ВОДЯНО́Е КОЛЕСО́
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВОДЯНО́Е КОЛЕСО́, древнейший гидравлический двигатель с лопастным рабочим органом, который приводится в действие энергией потока воды. Применялось в системах орошения Египта, Индии, Китая и др. стран; в Древней Греции и Риме использовалось на водяных мельницах. Наиболее раннее упоминание о В. к. для привода мельничных поставов (жерновов) в России относится к 1375.
Первоначально использовались т. н. гравитационные В. к. – верхненаливные и средненаливные, вращение которых обеспечивала вода, заполнявшая ковши-лопасти, расположенные с одной стороны от горизонтальной оси вращения колеса, и выливавшаяся с другой. Позднее появились динамич. В. к. – нижнебойные и среднебойные, которые вращались под действием потока воды, натекавшей на плоские или изогнутые лопасти рабочего колеса. В первую очередь В. к. применялись на водяных мельницах, маслоотжимных установках и др., затем стали использоваться на лесопильных, бумагоделат. предприятиях, суконных и полотняных мануфактурах, рудниках, медеплавильных и др. заводах. Диаметры колёс достигали 20 м, обеспечивалась мощность до нескольких десятков кВт. Напр., во Франции в 1685 мастер Р. Салем соорудил установку из 13 колёс, которая приводила в действие 235 насосов, подававших воду на выс. 162 м к фонтанам Версаля и Марли («чудо Марли»). В России строились установки в осн. для производств. целей. Так, в 1632 В. к. были установлены на р. Тулица для привода воздуходувок на металлургич. заводе. Крупнейшие и оригинальные установки были построены на Алтае К. Д. Фроловым. Процесс совершенствования конструкции В. к. привёл к созданию высокоэффективных гидравлических турбин.