ИСПАНОАМЕРИКА́НЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИСПАНОАМЕРИКА́НЦЫ (Spanish Americans, Spanish-speaking Americans или Spanish-surnamed Americans, Hispanic, Latino), этническая общность в составе американцев. Численность 44,3 млн. чел. (2006, оценка American Community Survey), или 14,8% нас. США. Из них выходцы из Мексики (мексиканоамериканцы, или чикано) составляют 28,3 млн. чел., из Пуэрто-Рико – 4,0 млн. чел., с Кубы – 1,5 млн. чел., из Сальвадора – 1,4 млн. чел., из Доминиканской Республики – 1,2 млн. чел., из Гватемалы – 874,8 тыс. чел., из Колумбии – 801,4 тыс. чел.; выходцы из Испании в переписи 2000 учитывались как Spaniard – 300 тыс. чел. и Spanish – 2,2 млн. чел.
Испанцы – первые европейцы, появившиеся на территории совр. США (1513, Флорида) и основавшие здесь первое постоянное поселение (Сент-Августин, 1565). К 1783 Испания владела половиной территории совр. США. К сер. 19 в. в результате аннексии земель, принадлежавших Мексике и Испании, старинные исп. поселения в Калифорнии, Техасе, Флориде, Аризоне, Нью-Мексико, на юге Колорадо, в Вайоминге, Луизиане (в т. ч. поселения потомков выходцев с Канарских о-вов, или исленьо) вошли в состав США. После испано-американской войны 1898 в США (в Нью-Йорк и на Гавайские о-ва) началась массовая иммиграция пуэрториканцев (получили в США полные гражд. права), после Мексиканской революции 1910–17 – мексиканцев (во время Великой депрессии 1929–33 более полумиллиона мексиканцев, в т. ч. граждан США, депортировано в Мексику), после Кубинской революции 1956–59 – св. 1 млн. кубинцев (в осн. в юж. и центр. Флориду), в т. ч. в результате «мариельского исхода» 1980 – св. 125 тыс. чел. В совр. США осн. массу иммигрантов составляют мексиканцы.
Демографич. рост среди И. в три раза превышает общенациональный; 60% И. моложе 30 лет. Ок. 49% И. живёт в Калифорнии и Техасе, наибольшая доля И. приходится на Нью-Мексико (43% от общей численности штата). Компактно населённые И. районы имеются в Нью-Йорке и др. городах. Большинство (95,5%) говорит по-испански. Владеют англ. яз. 23% испаноязычных иммигрантов, 88% И. первого поколения и 94% И. второго поколения. В местах плотного расселения И. сформировались испаноамер. диалекты англ. яз., напр. техано в юж. Техасе (на основе мексиканского исп. яз.) и нуйорикан в Нью-Йорке (на основе пуэрториканского исп. яз.); нуйорикан также испытал на себе влияние афроамер. диалектов. Бытует смешанный англо-исп. яз. (жаргон) спэнглиш (spanglish, espanglish, el Spanish broken, espanglés, pochismo), распространённый также в пограничных районах Мексики и в Панаме (его региональные вариации – техмекс в Техасе, кало в Аризоне и Нью-Мексико и др.; элементы лексики кало вошли в амер. вариант англ. яз. через посредство чиканского движения 1960–70-х гг.). Большинство (68%) И. – католики (они составляют треть всех католиков США), из них половина – харизматики (Церковь католич. возрождения); 20% – протестанты, из них половина – сторонники возрожденчества разл. толков; 8% – атеисты; 4% – пр. конфессии (2007, оценка).
Самый высокий уровень образования среди И. – у кубинцев, самый низкий – у мексиканцев. И. занимают заметное положение на всех уровнях политич. организации и среди всех политич. движений США (кубинские и доминиканские американцы тяготеют к республиканцам, остальные группы в составе И. – к демократам). У И. есть свои частные телевизионные каналы («Univisión», «Telemundo» и др.), радиостанции («La Que Buena» в Лос-Анджелесе, «WDDW» в Милуоки), газеты («El Nuevo Herald» в Майами) и журналы («Vida Latina»). В 1986 создана Нац. коалиция испаноамер. СМИ, в 1998 – Испаноамер. обществ. телевещание. И. внесли важный вклад в амер. спорт, музыку, театр, кино, лит-ру, поп-культуру. Популярность испаноамер. музыки в США резко возросла после 1970-х гг. (в т. ч. «латино поп» – мировое муз. направление, построенное на смеси сальсы, самбы, кумбии, нортеньо, меренге, техано, танго, фламенко, вальенато). В области рэпа и хип-хопа распространены мекс. муз. жанры (техано, ранчеро, нортеньо и пр.), песенные стили (корридо) и типы ансамблей (марьячи). Испаноамер. танец неразрывно связан с культурой клубов в «испанском Гарлеме» (Эль-Баррио) Нью-Йорка. В 1940–50-х гг. центром испаноамер. танцевальной культуры был бальный зал «Палладио» на Манхэттене и неск. клубов в Майами. С 1970 в Нью-Йорке существует театр испаноамер. танца «Балет Испанико». Повсеместно распространены испаноамер. фольклорные танцевальные коллективы. Проникновение мекс. театральных трупп в США (Лос-Анджелес и Сан-Франциско) началось в 1860-х гг. В их репертуар входили исп. мелодрамы и оперетты (сарсуэла), кубин. и мекс. пьесы. Театральные постановки были неотъемлемой частью жизни испаноамер. районов во всех крупных городах. К 1920-м гг. испаноамер. труппы давали представления в Нью-Йорке, Чикаго, Кливленде и Лос-Анджелесе; наибольшей известностью пользовались Театро-Кармен в Тусоне (Аризона) и Ла-Кампанья-де-Театро-Эспаньоль в Нью-Йорке. Великая депрессия и 2-я мировая война повлекли за собой угасание испаноамер. театра, особенно на юго-западе и в ср. части США. В послевоенные годы новые испаноамер. театры открылись в Чикаго и Нью-Йорке, в 1965 – Эль-Театро-Кампесино в Калифорнии. Возникли школа испаноамер. драматургии и театральные союзы (Испаноамер. театральная инициатива в Лос-Анджелесе и др.). И. оставили заметный след в амер. немом кино (актрисы М. Гонсалес и Б. Мичелена, актёры А. Морено и П. де Кордова и др.). Среди совр. испаноамер. киноактёров – Р. Морено, Дж. Лопес, Э. Лонгория, К. Диас, А. Бандерас. Фестивали испаноамер. кино ежегодно проходят в Майами, Орландо, Бостоне, Нью-Йорке, Альбукерке, Сан-Диего, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе. Существует передвижной Музей испаноамер. кинематографии. Осн. центры поддержки испаноамер. традиц. и совр. иск-ва – Ассоциация испаноамер. иск-ва в Нью-Йорке, Нац. ассоциация испаноамер. иск-ва и культуры в Сан-Антонио (Техас), Мусео-де-лас-Америкас в Денвере (Колорадо), Эль-Мусео-Латино в Омахе (Небраска), Музей испаноамер. иск-ва в Помоне (Калифорния) и Латино-Артс в Милуоки. Совр. испаноамер. лит-ра связана с чиканским политич. движением (см. Мексиканоамериканцев литература). Как свидетельство влияния испаноамер. культуры на амер. лит. авангард и постмодернизм рассматривается творчество У. К. Уильямса (пуэрториканца по материнской линии).
В пище И. сохраняются как общеиспаноамериканские традиции, так и региональное разнообразие: домашнее приготовление и коллективные трапезы, большое значение бобовых и др. Сформировались смешанные кухни, приспособленные для амер. потребителя, – флорибская (Флорида+Карибские о-ва) и «новолатинская» («нуэво-йорк»). Развивается общеамериканская сеть быстрого питания «Тако-Белл», торгующая стилизованной мекс. едой.
Интеграция И. в амер. общество связана с большими проблемами. Среди них высок уровень безработицы. Испаноамер. сообщество отличается высокой криминогенностью: И. составляют 47% молодёжных бандитских групп в США, большинство которых сформировалось на основе земляческих союзов (т. н. пограничные братства – Hermanos de la Frontera). Действуют общие испаноамер. криминальные альянсы: Великая раса (La Gran Raza) и Большая семья (La Gran Familia) на вост. побережье и в центр. штатах, также «южане» (Sureños) и «северяне» (Norteños) в Калифорнии и др. Во многих крупных городах (Лос-Анджелес, Сиэтл, Портленд, Чикаго и др.) отмечается острая конкуренция между испаноамер. и афроамер. преступными группировками. Все банды пользуются спец. граффити, сленгом, языком жестов и татуировками. Отличит. знаками членов мексиканоамер. банд служат ожерелья из зелёно-красно-белых бус (цвет мекс. флага) и рабочая одежда фирмы Dickies. В то же время остаётся нерешённой проблема создания легальных общенациональных организаций испаноамериканцев.