КОЛЕСО́
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОЛЕСО́, деталь машин и механизмов, имеющая форму диска или обода со спицами, вставленными в ступицу. К. может свободно вращаться на оси, быть закреплённым на ней или изготовленным совместно с осью. Применяется для передачи или преобразования вращат. движения, а также служит в качестве движителя.
Появление К. стало одним из важнейших в истории человечества технич. открытий; способствовало развитию и совершенствованию ремёсел; было использовано в транспорте (см. Колёсная повозка), механич. устройствах (в гончарном круге, мельнице, токарном станке, часах и др.). К. стало выполнять функцию движителя с изобретением самодвижущихся повозок; широкое применение нашло при преобразовании работы двигателя или др. источника механич. энергии в работу, обеспечивающую движение (катки, гребные колёса судов и др.). Для передачи энергии воды с древних времён в ирригац. сооружениях, позднее на мануфактурных фабриках, рудниках применялись водяные колёса, с 19 в. стали использовать гидравлическую турбину (рабочее К.). В большинстве рабочих технологич. машин (металлорежущих станках, прокатных станах и др.) К. применяется для преобразования скорости в узлах рабочих органов и в передающих механизмах. В транспортных машинах (автомобилях, тепловозах и др.) К. входит в ходовую часть. К важным функциям К. относятся изменение частоты вращения, перемена осн. направления движения на обратное (реверсирование), передача движения с горизонтальной оси на вертикальную (или наоборот) – в ременных, зубчатых передачах, регулировочных устройствах и др.