреплённых на вращающейся оси) или круглыми (для колёс, вращающихся на неподвижно закреплённой или также вращающейся оси) отверстиями. Колёса иногда изготавливались из 3 соединённых шипами или шпонками дубовых брусьев, края которых стёсывались так, что образовывался толстый диск. В 3-м тыс. К. п. распространяется в Европе; дисковые колёса находят в памятниках Центр. и Зап. Европы с кон. 3-го тыс.
Со 2-й пол. 3-го тыс. до н. э. в Зап. Азии К. п., помимо с. х-ва, стала применяться для торговых перевозок, поездок знати, на охоте, в воен. деле (боевая колесница) и др. Кроме быков, в упряжке использовались более быстроходные животные – эквиды (ослы, онагры); одно из изображений такой колесницы – на т. н. штандарте из Ура. В Маргиане в кон. 3-го тыс. была известна повозка в упряжке из верблюда (причём, по-видимому, впервые стали применяться оглобли). У скотоводов-кочевников в 3-м тыс. распространяется повозка с кузовом (имеющим фургонное перекрытие из войлока), служащая передвижным жилищем. Иногда на повозке устанавливалась палатка, в т. ч. юрта в собранном виде (В. Рубрук в 13 в. описал у монголов 22-колёсные помосты, запряжённые многими быками, на которых перевозились жилища).
Начало применения в упряжке лошади (нач. 2-го тыс. до н. э.) сделало необходимым облегчение и увеличение прочности боевых колесниц. Появляются колёса со спицами, одноосные экипажи. Усовершенствование боевой колесницы привело к резкому увеличению её значения в воен. деле. Знаменитые образцы боевых колесниц 2-го тыс. до н. э. происходят из погребений егип. фараонов 18-й династии. В 1-м тыс. до н. э. в Юж. Европе боевые колесницы применялись у греков гомеровского периода, этрусков и лигурийцев. В античных армиях они выходят из употребления, тогда как на Востоке бытовали до 1-й пол. 1-го тыс. н. э. У римлян колесницы использовались в культовых процессиях и в триумфах. Популярные в античном мире колесничные состязания были унаследованы Византией и сохранялись в ней до сер. 15 в. В Центр. Европе в период Гальштатта и Латена 4- или 2-колёсная колесница, запряжённая низкорослыми лошадьми, была престижным видом транспорта и ритуальным экипажем. Во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. здесь широко распространились 2-колёсные боевые колесницы.
В 1-м тыс. до н. э. грузовая К. п. снабжается колёсами со спицами, появляется одноконная запряжка в оглобли (с использованием пристяжных лошадей); на Востоке в неё запрягается повозка типа арбы на двух высоких колёсах. С 1-го тыс. н. э. используются лошади-тяжеловозы. В сер. 1-го тыс. в пределах Рим. империи становятся известными вращающийся передок, тормоз и др.
В ср.-век. Европе боевая колесница выходит из употребления, К. п. используется в обозе, для транспортировки тяжёлого осадного и пр. воен. снаряжения. Езда в К. п. перестаёт быть престижной для благородного человека. Колёсный экипаж вновь распространяется среди высших слоёв общества в эпоху Ренессанса. В 16 в. становится модной езда в каретах. В 1662 во Франции появляются экипажи, служащие для регулярных перевозок пассажиров. Система регулярного почтового и пассажирского сообщения (омнибусов) сформировалась в 1820-е гг.
С пром. переворотом К. п. постепенно вытесняется новыми видами транспорта – железнодорожным, автомобильным и др.