Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВОДЯНО́Е КОЛЕСО́

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 513

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Волшаник

ВОДЯНО́Е КОЛЕСО́, древ­ней­ший гид­равли­че­ский дви­га­тель с ло­па­ст­ным ра­бо­чим ор­га­ном, ко­то­рый при­во­дит­ся в дей­ст­вие энер­ги­ей по­то­ка во­ды. При­ме­ня­лось в сис­те­мах оро­ше­ния Егип­та, Ин­дии, Ки­тая и др. стра­н; в Древ­ней Гре­ции и Ри­ме ис­поль­зо­ва­лось на во­дя­ных мель­ни­цах. Наи­бо­лее ран­нее упо­ми­на­ние о В. к. для при­во­да мель­нич­ных по­ста­вов (жер­но­вов) в Рос­сии от­но­сит­ся к 1375.

Пер­во­на­чаль­но ис­поль­зо­ва­лись т. н. гра­ви­та­ци­он­ные В. к. – верх­не­на­лив­ные и сред­не­на­лив­ные, вра­ще­ние ко­то­рых обес­пе­чи­ва­ла во­да, за­пол­няв­шая ков­ши-ло­па­сти, рас­по­ло­жен­ные с од­ной сто­ро­ны от го­ри­зон­таль­ной оси вра­ще­ния ко­ле­са, и вы­ли­вав­шая­ся с дру­гой. Позд­нее поя­ви­лись ди­на­мич. В. к. – ниж­не­бой­ные и сред­не­бой­ные, ко­то­рые вра­ща­лись под дей­ст­ви­ем по­то­ка во­ды, на­те­кав­шей на пло­ские или изо­гну­тые ло­па­сти ра­бо­че­го ко­ле­са. В пер­вую оче­редь В. к. при­ме­ня­лись на во­дя­ных мель­ни­цах, мас­ло­от­жим­ных ус­та­нов­ках и др., за­тем ста­ли ис­поль­зо­вать­ся на ле­со­пиль­ных, бу­ма­го­де­лат. пред­при­яти­ях, су­кон­ных и по­лот­ня­ных ма­ну­фак­ту­рах, руд­ни­ках, ме­де­пла­виль­ных и др. за­во­дах. Диа­мет­ры ко­лёс дос­ти­га­ли 20 м, обес­пе­чи­ва­лась мощ­ность до не­сколь­ких де­сят­ков кВт. Напр., во Фран­ции в 1685 мас­тер Р. Са­лем со­ору­дил ус­та­нов­ку из 13 ко­лёс, ко­то­рая при­во­ди­ла в дей­ст­вие 235 на­со­сов, по­да­вав­ших во­ду на выс. 162 м к фон­та­нам Вер­са­ля и Мар­ли («чу­до Мар­ли»). В Рос­сии строи­лись ус­та­нов­ки в осн. для про­из­водств. це­лей. Так, в 1632 В. к. бы­ли ус­та­нов­ле­ны на р. Ту­ли­ца для при­во­да воз­ду­хо­ду­вок на ме­тал­лур­гич. за­во­де. Круп­ней­шие и ори­ги­наль­ные ус­та­нов­ки бы­ли по­строе­ны на Ал­тае К. Д. Фро­ло­вым. Про­цесс со­вер­шен­ст­во­ва­ния кон­ст­рук­ции В. к. при­вёл к соз­да­нию вы­со­ко­эф­фек­тив­ных гид­рав­ли­че­ских тур­бин.

Вернуться к началу