МЕКСИКАНОАМЕРИКА́НЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕКСИКАНОАМЕРИКА́НЦЫ (Mexican Americans; чикано, мексиканцы США), крупнейшая группа испаноамериканцев. Численность 31,7 млн. чел. (2009, оценка Бюро переписи, сильно занижена), или 12,5% нас. США; после Мексики США – 2-я страна по числу мексиканцев. M. – наиболее быстрорастущая испаноязычная этнич. группа в США (63,9% всех испаноязычных американцев). По данным переписи 2000, 47,3% М. определяют себя как «белые», 45,5% – как «метисы», т. е. потомки браков между европейцами и коренным населением Мексики. Большинство М. живут на юге и юго-западе, хотя в 2000-х гг. усилился приток М. на северо-восток и Средний Запад США. Наибольшая концентрация М. зафиксирована в графстве Эль-Пасо в Техасе, где они составляют 80% нас., и в г. Лос-Анджелес, где до 50% нас. причисляют себя к М. Св. 9 млн. М. проживают в испаноязычных гор. кварталах (баррио, колониа). Говорят на исп. яз., в т. ч. на диалектах чикано (вдоль границы) и новомексиканском (штаты Нью-Мексико и Колорадо). В местах плотного расселения М. сформировались чиканские диалекты англ. яз. (напр., техано в Юж. Техасе). Бытуют смешанный англо-исп. яз. – спэнглиш и его региональные вариации – техмекс, кало и др. Ок. 80% М. – католики (27% харизматич. толка), ок. 20% – протестанты (в осн. на северо-востоке США), в т. ч. 14% – евангелисты и пятидесятники.
Выходцы из Новой Испании впервые появились на территории будущих Соединённых Штатов в 16 в. Между 1720 и 1770 исп. колонизация захлестнула Техас и юж. побережье Калифорнии: по инициативе офицера Г. де Портола (1723–84) и францисканского миссионера Хуниперо Серра (1713–84) появилось множество фортов и католич. миссий вдоль дороги Эль Камино Реаль. K 1830 в Техасе проживало 30 тыс. выходцев из Мексики (техано). В результате Техасской войны (1835–36) техано и поселенцы из США (техасцы) совместными силами добились независимости от Мексики и провозгласили республику Техас. После американо-мексиканской войны 1846–48 к США присоединены обширные населённые мексиканцами территории. Мексиканская революция 1910–17 привела к миграции в США св. 1,5 млн. мексиканцев (более 10% нас. Мексики), из них 70% осели в Техасе. Во время Великой депрессии св. 500 тыс. мексиканцев, в т. ч. амер. граждан, были депортированы в Мексику. С 1940-х гг. развернулась организованная борьба M. за свои права, в 1960-е гг. получившая назв. чиканского движения («El Movimiento») и слившаяся с общеамериканской борьбой левых сил за гражданские права женщин и меньшинств (Civil Rights Movement). Ядро чиканского движения составляли студенч. организации (Чиканское студенч. движение Астлан, Народ Астлана, Объединённое мексиканоамериканское студенчество, Мексиканоамер. молодёжная орг-ция и др.) и особенно радикальная орг-ция «Коричневые береты». Мн. чиканские группы в борьбе против амер. политич. институтов взяли на вооружение миф об Астлане – центре древней ацтекской цивилизации.
В результате экономич. кризиса в Мексике нач. 1990-х гг., а также вступления в действие в 1994 Сев.-амер. соглашения о свободной торговле (НАФТА) между США, Канадой и Мексикой, приведшего к ослаблению мексиканского с. х-ва и сокращению на 30% фермерских рабочих мест, резко возросла незаконная иммиграция М. (пешком через аризонскую пустыню, вплавь через р. Рио-Гранде), сопровождающаяся массовой гибелью людей. Перебежчики пользуются услугами посредников (т. н. койотов), организующих контрабандную перевозку людей из Мексики в США. Деньги, пересылаемые мекс. сезонными рабочими и иммигрантами своим семьям (ремисас), составляют самый крупный источник иностр. капитала в Мексике. До недавнего времени крупные амер. компании охотно нанимали нелегальных мекс. иммигрантов, но в 2005–06 под нажимом правительства были вынуждены прекратить эту практику. Среди рядовых американцев отношение к нелегальным мекс. иммигрантам двойственное: низшие и средние слои амер. общества (особенно афроамериканцы) обеспокоены конкуренцией за рабочие места, распространением исп. яз., ростом бандитизма и повышением трат на социальное страхование и здравоохранение, в то же время высокооплачиваемые слои населения охотно пользуются их дешёвыми услугами (напр., домашняя уборка, ремонт, мойка машин; особенно развито в Калифорнии).
М. внесли важный вклад в амер. лит-ру (см. Мексиканоамериканцев литература), театр (с 1860-х гг. постановки исп. мелодрам и сарсуэл стали неотъемлемой частью жизни мексиканоамериканских районов в крупных городах; часто они служили политич. мобилизации и экономич. взаимопомощи; в послевоенные годы новые мексиканоамериканские театры открылись в Чикаго и Нью-Йорке), кино, музыку (напр., К. Сантана), поп-культуру, спорт (напр., олимпийский чемпион 1992 боксёр О. де ла Хойя). Региональные мекс. муз. жанры (техано, ранчеро, нортеньо и пр.), песенные стили (корридо) и типы ансамблей (марьячи) вливаются в общеамериканскую муз. культуру. Общеамериканские центры поддержки мексиканоамериканского иск-ва – «Королевские ВВС чикано» («Royal Chicano Air Force») в Сакраменто, «Галерея расы» («Galerí a de la Raza») в Сан-Франциско, «Самодельная графика» («Self Help Graphics & Art») в Лос-Анджелесе, «Культурный центр расы» («Centro Cultural de la Raza») в Сан-Диего и др. Блюда мексиканоамериканской кухни (лепёшки-тортильи с разл. начинками: тако, начо, гордито, чалупа, кесадилья, бурито) распространяются общеамериканской сетью быстрого питания «Taco Bell». Сохраняются мекс. семейные обычаи: брак по сговору, обряды по достижении девочкой зрелости (кинсеньера), кумовство-компадрасго; традиция сооружения старшей в доме женщиной домашнего алтаря (алтарсито) со статуей Девы Марии Гваделупской – центр. символа чиканского изобразит. иск-ва. 18% М. верит в знахарство (curanderismo) и колдовство (brujería). Религиозность была важной составляющей чиканского движения. По уровню образования М. (уроженцы как Мексики, так и США) отстают от др. испаноамериканцев, афроамериканцев и белых американцев. Во многих крупных городах (Лос-Анджелес, Сиэтл, Портленд, Чикаго) происходит острая конкуренция между мексиканоамериканскими и афроамериканскими криминальными бандами. Отличит. знаками мексиканоамериканских банд служат ожерелье из зелёно-красно-белых бус (цвет мекс. флага) и одежда марки «Dickies». Все банды пользуются спец. граффити, сленгом, языком жестов и татуировками.