КАРАЖА́
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАРАЖА́ (на языках тупи – большая обезьяна, самоназвание – yña, iny – мы), индейский народ в Бразилии (штат Токантинс, крайний северо-запад штата Гояс и крайний восток штата Мату-Гросу). Живут в 29 поселениях, делятся на собственно К. (о. Бананал и прилегающие берега р. Арагуая), жавае (вост. побережье о. Бананал) и сев. К., или шамбиоа, ишимбиоа, ирару маанду (правый берег р. Арагуая, севернее о. Бананал). Численность 2,6 тыс. чел. (2008, оценка), из них собственно К. составляют 59%, жавае – 33%, сев. К. – 8% (1997). Говорят на изолированном яз. каража, входящем в макро-же языки, с диалектами каража, жавае и шамбиоа. Различаются мужской и женский регистры. Св. 70% владеют португ. яз. Ок. 60% К. – христиане (католики и протестанты), остальные сохраняют традиц. верования.
Первые контакты с пришлым населением с кон. 17 в., постоянные – с нач. 18 в. По культуре близки с соседним тупиязычным тапирапе. Враждовали с шаванте, шеренте, каяпо и тупиязычными ава-каноэйрос. Традиц. культура типична для индейцев тропич. лесов Юж. Америки. Занимаются рыболовством (осн. занятие), ручным подсечно-огневым земледелием (горький и сладкий маниок, кукуруза, фасоль, тыква, арбуз, арахис, табак, хлопок), охотой (добыча перьев для украшений); собирательство утрачивает значение. Изготовляли долблёные лодки длиной до 10 м. В качестве приправы к пище применяли золу и перец; практиковалась геофагия. Развиты плетение (среди мужчин и женщин), гончарство (в т. ч. расписная и фигурная керамика), изготовление глиняных расписных мужских и женских статуэток (среди женщин), украшений из перьев (в осн. среди мужчин). Во время рыболовного промысла в сухой период расселяются малыми семьями в хижинах на реке, в сезон дождей живут в поселениях, занимаясь земледелием. Поселения рядовой планировки, вытянуты вдоль берега. Деревней управляют представители больших материнских семей во главе с наследственным вождём («капитаном»). Мужчины объединялись в три ритуальных мужских общества, собиравшиеся в мужском доме; женщинам вход туда был запрещён. Как и у же, большинство браков заключалось с дочерью сестры отца и дочерью брата отца. Система терминов родства генерационного типа в поколении Эго и бифуркативного – в 1-м восходящем и нисходящем поколениях. Сиблинги делятся по относительному возрасту и относительному полу. На смену традиц. терминам родства приходят описат. конструкции. Счёт родства параллельный: сын наследовал отцу, дочь – матери. Брак уксорилокальный. Жилище прямоугольное. До 1920–30-х гг. одеждой был шнурок для пениса у мужчин и передник у женщин. И мужчины, и женщины наносили на щёки татуировку (в осн. в форме кругов), длинные до плеч волосы заплетали в косы. Женщины носили деревянные или кварцевые вставки в ушах. В 7–8 лет мальчиков принимали в мужской дом, подвергая их процедуре бичевания и вставляя им в нижнюю губу первую лабретку. В возрасте 8–10 лет волосы коротко стригли, макушку выбривали и красили в красный цвет и наносили татуировку на лицо. Особенно мужественные воины (воли) имели рубцы поперёк груди. Важнейшие церемонии – ежегодные инициации мальчиков (Хетооки); праздники, связанные с повышением и понижением уровня воды в р. Арагуая: в сухой сезон – танцы с масками (Идиасо; маски затем сжигаются); в сезон дождей – мужской праздник в честь предков. Муз. инструменты – сигнальные барабаны из бамбука и бутылочной тыквы; ритуальные трубы, которые не должны слышать женщины; панцири черепах, издающие звук при трении о руку. Известен миф о появлении предков К. из-под земли через отверстие. Умершего заворачивали в его подстилку, украшали перьями и клали в яму на помост, под которым ставили сосуды с едой и чичей; могилу засыпали, сверху ставили навес; через некоторое время кости откапывали и помещали в глиняную урну.
С нач. 1970-х гг. браз. правительство осуществляет программу двуязычного (каража / португ. яз.) образования среди К. Территория К. в 1990-х гг. получила офиц. охранный статус (Индейская территория тапирапе / каража, Индейский парк Арагуая и др.). К. создали две обществ. организации – «Ассоциацию деревни Санта-Изабель-ду-Морру» (штат Токантинс) и «Ассоциацию деревни К. ди Аруанья» (штат Гояс).